В середине июня с.г. на сайте Министерства юстиции Украины появилась информация о последних концепциях обновления проекта Закона Украины «Об административной процедуре». Следует напомнить, что история работы над подобными законопроектами насчитывает более 15 лет, но до сих пор тот или иной проект нормативного акта застревал либо на стадии регистрации в парламенте, либо на этапе направления Верховным Советом Украины на доработку. И каждый раз разработке и направлению в парламент любого из этих проектов способствовала «необходимость реформирования подходов к законодательному регулированию административных процедур», но политической воли для принятия так и не было.
К слову, последний проект Закона Украины «Об административной процедуре» появился на сайте Минюста еще за год до представления последних концепций его обновления.
«Законопроект разработан с целью законодательного регулирования отношений лица и органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц и других субъектов, уполномоченных законом осуществлять властные управленческие функции, которое должно сделать их деятельность упорядоченной, а положение частных лиц — защищенным, остановить произвол государственных служащих или служащих органов местного самоуправления и стать отправной точкой для осуществления контроля за законностью деятельности органов власти», — говорится в уведомлении об обнародовании законопроекта.
Напомним, что работа над законодательством об административной процедуре берет свое начало еще с 1999 года. Как и сегодня, инициатором тогда выступило Министерство юстиции Украины совместно с общественными и международными экспертами. Менялось лишь название документа, ранее он назывался проектом Административнопроцедурного кодекса.
Отметим, что первые законодательные инициативы в этой сфере в некоторых государствах появились еще в 1925–1930 годы. В частности, первооткрывателями стали Австрия, Польша, Чехословакия и Югославия. Спустя еще 15 лет административная процедура на законодательном уровне была закреплена в США. А через десять лет, в 1956 году, Югославия приняла новую редакцию соответствующего нормативного акта, позднее, в 1960 году, новая редакция заработала и в Польше. К слову, польское законодательство в этой сфере менялось и в дальнейшем, в частности, в 1980 году была также принята еще одна редакция законодательства об административной процедуре. Новая же редакция в Австрии появилась лишь в 1991 году. Отметим, что последними законодательство об административной процедуре уже в начале 2000х приняли Финляндия, Армения, Казахстан и Азербайджан.
Наше же законодательство, регулирующее эту сферу, пестрит разнообразием подзаконных нормативных актов, о которых большинство граждан и не подозревают. Более того, по подобным процедурам могут быть установлены различные сроки обжалования актов или решений представителей власти либо предъявляются различные требования. Также граждан фактически никогда не уведомляют о праве и порядке обжалования административных актов. Немаловажным фактором сегодня является и закрытость таких процедур. Наиболее ярким примером может служить административное обжалование в налоговой службе, когда инициаторы жалобы о рассмотрении и вынесении решения узнают об отказе в ее удовлетворении постфактум спустя достаточно длительное время.
Таким образом, принятие единого нормативного акта, предусматривающего единый подход к административной процедуре, с каждым годом приобретает все большую актуальность. По словам представителей Министерства юстиции Украины, ключевым фактором принятия этого документа является принципиальное улучшение условий реализации гражданами своих прав посредством усовершенствования механизмов их взаимодействия с органами публичного управления.
Последняя редакция законопроекта об административной процедуре, обнародованная для обсуждения, направлена на урегулирование отношений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других субъектов, которые в соответствии с законом уполномочены осуществлять властные управленческие функции по принятию административного акта и его выполнению.
Предусмотрено, что действие закона не будет распространяться на отношения, возникающие при осуществлении деятельности относительно: рассмотрения обращений лиц, содержащих предложения, советы, рекомендации по формированию государственной, региональной и местной политики, а также по урегулированию общественных отношений, совершенствованию нормативноправовых актов; уголовного производства, оперативнорозыскной деятельности, исполнительного производства (кроме выполнения административных актов), совершения нотариальных действий, исполнения наказания, применения законодательства о защите экономической конкуренции, осуществления деятельности; прохождения государственной службы, дипломатической и военной службы, прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также службы в органах местного самоуправления; реализации конституционного права граждан участвовать во всеукраинском и местных референдумах, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; рассмотрения жалоб в сфере государственных закупок.
Под административной процедурой подразумевается определенный порядок осуществления административного производства. В свою очередь, административное производство — это совокупность процедурных действий, последовательно совершенных административным органом, и принятых процессуальных решений по рассмотрению и решению административного дела, которое завершается принятием и в случае необходимости выполнением принятого административного акта.
В случае принятия закона об административной процедуре немаловажным фактором станет открытость административных производств органов власти, в частности, на административный орган возлагается обязанность по обеспечению реализации права каждого на доступ к информации, связанной с осуществлением властных полномочий. А участникам административного производства предоставляется право на ознакомление с материалами дела.
Проектом предложено урегулировать и сроки рассмотрения дела и принятия решений по нему. В частности, уполномоченное лицо рассматривает дело и принимает решение, а также совершает процедурные действия в течение разумного срока, то есть в кратчайшие сроки, достаточные для осуществления административного производства без неоправданных задержек.
«Административный орган решает дело своевременно, то есть до наступления обстоятельств, при которых принятие административного акта может потерять актуальность», — говорится в обнародованном проекте закона.
Кроме того, вводится правило молчаливого согласия при получении согласований и заключений от других административных органов. Также предусматривается, что заявление лица считается удовлетворенным при условии представления им документов в полном объеме, если в установленный законом срок административный акт не доведен до сведения лица и не направлено уведомление о продлении срока рассмотрения дела.
Следует отметить, что предусмотрен четкий порядок рассмотрения дела, принятия административного акта, установлены права и обязанности сторон по делу и порядок административного обжалования.
Законодатель также обеспечивает граждан правом на участие в административном производстве.
Бытует мнение, что принятие последнего законопроекта более реально, поскольку документ соответствует требованиям коалиционного соглашения и Соглашения между Украиной и ЕС. Тем не менее, как свидетельствует практика, у нашего законодателя существуют большие проблемы с соблюдением сроков. В частности, в соответствии с коалиционным соглашением закон об административной процедуре следовало принять еще в первом полугодии 2015 года. Но работа над законопроектом еще продолжается, и следующий этап, анонсированный Минюстом, по приведению документа в соответствие с «современными вызовами, которые стоят перед органами публичного управления» должен начаться осенью текущего года. Непосредственно планируется проведение всеукраинской конференции, посвященной вопросу административных процедур, где основной акцент будет сделан на отраслевом законодательстве, регулирующем указанные отношения.
В любом случае остается надеяться, что в скором времени все же будет на законодательном уровне закреплен единый подход к обеспечению и защите прав и свобод граждан и юридических лиц в сфере публичноправовых отношений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…