Slider

Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Внешний толк

Сотрудничество с внешними юридическими советниками — на основании каких критериев инхаус-юристы осуществляют свой выбор

Новацией исследования «50 ведущих юридических департаментов Украины 2019 года» стало более детальное изучение взаимосвязей инхаус-юристов и внешних юридических советников. Наших респондентов мы просили не просто рассказать, услугами каких юридических фирм пользуется компания, а ответить на вопросы о длительности сотрудничества, критериях выбора конкретного сервис-провайдера и оценке качества его услуг, используемых гонорарных моделях.

Масштаб сотрудничества

80 % крупных украинских компаний в 2019 году обращались к услугам внешних юристов. При этом треть респондентов сообщила об увеличении количества проектов, к сопровождению которых привлекались юрфирмы. Расходы на юридическую помощь выросли у 30,6 % компаний, еще у 36,1 % они остались на уровне прошлого года. Расходы и количество проектов, переданных на аутсорсинг, сократились у 16,7 % и 19,4 % опрошенных инхаусов соответственно.

Следует также отметить, что количество обращений не всегда прямо пропорционально расходам на услуги внешних юристов — отмечалось как увеличение расходов при равном количестве проектов, так и выплата меньших гонораров при больших объемах работы. Причины такой ситуации следует искать в характере обращений (одни привлекают внешних юристов лишь в делах исключительной сложности, другие, наоборот, отдают на аутсорсинг решение типовых задач) и гибкой ценовой политике
юрфирм.

Бюджеты, расходуемые на оплату услуг внешних юристов, варьировались в достаточно широком диапазоне: от 1 до 3 млн грн потратили 16,7 % респондентов, от 500 тыс. до 1 млн — 13,9 %, больше 20 млн грн — всего 5,6 %.

Самым популярным способом выбора внешних юридических советников оказалось проведение тендера по каждому проекту (36,1 %), сотрудничеству с постоянной юридической фирмой или группой юрфирм отдают предпочтение 27,8 % компаний, выбирают из предварительно утвержденного перечня 27,8 %. Среди других вариантов называлось также проведение тендера на юридическое сопровождение в рамках отдельной практики, сотрудничество ad hoc и на условиях индивидуальных договоров.

Гонорарная политика

Несмотря на все прогнозы, почасовая ставка как способ оплаты услуг внешних юридических советников остается достаточно популярной, хотя и уступила пальму первенства фиксированному гонорару (47,2 % против 63,9 %). Еще 27,8 % респондентов стараются контролировать свои расходы путем установления определенных ограничителей (CAP’s). Работа на условиях гонорара успеха — выбор компаний, привлекающих внешних юристов преимущественно к сопровождению судебных и арбитражных дел. Каждая пятая компания в той или иной мере применяет эту форму взаиморасчетов с юристами. Отметим, что подавляющее большинство наших респондентов не ограничиваются каким-то одним вариантом оплаты, предпочитая использовать различные комбинации даже в случае сотрудничества с одной лишь юрфирмой. В то же время «моновариантом» чаще всего называлась именно почасовая ставка.

Длительность сотрудничества

Судя по ответам наших респондентов, украинский бизнес достаточно активно меняет своих юридических советников либо расширяет перечень юрфирм, с которыми поддерживает деловые отношения. Так, всего лишь 5 % заявили о более чем десятилетнем сотрудничестве с постоянными юридическими советниками. При этом треть компаний работают со своими юристами от одного года до трех лет, 25 % имеют опыт сотрудничества от трех до пяти лет, 22,2 % — от пяти до десяти лет. Почти 14 % привлекают юридические фирмы на нерегулярной основе.

Критерии выбора

Отвечая на вопрос о приоритетных критериях выбора внешних юридических советников, наши респонденты отдали пальму первенства качеству работы юрфирм — это критически важно для 88,9 % инхаус-юристов. Ориентироваться на опытность юрфримы предпочитают 77,8 %. Стоимость услуг, как оказалось, не самый важный показатель — на него ориентируются 69,4 %. Относительно низкий показатель критерия «индустриальная экспертиза и знание бизнеса компании» (47,2 %) объясняется привлечением внешних юристов к широкому спектру вопросов, для которых в первую очередь важны юридические знания и навыки. Что интересно: несмотря на широкое пропагандирование комплаенса, всего треть респондентов назвали среди критериев выбора юридических советников их соответствие комплаенс-требованиям. В основном на это обращают внимание международные корпорации и представители крупнейшего украинского бизнеса. Критерий «общность бизнес-ценностей» используется еще реже — он фигурирует в 16,7 % ответов. С другой стороны, такой фактор, как наличие «связей» (без дополнительных уточнений) был отмечен всего 5 % респондентов. Международный статус юрфирмы важен для 19,4 % компаний.

