Страховая плаха — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (969) » Страховая плаха

Страховая плаха

Одной из наиболее распространенных категорий судебных дел являются споры между участниками дорожно­транспортных происшествий (ДТП) и страховыми компаниями о возмещении причиненного имущественного вреда. И нередки случаи, когда страховые компании любыми способами затягивают выплату страхового возмещения потерпевшей стороне, хотя по предписаниям Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско­правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» такие выплаты они должны осуществить не позднее чем через 90 дней со дня получения заявления о выплате страхового возмещения.

В таких случаях автовладельцы, не имеющие полисов КАСКО, вынуждены за собственные средства проводить ремонт автомобиля и добиваться компенсации либо ждать, не имея возможности пользования автомобилем, если последний был сильно поврежден в ДТП, когда страховая компания соизволит провести выплату возмещения.

Такая ситуация может кардинально измениться с учетом вывода Верховного Суда Украины (ВСУ), изложенного в постановлении от 1 июня 2016 года по делу № 6­927цс16, согласно которому в случае просрочки выплаты страхового возмещения лицо, которому нанесен материальный ущерб, вправе требовать начисления пени и инфляционных потерь. В частности, к такому выводу пришли судьи ВСУ на совместном заседании Судебных палат по рассмотрению гражданских и хозяйственных дел, устраняя разногласия в судебной практике.

Согласно обстоятельствам дела, в суд с иском к страховой компании «У» о возмещении имущественного вреда, причиненного вследствие ДТП, обратилась гр­ка Б. в апреле 2015 года. Свои требования она обосновывала тем, что второй участник ДТП — гр­н К., гражданско­правовая ответственность которого была застрахована в страховой компании «У», постановлением Оболонского районного суда г. Киева от 13 июня 2014 года был признан виновником ДТП и привлечен к ответственности в соответствии со статьей 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

16 мая 2014 года истица обратилась в страховую компанию с заявлением о ДТП относительно осуществления страхового возмещения, на которое в дальнейшем получила ответ о принятии страховой компанией «У» решения о выплате ей страхового возмещения в сумме 12 892,71 грн за исключением франшизы по страховому полису, составляющей 1000 грн.

Отремонтировала автомобиль истица за собственные средства в размере 17 106,2 грн. А 27 июня 2014 года подала заявление об осуществлении страхового возмещения, но на момент обращения в суд страховая компания так и не осуществила такой выплаты.

Ссылаясь на то, что страховая компания не выплатила сумму страхового возмещения в установленный законом 90­дневный срок, и уточнив исковые требования, гр­ка Б. просила взыскать с гр­на К. сумму франшизы, а со страховой компании — сумму страхового возмещения за причиненные материальные убытки, а также пеню, инфляционные начисления и 3 % годовых за просрочку выплаты такого возмещения.

Определением Оболонского районного суда г. Киева от 20 августа 2015 года требования к гр­ну К. были оставлены без рассмотрения. А решением этого суда в тот же день исковые требования гр­ки Б., заявленные к страховой компании, были удовлетворены в полном объеме. Указанное решение оставлено без изменений определениями Апелляционного суда г. Киева от 8 октября 2015 года и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 14 января 2016 года.

В свою очередь страховая компания «У» обратилась с заявлением в ВСУ, в котором просила отменить принятые судебные решения в части взыскания инфляционных и 3 % годовых и отказать в удовлетворении этих требований, ссылаясь на неодинаковое применение кассационными судами положений статьи 625 Гражданского кодекса (ГК) Украины, повлекшее принятие разных по содержанию решений в подобных правоотношениях. В частности, заявитель сослался на постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 9 марта 2016 года по делу № 910/20198/15, в котором суд пришел к выводу, что положения указанной статьи не применяются к правоотношениям по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, поскольку возмещение вреда является ответственностью, а не денежным обязательством, возникающим из обязательственных отношений.

Но рассмотрев заявление, Судебные палаты по гражданским и административным делам ВСУ пришли к противоположному мнению и отказали в его удовлетворении на таких основаниях.

Часть 2 статьи 625 ГК Украины предусматривает обязанность должника, просрочившего исполнение денежного обязательства, по требованию кредитора уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также 3 % годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом.

