Президент подписал законопроекты №1053-1 и №1073 — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Во весь РРОст

Президент Украины подписал законопроекты № 1053-1 и № 1073

Введение РРО для всех налогоплательщиков и резкий рост их количества могут повлечь за собой системные проблемы при регистрации кассовых чеков и отчетов

17 октяб­ря 2019 года Президент Украины все-таки подписал скандальные законопроекты, которые Верховная Рада Украины приняла еще 20 сентября 2019 года: № 1053-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» и № 1073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг».

Кассовая дисциплина

Согласно вышеуказанным законам с 1 октября 2021 года новые правила кассовой дисциплины вводятся для всех плательщиков единого налога II —IV групп, а для некоторых категорий налогоплательщиков эти правила заработают на год раньше — с октября 2020-го. В том числе будут применяться штрафные санкции за неиспользование регистраторов расчетных операций (РРО) или невыдачу чека, за что раньше штрафы были гораздо меньше. Законом предусмотрена возможность использования как аппаратных (классических), так и программных РРО.

Единственное ослабление тотального контроля доходных операций состоит в том, что требования закона не будут распространяться на обычных физических лиц и плательщиков единого налога первой группы.

В законе также есть норма о «кешбэке», которая вступает в действие с 1 октября 2020 года. Она предусматривает, что потребитель, который совершил покупку более чем на 410 грн и получил чек, может написать жалобу, если чек в электронном виде не отправлен продавцом в органы Государственной налоговой службы (ГНС) Украины. Если эти факты проверка подтвердит, продавца оштрафуют, а покупателю вернут 100 % стоимости приобретенных товаров.

Нововведения для малого и среднего бизнеса неизбежны, к тому же эти два закона сильно повлияют на ведение и усложнят регистрацию бизнеса.

Вето или мораторий?

Хочется отметить, что крупнейшие финкомпании Украины составили онлайн-петицию против закона о РРО. Украинская ассоциация платежных систем опубликовала на сайте онлайн-обращений к Президенту Украины петицию с просьбой ветировать законы № 1053-1 о введении РРО и № 1073.

После ряда протестов малого и среднего бизнеса на сайте Президента Украины 15 октября 2019 года было опубликовано, что глава государства инициирует введение моратория на проверки физических лиц — предпринимателей (ФЛП) всех категорий, кроме «рисковых», сроком на два года. Однако это нельзя назвать компромиссом, ведь хорошо известно о сроках давности начислений по штрафным санкциям и основным платежам — не позднее окончания 1095-го дня, следующего за последним днем предельного срока поданной налоговой декларации (расчета, отчета) согласно пункту 102.1 статьи 102 Налогового кодекса Украины, то есть на третий год после моратория будут начислены все штрафы. Еще один немаловажный вопрос: кто и по каким критериям будет относить ФЛП к категории «рисковых»?

Также необходимо обратить внимание, что эффективность досудебных расследований уголовных производств за уклонение от уплаты налогов остается на очень низком уровне — возмещено в три раза меньше средств по сравнению с реальными убытками государства, понесенными в связи с уклонением от налогов крупных конвертационных центров.

Таким образом, вместо того чтобы тотально контролировать доходы малого бизнеса, целесообразно улучшить качество досудебного расследования и возмещать убытки государства, понесенные в особо крупных размерах.

Среднему и малому бизнесу, учитывая положения законов № 1053-1 и № 1073, можно рекомендовать следующее:

— среднему бизнесу, который имеет или может иметь объемы более 5 млн грн, рассмотреть переход на общую систему налогового учета;

— установить банковские терминалы для оплаты товаров и услуг с целью мгновенного зачисления средств на банковский счет без использования РРО;

— заключить договоры о юридическом обслуживании бизнеса на начальном этапе применения РРО.

«РРО в смартфоне»

К чему приведет стремительная диджитализация без должного анализа технического и правого обеспечения?

Законы предусматривают введение так называемых программных РРО. Речь идет о программном средстве, которое будет использоваться на любом устройстве. Фискальные функции программного РРО будут реализованы через фискальный сервер контролирующего органа. Фискальным для таких «РРО в смартфоне» будет режим работы, обеспечивающий регистрацию расчетных документов на фискальном сервере органов ГНС Украины.