При выборе юридических советников инхаусы предпочитают ориентироваться на собственный опыт сотрудничества — об этом заявили 44,4 %. Отзывы и рекомендации важны для 30,6 % респондентов. Для 13,9 % достаточно некой абстрактной «известности» юридической фирмы.

Виктория Огрыза, руководитель юридического департамента группы компаний «PepsiCo в Украине», говоря о критериях выбора внешних юридических советников, называет как скорость и стоимость работы, ожидаемый результат, так и оценочные категории: репутацию советника, основанную на личных отзывах его клиентов, и подтвержденную экспертизу. «Особое значение имеют персональные качества советника, его умение слушать и желание услышать клиента», — комментирует г-жа Огрыза, напоминая, что первое впечатление сложно изменить, уровень доверия к экспертизе внешнего консультанта однозначно должен быть на высоком уровне как при первом общении, так и при оценке видимых результатов.

Ирина Кравцова, главный юрисконсульт ООО «Рабен Украина», рассказала, что компания всегда стремится работать с «лучшими из лучших» (наиболее профессиональными, самыми опытными, наиболее гибкими, самыми оперативными и т.д.). «Компания выбирает юридического подрядчика, который не только имеет самые глубокие юридические знания и хороший послужной список, но и обладает соответствующими качествами, а также придерживается принципов работы, отвечающих корпоративному духу и ценностям компании», — подчеркивает Ирина Кравцова.

Критерии сервиса

Достаточно неожиданными оказались ответы на вопрос, какие аспекты сервиса юрфирм являются приоритетными для инхаус-юристов. Как оказалось, больше всего ценится скорость работы и соблюдение установленных сроков (80,6 %), внимание к деталям (66,7 %) и личный комфорт при сотрудничестве (61,1 %). «Бизнес любит тишину» — этот тезис подтверждает 61,1 % голосов, отданных в пользу конфиденциальности как приоритетного аспекта сотрудничества.

Инновационность юрфирмы и предлагаемых ею решений важна для каждой пятой компании — как правило, речь идет об инхаусах, придерживающихся инновационных трендов в своей работе. Возможность прогнозировать расходы на юридическое сопровождение и прозрачность при выставлении счетов ценят 52,8 % инхаус-юристов. Такое же количество считают важным, чтобы консультации юрфирмы имели прикладной характер, и это на самом деле низкий показатель, опровергающий распространенное утверждение, что бизнес сейчас интересуют лишь очень конкретные бизнес-ориентированные решения.

Рассуждая о принципах плодотворного сотрудничества инхаусов с внешними юрсоветниками, Анна Жарова, управляющий юридической и комплаенс-службой ООО «Филипс Украина», акцентирует внимание на важности коммуникаций: «Это требует дополнительного времени, но только через эффективную коммуникацию можно создать слаженную команду».

Алексей НАСАДЮК • «Юридическая практика»

 


КОММЕНТАРИИ

Взаимная связь
Анна ЖАРОВА, управляющий юридической и комплаенс-службой ООО «Филипс Украина»

В первую очередь, для эффективного сотрудничества важно понять и принять каждой из сторон, что инхаус и внешний юрист — это одна команда, а их общий клиент — это бизнес.
Бизнесу необходимо получить качественную, рабочую консультацию или успешно реализованный проект в заявленные сроки за разумные средства.
Кажется, все просто и однозначно, и не первый раз говорим об этом. Но на практике возникает много нюансов и недопонимания.
Поэтому важно, чтобы каждая из сторон на входе в проект давала четкую обратную связь, даже в таких деталях, как продолжительность встречи или формат «минуток».
Время для бизнеса — самый ценный ресурс, но мы, юристы, часто не умеем говорить кратко и по сути, нас в университетах другому учили. И если инхаус видит нечитабельные «минутки встреч» от партнера или понимает, что общая встреча идет уже второй час, дайте обратную связь сразу, не нагнетайте.
В больших проектах, на старте обговорите, как регулярно вы будете делать точки контроля, проводить встречи, обсудите иные алгоритмы действий. Это важно, так же, как и обсудить общую цель и ожидания бизнеса от деятельности вашей кооперации.
Плодотворное сотрудничество невозможно без коммуникации между сторонами. Это требует дополнительного времени, но только через эффективную коммуникацию можно создать слаженную команду.
Мы, к примеру, очень ценим своих внешних партеров, с которыми работаем не один год. Они знают наш бизнес, нашу специфику.
В свою очередь, мы понимаем, что мы — не один их уникальный клиент, поэтому нам нужно четко формулировать запрос и задачу, и желательно «не на вчера», если хотим получить качественный результат.


