На состоявшемся 27 апреля с.г. заседании Национальной комиссией по укреплению демократии и утверждению верховенства права был рассмотрен ряд вопросов. В частности, Концепция государственной политики в сфере уголовной юстиции и обеспечения правопорядка оказалась еще не готовой к утверждению, поскольку рабочая группа не смогла прийти к согласию по ряду концептуальных вопросов: о том, на какой стадии рассмотрения дела (судебной или досудебной) будет проходить следствие; о месте прокуратуры в системе органов, обеспечивающих правопорядок. Не смогла определиться с этими вопросами и Национальная комиссия, поэтому было решено провести научную конференцию по этим вопросам, чтобы, обобщив мнения научных деятелей, принять соответствующее решение.
Также Национальная комиссия не утвердила окончательно проект Закона о внесении изменений в Закон «О судоустройстве Украины» и направила для ознакомления в Верховный Суд Украины и Совет судей Украины. Ключевыми моментами этого законопроекта является внедрение новой системы судов, в которой нет места военным судам, зато предполагается создание окружных уголовных и Высших гражданского и уголовного судов. Кроме того, законопроектом предлагается изменить порядок формирования администрации судов, подбора судей, создать дисциплинарную комиссию судей и прочие нововведения. И хотя председатель Национальной комиссии Сергей Головатый утверждал, что законопроект полностью соответствует «Концепции усовершенствования «судівництва» для утверждения справедливого суда на Украине в соответствии с европейскими стандартами» (Концепция), некоторые важные несоответствия между ними есть. Например, в Концепции шла речь о необходимости ликвидации хозяйственных судов, а законопроектом установлено, что хозсуды являются специализированными, но это, думается, — к лучшему. В то же время Концепцией четко определено, что ликвидация военных судов возможна только при законодательном разрешении вопроса об особенностях деятельности судов в военное время и в связи с пребыванием подразделений Вооруженных Сил Украины за границей (такой законопроект пока не разработан). Некоторые члены комиссии обратили внимание на то, что разрабатывать законопроекты с целью реализации Концепции до ее утверждения Президентом Украины преждевременно, но г-н Головатый заявил, что стоит руководствоваться Указом Президента о плане мер на 2006 год по реформированию судоустройства № 242 от 20 марта с.г. (хотя этот Указ тоже еще не вступил в силу).
Также Национальная комиссия рассмотрела проект Закона «О судебном сборе», которым предлагается установить ставки, основания установления, уменьшения размера, освобождения от уплаты и сам порядок уплаты сбора. Но мнения членов комиссии относительно целесообразности установления столь высоких ставок судебного сбора (например, 10 % от цены иска имущественного характера) разделились. Советник Президента Украины — Руководитель Главной службы правовой политики Секретариата Президента Украины Николай Полуденный, в частности, отметил, что это будет стимулировать стороны подавать обоснованные иски, когда необходимо решить дело по сути, а не поиграть в процесс, преследуя другие цели. Данный вопрос решит рабочая группа.
Единственный документ, который Национальная комиссия утвердила на этом заседании, — проект Закона «О внесении изменений в некоторые акты Украины относительно финансирования судебной власти», основной идеей которого является направление средств от взимания судебного сбора на финансирование судов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…