Государственная «Укрпочта» имеет давнюю историю, но готово к динамичным переменам. Ознакомление с методами работы юристов компании позволяет понять комплексность задач, которые стоят перед предприятием на данном этапе. Осветить приоритеты в деятельности стратегически важной компании, а также роль юристов в ее функционировании согласился директор по правовым вопросам ПАО «Укрпочта» Леонид Бортничук.
— По нашим наблюдениям, «Укрпочта» находится в постоянной динамике. Леонид Викторович, назовите основные приоритеты компании.
— Компания постоянно работает над перечнем услуг и их направленностью, учитывая требования потребителей и тенденции рынка. Основная задача состоит в предоставлении четкого и понятного потребителю перечня массовых услуг со стабильным уровнем качества. Сейчас происходит отказ от тенденции большого количества услуг, поскольку многие из них предоставляются в течение года в единичных случаях. Кроме того, отдельное внимание уделяется себестоимости услуги, которая должна иметь тенденцию к уменьшению благодаря стандартизации процесса и массовости услуги.
Основные сегменты следующие: а) почтовые услуги — универсальные услуги почтовой связи с регулируемым государством уровнем цен, иные услуги почтовой связи и пересылки прочих отправлений, где применяются конкурентные цены, новые стандарты сервиса, дифференцированные сроки доставки (регистрируемые и нерегистрируемые отправления, отправления с наложенным платежом и пр.); б) финансовые услуги — прием платежей, перевод средств, выплата денег с платежных карт, пополнение карт и операции между картами, сопутствующие услуги (страховые, агентские от банков); в) торговля продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления; г) распространение периодических печатных изданий как по подписке, так и в розницу; д) сдача в аренду собственной недвижимости.
— Влияют ли реформы внутри компании на специфику работы юристов? Какова структура юрдепартамента?
— Сегодня структура юридической службы традиционная: нормативное, договорное, претензионно-исковое направления. Отдельные юрслужбы существуют в центральном аппарате управления и в филиалах: региональных (24 дирекции) и специализированных (три дирекции). Всего текущая численность составляет около 75 человек.
Реформы компании существенно повышают требования к качеству работы юристов, заставляя осваивать новые, ранее не используемые в «Укрпочте» отрасли права, такие как финансовое и корпоративное право.
Кроме того, повышаются требования к работе в традиционных почтовых операциях, поскольку современные тенденции к развитию е-коммерции, публичных услуг и адресной доставки требуют адаптации существующих схем оказания услуг к требованиям рынка.
— Как налажен процесс в вопросе соответствия международным требованиям и стандартам?
— «Укрпочта» является национальным оператором почтовой связи в Украине и имеет статус назначенного оператора для взаимодействия с почтами других стран в рамках Всемирного почтового союза (ВПС) и Всемирной почтовой конвенции (ВПК).
Представителями ВПС разработаны стандарты оказания услуг почтовой связи как по качественному признаку, так и по срокам доставки. В «Укрпочте» существует управленческая вертикаль операционной деятельности, задачей которой в том числе является соблюдение этих международных требований и стандартов при оказании почтовых услуг как внутри страны, так и связанных с международной пересылкой. В этом году «Укрпочта» заняла 33-е место среди 173 почт стран — участниц ВПС, поднявшись на семь позиций с прошлого года и оставив позади в этом рейтинге Норвегию, Израиль, Кипр, Россию и Испанию.
— Поскольку «Укрпочта» считается монополистом, не можем не задать важный вопрос: не возникает у вас проблемных вопросов во взаимоотношениях с Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ)?
— Нет, с Антимонопольным комитетом проблемных вопросов во взаимодействии нет, мы тесно сотрудничаем, предоставляем по запросам его органов всю интересующую их информацию. Проблемы есть с прямыми нашими конкурентами, которые пытаются использовать АМКУ как рычаг воздействия на «Укрпочту», пытаясь тем самым получить антиконкурентное преимущество на рынке услуг почтовой связи и пересылки отправлений. На эти попытки мы реагируем в рамках закона, защищая интересы национального оператора. При необходимости и по указанию руководителя компании мы готовы перейти к более активным действиям, с использованием всего законного арсенала для пресечения таких нечестных методов оппонентов.
— Каким образом строятся взаимоотношения с контрагентами? Часто ли приходится разрешать споры в суде?
— Судебная работа ведется постоянно, поскольку в ходе хозяйственной деятельности всегда возникают те или иные трения с контрагентами. Это как банальное взыскание задолженности, неустоек по хозяйственным операциям, так и интереснейшие споры по защите объектов интеллектуальной собственности или тяжелые процессы по разделу имущества или земельных участков.
— Как юристы помогают компании учитывать потребности клиентов? Насколько обоснованы жалобы потребителей?
— Жалобы клиентов носят разный характер. По каждому обращению проводится проверка с привлечением к подготовке ответов юридической службы. Там, где жалобы подтверждаются фактами, анализируются причины такого нарушения процедуры и готовится ответ заявителю. В любом случае ответ содержит разъяснение порядка оказания услуги во избежание повторения такого инцидента.
— Какую специфику имеет регулирование трудовых отношений в вашей компании? Как строятся взаимоотношения с профсоюзами?
— В компании работают свыше 73 тысяч человек, поэтому регулирование трудовых отношений занимает весомую долю в юридической работе. Большинство вопросов успешно решаются на уровне специалистов направления управления персоналом, а те, которые попадают в работу юристам, также сопровождаются с повышенным вниманием. Это могут быть вопросы, касающиеся правильности увольнения работника или изменения существенных условий его труда, начисления оплаты за неиспользованные дни отпуска или привлечения к дисциплинарной ответственности. Профсоюзы также стоят на страже защиты интересов своих членов. Практически в каждой региональной дирекции есть своя профсоюзная организация, а зачастую и не одна. Поэтому работа с профсоюзами ведется постоянно, ей уделяет внимание как направление персонала, так и лично генеральный директор. «Укрпочта» поддерживает большинство инициатив профсоюзных отраслевых организаций, старается вести конструктивный диалог.
— Участвует ли компания в разработке законодательных актов, улучшающих регуляторную среду в поле вашей деятельности и в смежных сферах?
— Безусловно, законодательное и нормативное регулирование почтовой связи внутри страны и почтового международного обмена требует постоянного совершенства нормативной базы. Сейчас на публичном обсуждении находится очередная версия проекта Закона «О почтовой связи», направленного на имплементацию Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, приведение законодательства Украины в соответствии с европейскими нормами относительно почтовой связи. Также ведется работа по изменению других законодательных актов, Таможенного и Налогового кодексов Украины, Правил предоставления услуг почтовой связи, процедур обмена международной почтой и т.п. Министерство инфраструктуры Украины при согласовании или разработке таких нормативных документов проводит консультации с участниками рынка, к которым относится и «Укрпочта» как национальный оператор почтовой связи.
(Беседовал Виталий ДУДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…