Новый опыт
Виктория ОГРЫЗА, руководитель юридического департамента группы компаний «PepsiCo в Украине»

Для «PepsiCo в Украине» коллаборация с внешними юридическими советниками — это новый опыт. Мы еще присматриваемся, анализируем тенденции, формируем свое мнение. Критерии выбора внешнего консультанта имеют два направления. Первое — это ожидаемый результат, скорость, стоимость. Второе — репутация консультанта, основанная на личных отзывах клиентов, и подтвержденная экспертиза. Особое значение имеют персональные качества советника, его умение слушать и желание услышать клиента. Первое впечатление сложно изменить. Однозначно уровень доверия к экспертизе внешнего консультанта должен быть высоким как при первом общении, так и при оценке видимых результатов.
Ученые степени, школы права и знание нескольких языков — это внутренняя мотивация для советника делать свою работу качественно и добиваться поставленных целей. Для клиента мотивацией выбора советника является удовлетворение от взаимного сотрудничества на взаимовыгодных условиях. В альянсе должны быть счастливы обе стороны, иначе невозможно выстроить прочные отношения на постоянных компромиссах с самим собою.
Кроме того, мир изменился, модель работы давно трансформировалась. Сегодня личная вовлеченность, легкость, нестандартное мышление, открытость советника являются его конкурентными преимуществами в борьбе за лояльного клиента. Давайте признаемся: в нашей повседневной жизни мы охотнее откликаемся на личное общение, уникальные предложения и честные правила игры. Мне в этом плане, как новичку на рынке, повезло — только открываю для себя новые грани юридического бизнеса.


Доверенные лица
Ирина КРАВЦОВА, главный юрисконсульт ООО «Рабен Украина»

Выбор внешнего юридического советника — это всегда ответственная и сложная задача, решение которой зависит от нескольких факторов. Компания всегда стремится работать с «лучшими из лучших», то есть с теми, к которым применимы слова «наиболее», «самые» (наиболее профессиональные, самые опытные, наиболее гибкие, самые оперативные и т.д.). Почему так? Ответ простой. Внешний юридический советник — это доверенное лицо, владеющее конфиденциальной информацией и даже коммерческой тайной компании. Это лицо, мнение которого иногда бывает ключевым в принятии решения. Именно поэтому компания выбирает юридического подрядчика, который не только имеет самые глубокие юридические знания и хороший послужной список, но и обладает соответствующими качествами, а также придерживается принципов работы, отвечающих корпоративному духу и ценностям компании.
Количество юридических компаний в Украине постоянно растет. Положительным фактором является то, что на рынке юридических услуг существует жесткая конкуренция. Как следствие, юридические компании вынуждены «сражаться» за клиента. С другой стороны, инхаузу достаточно тяжело сделать правильный выбор, так как каждая юридическая компания позиционирует себя как «самая лучшая». Поэтому, безусловно, при выборе внешнего юридического советника стоит ориентироваться на рейтинги, как национальные, так и международные.
В процессе сотрудничества важно наличие доверительных отношений, которые строятся на профессиональном и быстром решении поставленных задач, юридической гибкости (вне формальных рамочных суждений) при консультировании, манере и способе предоставления обратной связи. Конечно же, не последнюю роль как при выборе внешнего советника, так и при работе с ним играет уровень цен на юридические услуги.
Компания «Рабен Украина» не является исключением и также привлекает внешних юридических советников. Зачастую вопросы, которые делегируются юридическим компаниям, — это сложные узкопрофильные задачи и представление интересов компании в судах.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: