Государственная миграционная служба Украины не вправе отказать в принятии заявления о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, если такое заявление было подано в ходе судебного рассмотрения дела о принудительном выдворении с Украины лицом от своего настоящего имени
2 сентября 2015 года коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу гражданина Афганистана В. на постановление Окружного административного суда г. Киева от 14 октября 2014 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 17 декабря 2014 года по делу по иску гражданина Афганистана В. к Главному управлению Государственной миграционной службы Украины в г. Киеве (Главное управление ГМС) о признании противоправным и отмене приказа, установила следующее.
В сентябре 2014 года гражданин Афганистана В. обратился в суд с иском к управлению ГМС о признании противоправным и отмене приказа.
Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 14 октября 2014 года, оставленным без изменений определением Киевского апелляционного административного суда от 17 декабря 2014 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решениями судов первой и апелляционной инстанций, истец подал кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решения судов предыдущих инстанций, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, юридической оценки обстоятельств дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Судами установлено, что 27 августа 2014 года гражданин Афганистана В. прибыл на Украину рейсом № 538 «Алматы — Киев», использовав паспорт гражданина Словакии на имя С. 30 августа 2014 года пытался выехать по указанному паспорту в Испанию рейсом № 941 «Киев — Мадрид», однако был задержан сотрудниками пограничной службы Отдельного контрольно-пропускного пункта «Киев» в международном аэропорту «Борисполь». В ходе проведения проверки по установлению личности истца работниками Государственной пограничной службы Украины направлен запрос в посольство Словакии на Украине и установлено, что истец выдал себя за другое лицо.
2 сентября 2014 года Отдельный контрольно-пропускной пункт «Киев» обратился в Бориспольский горрайонный суд Киевской области с исковым заявлением о принудительном выдворении с Украины гражданина Афганистана В., назвавшегося гражданином Словацкой Республики С.
В ходе рассмотрения указанного дела в судебном заседании гражданин Афганистана В. изъявил желание обратиться в Государственную миграционную службу Украины с заявлением о признании его беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите на Украине.
Приказом Главного управления ГМС № * от 3 сентября 2014 года отказано гражданину Афганистана В. в принятии заявления о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, согласно части 6 статьи 5 Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной защите».
Уведомлением № ** от 3 сентября 2014 года доведено до сведения гражданина Афганистана В. решение Главного управления ГМС об отказе в принятии его заявления о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите.
Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с решением которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из следующего.
Согласно Закону Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» от 8 июля 2011 года № 3671-VI (Закон), беженец — это лицо, которое не является гражданином Украины и вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться туда вследствие указанных опасений; лицо, нуждающееся в дополнительной защите, — это лицо, которое не является беженцем согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 года, Протоколу о статусе беженцев 1967 года и этому Закону, но нуждается в защите, поскольку такое лицо вынуждено было прибыть на Украину либо остаться на Украине вследствие угрозы его жизни, безопасности или свободе в стране происхождения из-за опасений применения в отношении него смертной казни, или исполнения приговора о смертной казни, или пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, или наказания, или общераспространенного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта, или систематического нарушения прав человека и не может или не желает вернуться в такую страну из-за указанных опасений.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона лицо, которое имеет намерение быть признанным беженцем на Украине или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, во время въезда на Украину незаконно пересекло государственную границу Украины, должно без промедления обратиться в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной или временной защите, с заявлением о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите.
Истец с заявлением о его признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите на Украине, обратился в соответствующий компетентный орган в ходе судебного рассмотрения дела о принудительном выдворении с Украины.
Также судами первой и апелляционной инстанций установлено, что цель истца при пересечении границы Украины заключалась в дальнейшем выезде в Испанию, но при попытке пересечения границы самолетом во время проверки документов при посадке на рейс № 941 «Киев — Мадрид» по паспорту гражданина Словацкой Республики С. он был задержан работниками пограничной службы Отдельного контрольно-пропускного пункта «Киев» в международном аэропорту «Борисполь».
Суды пришли к выводу, что истец, обращаясь в Государственную миграционную службу Украины с соответствующим заявлением, не ставил перед собой цель получить дополнительную защиту, а пытался легализовать свое незаконное пребывание на территории Украины с целью дальнейшего выезда в третью страну.
Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами, учитывая следующее.
Согласно части 6 статьи 5 Закона, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной или временной защите, может принять решение об отказе в принятии заявления о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, в случае, если заявитель выдает себя за другое лицо или если заявителю ранее было отказано в признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, при отсутствии условий, предусмотренных пунктами 1 или 13 части 1 статьи 1 настоящего Закона, если указанные условия не изменились. То есть данная норма устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при которых центральный орган исполнительной власти может отказать в принятии заявления о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите.
В данном случае гражданин Афганистана В. подал такое заявление от своего имени впервые, и отказа в признании его беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, при отсутствии условий, предусмотренных пунктами 1 или 13 части 1 статьи 1 этого Закона раньше не было.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что приказ Главного управления ГМС № * от 3 сентября 2014 года об отказе гражданину Афганистана В., в принятии к рассмотрению его заявления о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, не соответствует требованиям Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите».
Несмотря на то, что по делу не требуется сбор или дополнительная проверка доказательств, обстоятельства установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 229 Кодекса административного судопроизводства Украины отменяет решения судов первой и апелляционной инстанций и принимает новое решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 160, 167, 220, 221, 223, 229, 230, 232 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд постановил:
— кассационную жалобу гражданина Афганистана В. удовлетворить;
— постановление Окружного административного суда города Киева от 14 октября 2014 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 17 декабря 2014 года отменить;
— принять новое постановление;
— признать неправомерным и отменить приказ Главного управления ГМС № * от 3 сентября 2014 года об отказе в принятии заявления о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, гражданина Афганистана В.;
— обязать Главное управление ГИС принять и рассмотреть заявление гражданина Афганистана В.
Постановление вступает в законную силу с момента оглашения и может быть пересмотрено на основаниях, установленных статьей 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Постановление Высшего административного суда Украины от 2 сентября 2015 года. Дело № 826/13641/14. Председательствующий — Емельянова В.И. Судьи — Алексеенко Н.Н., Сытников А.Ф.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…