Положения части 2 статьи 8 и статьи 16 Закона Украины «О страховании» № ­85/96­ВР от 7 марта 1996 года, а также статьи 979 ГК Украины предусматривают обязанность страховщика в случае наступления страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или другому лицу, а страхователь обязан уплачивать страховые платежи и выполнять другие условия договора.

Как уже неоднократно отмечал ВСУ в своих решениях, денежным является обязательство, выраженное в денежных единицах Украины (денежном эквиваленте в иностранной валюте), то есть какое­либо обязательство по уплате средств.

Правоотношение, в котором заказчик обязан оплатить предоставленную услугу денежными средствами, а исполнитель имеет право требовать от заказчика соответствующей оплаты, то есть в котором предусматривается передача денег как предмета договора или уплата их как цены договора, является денежным обязательством.

«Именно к таким денежным обязательствам относится заключенный договор о предоставлении услуг, поскольку он устанавливает цену — страховую сумму» — указал ВСУ.

В свою очередь сторонами договора обязательного страхования гражданско­правовой ответственности собственников наземных транспортных средств выступают страхователь и страховщик, при этом договор заключается с целью обеспечения прав третьих лиц (потерпевших) на возмещение вреда, причиненного этим третьим лицам вследствие совершения ДТП при участии обеспеченного транспортного средства.

Причинение потерпевшему вследствие ДТП вреда лицом, гражданско­правовая ответственность которого застрахована, служит основанием для возникновения договорного обязательства в соответствии с договором обязательного страхования гражданско­правовой ответственности собственников наземных транспортных средств, и потерпевший также имеет право требования к должнику, которым в этих правоотношениях выступает страховщик.

При этом потерпевший не является стороной такого договора, но наделяется правами по этому договору: в его пользу или в пользу третьего лица страховщик должен осуществить страховое возмещение.

ВСУ согласился с выводами судов предыдущих инстанций: поскольку правоотношения, возникшие из заключенного договора страхования, являются денежными, на них распространяется действие части 2 статьи 625 ГК Украины как специального вида гражданско­правовой ответственности за просрочку исполнения обязательства.

Следует отметить, что к такому же выводу пришла Судебная палата по хозяйственным делам в постановлении от 1 июня 2016 года по делу № 3­295гс16, решая спор между двумя страховыми компаниями о взыскании средств в порядке регресса. В частности, ВСУ отметил, что правоотношения по возмещению вреда в порядке регресса, которые сложились между сторонами по делу, также являются денежными обязательствами, следовательно, подлежат применению санкции, предусмотренные частью 2 статьи 625 ГК Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Штрафной набросок

Акцент

Движение по округу

Государство и юристы

Путевой очерк

Реанимационный пикет

У всех на устав

Деловая практика

Заглянуть за Horizоnt

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Interlegal содействовали освобождению судна в Ливии

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует группу компаний AWAS по вопросам отчуждения и аренды воздушных судов

Asters выступила консультантом МФК по финансированию компании «Надежда» на сумму 15 млн долларов США

В «Сквайр Паттон Боггс — Салком» обсудили особенности арбитражной практики на Ближнем Востоке

Юристы ILF сопровождали сделку банка с ІВМ

Отрасли практики

Оздоровительный пассаж

Размещение ущерба

Техническая поддержка

Товарный замысел

Самое важное

Почта для размышлений

Полезная формация

Системные роли

Упрямое действие

Средства защиты

Судебная практика

Судебные решения

О порядке взыскания налогового долга в случае ликвидации платежеспособного юридического лица

Судебная практика

Архиценность

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах расторжения договора ипотеки, предметом которого является недвижимое имущество — памятник архитектуры

Судебная практика

Вернуть сразу

До суда

Экспертный потенциал

Судебная практика

Судебные решения

Отсутствие госрегистрации договоров аренды земли исключает нарушение прав арендаторов вследствие заключения договоров аренды с новыми арендаторами

Судебная практика

Страховая плаха

Корпоративные правила

Отстраненное достояние

Судебная практика

Судебные решения

Обязательные требования для проведения фискальными органами документальной внеплановой невыездной проверки

Тема номера

Чрезвычайный пошел

Особое получение

Разыграть Хартию

Морской — в бой

Частная практика

Персональный расчет

Веер перемен

Інші новини

PRAVO.UA