Запуск рынка электроэнергии, появление новых игроков в сфере государственного управления и их институциональное становление стали знаковыми событиями прошлого года. Однако говорить о полноценном и эффективном рынке до имплементации Украиной международных стандартов и нормативов преждевременно. Для стабильности энергосистемы особое значение имеет развитие средств накопления электроэнергии. И народные избранники сделали первый шаг к формированию законодательной базы по вопросу установления и функционирования электроаккумулирующих систем.
12 декабря 2019 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О рынке электроэнергии» (Закон) относительно энергетической безопасности, балансирования энергосистемы и системы накопления энергии № 2582. Как следует из пояснительной записки, законопроект преследует две основные цели. Во-первых, на законодательном уровне будет определен статус систем аккумулирования электроэнергии. Во-вторых, принятие законопроекта обеспечит использование электроаккумулирующих систем, сбалансирует работу энергосистемы и повысит стабильность электроснабжения для потребителей.
Член правления НЭК «Укрэнерго» Максим Юрков позитивно оценивает законопроект № 2582, ведь действующее законодательство не содержит прямых норм, регулирующих вопрос, касающийся системы накопления электроэнергии и ее использования в Объединенной энергетической системе (ОЭС) Украины. Также не предусмотрена законодательством возможность для участников рынка предоставлять такие услуги.
«Система накопления является эффективным инструментом для решения многих современных вызовов, связанных с первичным резервом, выравниванием частоты в электрической сети, оптимальной интеграцией возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетическую систему, уменьшением использования маневренной тепловой генерации», — перечисляет г-н Юрков. Интеграция Объединенной энергетической системы Украины в ENTSO-E является одной из стратегических целей «Укрэнерго», поскольку она повысит надежность энергосистемы, обеспечит эффективное использование энергоресурсов и увеличит обменную мощность.
«Одним из требований относительно интеграции ОЭС Украины в ENTSO-E является обеспечение первичного регулирования частоты. Кроме того, энергетическая стратегия Украины до 2035 года предусматривает увеличение доли ВИЭ в структуре генерации до 25 %. Увеличение «зеленой» генерации требует внедрения резерва с высоким уровнем маневрирования», — отмечает комментатор. Поэтому становится актуальным развитие быстрых накопительных мощностей в Украине.
Законопроект, обращает внимание Максим Юрков, предусматривает право оператора системы передачи осуществлять эксплуатацию системы накопления энергии общей мощностью до 250 МВт в случаях, когда предложение таких услуг отсутствует на рынке и исключительно с целью предоставления услуг по диспетчеризации, в частности для обеспечения операционной безопасности, балансировки и других мероприятий, направленных на выполнение требований относительно поддержания стабильности системы передачи.
Он добавляет, что операторам системы распределения разрешается без согласования с регулятором использовать системы накопления энергии общей мощностью до 20 МВт и только с целью предоставления услуг по распределению электрической энергии — для обеспечения операционной безопасности системы распределения или других мероприятий, направленных на сохранение целостности системы распределения.
Законопроектом вводится новый игрок — оператор системы накопления энергии (оператор СНЭ) — субъект хозяйствования, использующий систему накопления электроэнергии для купли-продажи электрической энергии на рынке, представляющий дополнительные услуги и являющийся ответственным за безопасную эксплуатацию и техническое обслуживание такой системы накопления энергии. Максим Юрков акцентирует внимание на том, что оператор СНЭ обязан участвовать в балансирующем рынке в соответствии со статьей 68 Закона, а также быть участником рынков вспомогательных услуг, предоставляя дополнительные услуги согласно статье 69 Закона. Использование системы накопления энергии мощностью более 5 МВт требует лицензирования.
«Мы считаем, что предложенный законопроект однозначно повысит надежность функционирования энергосистемы, поскольку позволит создать дополнительные резервы в системе и установках накопления электрической энергии. Законопроект (в случае его принятия) положительно повлияет на развитие рынка вспомогательных услуг, поскольку открывает возможности для использования на этом рынке новой технологии — energy storage», — прогнозирует наш собеседник.
Таким образом, по его словам, можно ожидать, что предложения на данном рынке появятся после принятия законопроекта и это положительно повлияет на данный сегмент рынка. В системе сейчас существует дефицит (порядка 2,5 ГВт) высокоманевренных мощностей, из которых минимум 500 МВт может быть обеспечено за счет energy storage.
Г-н Юрков выделяет такие положительные моменты законопроекта: во-первых, вводится понятие оператора системы накопления электроэнергии как нового участника рынка электроэнергии. Во-вторых, в законопроекте предусматривается возможность использования данной системы ОСП при возникновении угрозы для операционной безопасности ОЭС Украины при условии, что данная угроза не была ликвидирована рыночными методами. «Такой подход соответствует Третьему энергопакету ЕС и Четвертому, который в Украине еще не внедрен, — добавляет он и резюмирует: — Мы не видим подводных камней в этом законопроекте».
Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ • «Юридическая практика»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Энергетическое достояние
Марина ГРИЦЫШИНА, советник Sayenko Kharenko
Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О рынке электрической энергии» (относительно энергетической безопасности, балансирования энергосистемы и систем накопления электрической энергии) № 2582 от 12 декабря 2019 года направлен на урегулирование использования систем накопления электроэнергии или energy storage. До сих пор использование систем накопления электроэнергии в Украине не урегулировано. Несколько лет назад регулирование систем накопления не требовалось ввиду отсутствия необходимости в использовании систем накопления электроэнергии и их значительной стоимости. Но сейчас ситуация кардинально изменилась.
За последние пару лет в Украине наблюдается значительный рост количества объектов возобновляемой энергетики, установленная мощность которых до конца 2019 года достигла около 5,5 ГВт. Большую часть объектов возобновляемой энергетики составляют ветряные и солнечные электростанции. Эти объекты не отличаются постоянством производительности в связи с изменением погоды. Поэтому частичным решением этой проблемы энергетики может быть использование систем накопления электроэнергии. Еще одной предпосылкой для использования систем накопления электроэнергии является снижение цены на данные технологии, что делает их более доступными.
Принятие законопроекта № 2582 позволит урегулировать использование систем накопления электроэнергии и обеспечить более эффективное балансирование энергосистемы при дальнейшем развитии возобновляемой энергетики. Но этот законопроект имеет второстепенное значение для обеспечения стабильности энергоснабжения потребителей электрической энергией, так как стабильность электроснабжения в первую очередь зависит от электрических сетей операторов системы распределения.
Изменения в статье 71 Закона Украины «О рынке электрической энергии» предполагают возможность использования систем накопления электроэнергии производителями возобновляемой энергетики в рамках балансирующей группы гарантированного покупателя. Эти изменения позволят снизить ответственность за небалансы производителей, которые будут использовать системы накопления.
К сильным сторонам законопроекта № 2582 можно отнести следующие:
— предлагается определение системы накопления электроэнергии и оператора системы накопления как участника рынка электрической энергии;
— условия проведения конкурсной процедуры на строительство генерирующих мощностей в статье 29 Закона Украины «О рынке электрической энергии» будут дополнены условием, касающимся строительства систем накопления электроэнергии. Это позволит применять стимулы для строительства систем накопления, такие как установленная плата за услугу, отвод земельных участков, использование механизмов государственно-частного партнерства, а также предоставление государственной помощи;
— предусмотрено дополнение Закона Украины «О рынке электрической энергии» отдельным разделом VI-I «Накопление», в котором определен статус операторов системы накопления энергии и условия лицензирования этой деятельности.
Но законопроект № 2582 еще требует обсуждения с участниками рынка и доработки в части порядка использования систем накопления. При рассмотрении законопроекта важно обратить внимание на положения Директивы ЕС об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергии № 2019/944 от 5 июня 2019 года. Несмотря на то что положения этой Директива не имплементированы Украиной, на основные принципы регулирования систем накопления электроэнергии в странах ЕС стоит обратить внимание. Особенно это актуально, если учитывать стремление Украины в либерализации рынка электрической энергии и обеспечение его функционирования на конкурентных основах.
Так, особое внимание следует обратить на условия эксплуатации систем накопления электроэнергии оператором системы передачи и операторами системы распределения. Законопроект № 2582 предусматривает возможность оператору системы передачи эксплуатировать системы накопления электроэнергии мощностью до 250 МВт в тех случаях, когда отсутствуют другие предложения на рынке. Однако такие условия законопроекта № 2582 свидетельствуют об отсутствии конкуренции на рынке и противоречат принципам функционирования рынка электрической энергии. Изначально при введении нового рынка главным условием было отделение (анбандлинг) системы передачи от производства электроэнергии. Кроме того, Директива ЕС № 2019/944 также указывает, что оператор системы передачи не может владеть системами накопления электроэнергии и эксплуатировать их кроме использования систем для своих нужд.
Таким образом, законопроект № 2582 очень важен для работы рынка электрической энергии. Но он еще требует обсуждения и доработки для обеспечения не только использования систем накопления энергии, но и конкуренции на рынке электрической энергии.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…