В реестр программных РРО, который будет вести ГНС Украины, попадет не только информация о программных РРО в момент присвоения им фискального номера фискальным сервером, но и данные о субъекте хозяйствования и его хозяйственных единицах, где применяются такие регистраторы, данные сертификатов электронных подписей и/или печатей, используемых регистраторами. То есть в этом реестре будут указаны не только зарегистрированные программные РРО, но и места, где их используют (магазины, кафе, рестораны и т.д.), и электронные подписи соответствующих лиц (кассиров или предпринимателей).

Учитывая сегодняшние сложности обработки объемов информации серверами органов ГНС Украины, которые очень часто выходят из строя и создают большие проблемы для бизнеса, можно сказать, что введение РРО для всех налогоплательщиков повлечет за собой постоянные, системные и неконтролируемые проблемы при регистрации кассовых чеков и отчетов, ведь теперь количество РРО возрастет минимум на 1,2 миллиона, исходя из количества ФЛП, состоящих на учете в органах ГНС Украины.

Мы очень надеялись, что Президенту Украины хватит политической воли направить вышеупомянутые законы на доработку. Реформировать следует тогда, когда детально проанализированы все возможные риски. Также новой власти стоило бы выключить «турборежим» в вопросах законотворчества и чаще привлекать экспертов, вести диалог с представителями бизнеса, чтобы найти путь развития именно малого и среднего бизнеса, ведь с малого начинается великое.

А пока малому и среднему бизнесу остается надеться на себя, порядочность покупателей, которые не будут гоняться за «кешбэком», и возможное внесение поправок к законам «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» или полную их отмену.

 

ЖУКОВ Василий — юрист GRACERS law firm, г. Киев

 


КОММЕНТАРИИ
Прорыв в цифровой экономике?
Иван МАРИНЮК, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Физическим ли­цам — предпринимателям необходимо готовиться к нововведениям, предусматривающим обязательное использование кассовых аппаратов (РРО) и «кешбэк» (Законы № 128-IX, № 129-IX). Предполагается, что новые правила будут способствовать повышению общего уровня налоговой культуры и защиты потребителей за счет поэтапного расширения фискализации расчетных операций и внедрения программных РРО (программ для смартфонов, планшетов, персональных компьютеров как альтернативы классическим РРО, предоставляемым контролирующим органом бесплатно). Новые правила коснутся ФЛП 2–4 групп поэтапно и в полной мере заработают с 1 января 2021 года.
Несмотря на положительные моменты нововведений, они могут иметь негативное влияние на малый бизнес в связи со следующим:
— из-за увеличения расходов на администрирование, что может повлиять на итоговую цену продукта/услуги для конечного потребителя;
— из-за приостановления операций ФЛП и в результате потери клиента (из-за риска применения санкций) или вынужденного применения классических РРО со всеми вытекающими последствиями в связи с ненадежностью «удобных» программных РРО (низким уровнем защиты информации от искажения, ошибок и других возможных сбоев в работе). Однако внедрение программных РРО — это существенный прорыв в цифровой экономике Украины;
— из-за увеличения количества налоговых проверок и применения финансовых санкций (их размер увеличивается) после окончания планируемого моратория на проверки.


Возможны трудности для бизнеса
Василий МИЩЕНКО, старший юрист ЮФ Aequo
Принятые законы предусматривают ряд позитивных инициатив для бизнеса. Одной из них является возможность использования программных РРО и электронных чеков, что позволит облегчить работу онлайн-бизнеса. Но все же задекларированная цель законов — детенизация расчетов, что склоняет баланс интересов в сторону государства. Достижению этой цели, по мнению законодателя, должны послужить, в частности, увеличенные размеры штрафов, обязательство применять РРО большинством плательщиков единого налога с 2021 года, привлечение покупателей к контролю за соблюдением продавцами требований законодательства о РРО.
Представляется, что нововведения могут создать ряд негативных последствий, с которыми придется справляться как бизнесу, так и государству. Уже сейчас понятно, что для многих некрупных плательщиков единого налога обязательство применять РРО может стать неподъемным ввиду дополнительного комплаенса и потенциальной ответственности. Достаточно спорной является предложенная концепция «кешбэка», которая не предусматривает контроля за подачей жалоб покупателями. Она не исключает вероятности подачи необоснованных жалоб, нуждающихся в обработке налоговыми органами и способных создать трудности для бизнеса. Также есть опасения, что новое программное обеспечение налоговых органов и база фискальных чеков могут работать некорректно.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA