Президент Украины своими тремя указами от 8 июня с.г. ввел в действие решения Совета национальной безопасности и обороны Украины: «О новой редакции Стратегии национальной безопасности Украины», «О новой редакции Военной доктрины Украины» и «О мерах по усилению борьбы с терроризмом на Украине». Первые два документа более детализированы по сравнению с предшествующими аналогами и свидетельствуют о готовности решительно реагировать на угрозы безопасности страны. Третий же указывает на намерение комплексно обновить нормативную базу в сфере противодействия угрозе, которая до недавнего времени считалась недостаточно актуальной для Украины.
Хотя Стратегия национальной безопасности и признает более насущными внутренние вызовы национальной безопасности, однако она уделяет достаточно внимания вопросам внешней политики.
В частности, в качестве фактора, угрожающего безопасности Украины, приводится «кризис существующей системы международной безопасности», который в сочетании с несовершенной системой международного права позволяет безнаказанное применение силы на международной арене.
По сравнению с редакцией Стратегии 2007 года появились новые угрозы, среди которых кибертерроризм, пиратство, торговля ядерными материалами, а также усиление милитаризации региона.
Предыдущая редакция относила к непосредственным вызовам безопасности Украины отсутствие демаркации государственной границы Украины с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Молдова. Новая Стратегия дополнена следующим вызовом: «наличие неурегулированных проблемных вопросов, связанных с временным пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины».
Среди целей во внешнеполитической сфере упоминается противодействие «легитимизации статуса самопровозглашенных квазигосударственных образований» на территориях государств региона. Подчеркивается необходимость стратегического сотрудничества со всеми стратегическими партнерами Украины: ЕС, США и КНР. Однако кооперация с РФ обещает быть более тесной — она включает поиск общих подходов к формированию «новой общеевропейской системы коллективной безопасности».
В новой редакции Военной доктрины Украины обращает на себя внимание отсутствие положений об интеграции в НАТО, а также о переходе армии на контрактную основу. Хотя и не исключается обращение за помощью к любым государствам на случай, если Украина окажется жертвой агрессии.
Предыдущая редакция Военной доктрины Украины называла условия прекращения Украиной военных действий против агрессора на случай вооруженной агрессии (восстановление территориальной целостности Украины и гарантия возмещения ущерба). Новая же Доктрина предполагает и условия на случай вооруженного конфликта. Одним из них является «разоружение незаконных военизированных или вооруженных формирований».
Доктрина оперирует такими понятиями, как риски и вызовы, повышающие уровень угрозы применения военной силы против Украины. Среди них — осуществление «информационно-психологических мероприятий по дестабилизации социально-политической обстановки», применение экономических и политических санкций против Украины, а также поддержка сепаратизма.
К действиям, создающим условия для возникновения военного конфликта, отнесены: прекращение дипломатических отношений с Украиной, экономическая или информационная блокада Украины и даже «демонстрация военной силы». В целях сдерживания потенциального агрессора государство может ввести правовой режим военного (чрезвычайного) положения и, что характерно, «демонстрировать собственную обороноспособность».
Путем предотвращения военных конфликтов названо, в том числе, юридически-правовое оформление международных гарантий, предоставленных Украине в связи с ее отказом от ядерного оружия.
Отдельно стоит упомянуть о введенном в действие указом Президента Украины решении СНБО «О мерах по усилению борьбы с терроризмом на Украине».
В контексте мер Кабинету Министров Украины было поручено до конца июня с.г. разработать законопроект о внесении изменений в Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» с целью предоставить субъектам ОРД дополнительные полномочия по применению специальных технических средств для предупреждения совершения преступлений, связанных с террористической деятельностью. До конца августа 2012 года правительство должно разработать Концепцию по борьбе с терроризмом. Предотвращение угрозы терроризма связывается также с разработкой законопроектов «О противодействии экстремизму» и «О частной детективной розыскной деятельности». Также требуется обеспечить сопровождение уже разработанного законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по борьбе с терроризмом» (№ 10552).
Эксперты полагают, что эти инициативы направлены не столько на усиление безопасности общества, сколько на защиту государства от внутренних оппонентов. Такого мнения придерживается и Виктор Швец, председатель парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Он считает лишним расширение полномочий СБУ. Достаточно наоборот — сузить компетенцию, избавив Службу от расследования «лишних» уголовных дел. В таком случае она сосредоточится на контрразведывательной деятельности.
По наблюдению г-на Швеца, последние законопроекты правительства подготовлены некачественно. Не является исключением и законопроект № 10552, регламентирующий порядок признания организации террористической. Как убеждают авторы проекта, без такого порядка неприменимой является статья 2583 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая ответственность за создание террористической группы или организации. «Мертвой» оставалась и статья 24 Закона Украины «О борьбе с терроризмом», позволяющая ликвидировать террористическую организацию и конфисковать ее имущество.
Данный документ вносит изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины. Председатель СБУ и его заместитель смогут подать административный иск о признании организации террористической. Принятое судебное решение будет окончательным и подлежит немедленному исполнению.
При этом четкие критерии отнесения организаций к террористическим отсутствуют. Требуется всего лишь «подтверждение признания этой организации террористической в других странах». При этом потенциальные террористы не уведомляются о рассмотрении дела судом.
Юристы Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины уже высказали мнение, что предложенный процессуальный порядок нарушает базовые конституционные гарантии в сфере правосудия.
Но, возможно, даже это не является главным недостатком законопроекта. Он далек от реалий жизни — часто террористические группы не требуют никакой институционализации. За терактами могут стоять анонимные лица или же, по крайней мере, организации, не имеющие официальной регистрации. Пример — взрывы в г. Днепропетровске 27 апреля с.г. К слову, именно эти трагические события и объясняют активизацию государства в данном направлении.
Хотя сами власти отрицали наличие политического мотива в терактах, но именно существование в обществе политических конфликтов они считают источником террористической угрозы. Усматривается, что в широком смысле «нагнетанием обстановки» можно признать любую критику власти. В этом смысле опасения вызывает разработка проекта Закона Украины «О противодействии экстремизму». К слову, законопроект с таким названием авторства народного депутата Украины Вадима Колесниченко уже получил массу негативных отзывов. Размытое определение экстремизма в нем сочетается с весьма четким механизмом привлечения к ответственности. Согласно статье 13 Проекта, экстремистским признается любое объединение, подразделение которого «оправдывало» любое «непрямое ограничение прав». Каждый из участников запрещенного объединения мог быть приговорен к пяти годам лишения свободы. Не исключено, что правительство в ходе подготовки своего закона обратится к существующим наработкам.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…