Изменения к Таможенному кодексу Украины относительно правил перемещения через таможенную границу Украины товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, наша страна обязана была принять в рамках выполнения статей 84, 250 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (Соглашение). Так, статьей 84 Соглашения предусмотрено, что стороны договорились о постепенном сближении с таможенным законодательством ЕС, как это определено в стандартах ЕС и международных стандартах, осуществляемым в соответствии с Приложением XV к Соглашению.
Хотя о Регламенте (ЕС) № 608/2013 Европейского парламента и Совета от 12 июня 2013 года относительно таможенного обеспечения прав интеллектуальной собственности (Регламент ЕС) не упоминается в Соглашении и приложениях к нему, именно согласно его положениям Украина обязана изменить свое законодательство. В Соглашении (Приложении XV) предусмотрено, что Украина обязуется ввести нормы Регламента Совета (ЕС) № 1383/2003 от 22 июля 2003 года, на смену которому был принят Регламент (ЕС) № 608/2013 от 12 июня 2013 года.
Сближение норм
Насколько приблизилась Украина к ЕС в развитии таможенного законодательства по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, можно понять, проанализировав и сравнив нормы Регламента ЕС с нормами обновленного Таможенного кодекса Украины.
Как известно, в Таможенный кодекс Украины Законом № 202-IX от 17 октября 2019 года внесены изменения, в числе которых необходимо выделить следующие.
Так, по сравнению с прошлой редакцией кодекса теперь в этот список не входят полезные модели, однако добавлены компоновки полупроводниковых изделий. Следует отметить, что в пункте 1 статьи 2 Регламента ЕС дано определение большему количеству объектов ИС, права на которые защищаются при перемещении через границу. Так, в Регламенте ЕС предусмотрено, что к таким объектам относятся и полезные модели, и торговые наименования, чего в украинском таможенном законодательстве нет.
Исключение полезных моделей законодатель аргументировал необходимостью борьбы с так называемыми патентными троллями. К сожалению, исключить из перечня промышленные образцы, которые также активно используются «троллями», Украина не могла, так как в статье 250 Соглашения об ассоциации прямо предусмотрено, что мы обязаны предоставлять защиту на таможне таким объектам.
Кодекс теперь содержит более широкое описание контрафактных товаров, впервые даны определения, что такое пиратские товары и товары, в отношении которых есть подозрения в нарушении права интеллектуальной собственности, причем сформулированы эти определения почти так же, как в Соглашении и Регламенте ЕС.
Ранее в кодексе содержались нормы только о том, что возмещение затрат на хранение и/или уничтожение товара, таможенное оформление которого было приостановлено, осуществляется за счет правообладателя. Теперь, как и в Регламенте ЕС (статья 29), в Таможенном кодексе предусмотрено, что возмещает таможенным органам такие затраты правообладатель, однако с правом компенсации таких расходов импортером/экспортером товаров.
Ранее такой нормы в Таможенном кодексе не было. При этом в пункте 1 статьи 24 Регламента ЕС предусмотрена возможность таможенного оформления до окончания процедур, связанных с приостановлением ввиду подозрения в нарушении прав интеллектуальной собственности. Однако касается это только случаев приостановления таможенного оформления в связи с подозрением в нарушении прав на полезные модели, промышленные образцы, изобретения, сорта растений и компоновки полупроводниковых продуктов. Теперь такая же норма содержится в Таможенном кодексе Украины, и она может стать эффективным инструментом при борьбе с так называемым патентным троллингом. Следует обратить внимание, что в отношении товаров, таможенное оформление которых приостановлено по подозрению в нарушении прав на торговые марки и авторские права, данные положения не применяются.
Параллельный импорт
Статьей 26 Регламента ЕС определена процедура уничтожения товаров, если в международных почтовых и экспресс-отправлениях содержится не более трех единиц товаров или товары весом не более двух килограммов. Такая же процедура и с такими же условиями теперь есть и в национальном законодательстве.
Таможенный кодекс Украины дополнен новой статьей 4011, устанавливающей, что в случае приостановления таможенного оформления небольшой партии товаров, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях, по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности такие товары могут быть уничтожены по процедуре, определенной настоящей статьей, при соблюдении следующих условий:
— есть подозрение, что такие товары могут быть контрафактными или пиратскими;
— товары не являются скоропортящимися;
— информация об объекте права интеллектуальной собственности, товары, содержащие его, и согласие правообладателя на применение процедуры уничтожения небольших партий товаров внесены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с законом.
Больше всего обсуждались изменения, согласно которым меры по содействию защите прав интеллектуальной собственности не применяются к оригинальным товарам, то есть товарам, которые были изготовлены с согласия правообладателя, или товарам, изготовленным лицом, надлежащим образом уполномоченным правообладателем. Противники этих изменений апеллируют тем, что таким образом Таможенным кодексом Украины в нашей стране фактически устанавливается международный принцип исчерпания прав, полностью легализируя параллельный импорт.
Авторы Закона № 202-IX, в свою очередь, утверждают, что эти изменения не внедряют международный принцип исчерпания прав, а предусматривают, что таможенные органы должны бороться не с параллельным импортом, а с фальсифицированной, пиратской и контрафактной продукцией, в то же время обращая внимание, что для запрета продажи и реализации таких товаров необходимо решение суда, который и определит, законно ввезен и произведен товар или нет.
Следует отметить, что в пункте 6 вступительной части Регламента ЕС указывается, что товары, которые являются предметом незаконного параллельного импорта, производятся как оригинальные товары, и поэтому неуместно, чтобы таможенные органы концентрировали свое внимание на таких товарах. Следовательно, нелегальный параллельный импорт должен также быть исключен из сферы действия настоящих правил.
При этом в Европейском Союзе действует региональный принцип исчерпания прав, и никто не обвиняет европейских законодателей в закреплении международного принципа принятием Регламента ЕС.
Процедуры нет
Таким образом, концентрируя таможенные органы на борьбе с контрафактной и пиратской продукцией, украинский законодатель внес изменения в Таможенный кодекс Украины в соответствии с Регламентом ЕС и Соглашением. Важно отметить, что в Таможенном кодексе Украины нет ни одной нормы, непосредственно указывающей на международный или национальный принцип исчерпания прав.
Кроме того, сегодня не определена процедура, по которой таможенные органы будут устанавливать, является ли товар оригинальным. И у правообладателей в Украине остается много способов борьбы с параллельным импортом, однако теперь возможность такой борьбы «руками» таможни ограничена.
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что абсолютное большинство изменений к Таможенному кодексу Украины, касающихся защиты ИС, были приняты Украиной в целях выполнения условий Соглашения для гармонизации нашего таможенного законодательства с законодательством ЕС.
НИКУЛЕСКО Дмитрий — адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…