Размещение ущерба — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (969) » Размещение ущерба

Размещение ущерба

В последние годы для правоохранительных органов Украины возросла актуальность сотрудничества с другими странами, а также c международными организациями относительно розыска лиц, скрывающихся от уголовного преследования. Именно поэтому одним из наиболее перспективных направлений стало взаимодействие с Интерполом. Эффективность такого сотрудничества обусловлена тем, что Интерпол является держателем международной базы данных, размещенной в публичном доступе.

Однако публикация информации в такой базе не всегда правомерна и может нарушать права отдельных лиц на персональную информацию (право на защиту персональных данных от их неправомерной обработки, недостоверной информации и информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию субъекта).

В связи с этим важно понимать, каким образом работает Интерпол, как вносится информация о розыске в его базу и изымается из нее, какие структурные органы принимают участие в принятии таких решений.

Структура и функции

Структуру органов Интерпола предлагаем разделить на три уровня: центральный учредительный, центральный исполнительный и местный.

Так, высшим органом управления Интерпола является ­Генеральная ассамблея, которая устанавливает принципы работы и принимает основные нормативные акты Интерпола, в частности, Правила обработки данных Интерпола и Правила контроля информации и доступа к файлам Интерпола.

Для обеспечения работы Генассамблеи создан исполнительный комитет, который организовывает ее работу и контролирует работу Генерального секретариата.

В свою очередь, центральным исполнительным органом является Генеральный секретариат. Данный орган вносит в розыскную базу и изымает из нее данные относительно:

— подозреваемых/обвиняемых/осужденных с возможностью дальнейшей экстрадиции (красная карточка);

— лиц, пропавших без вести (желтая карточка);

— сбора дополнительных сведений о лице, его местонахождении в интересах уголовного производства (голубая карточка);

— неопознанных трупов (черная карточка);

— потенциальных преступников (зеленая карточка);

— угроз собственности или здоровью людей (оранжевая карточка);

— преступных схем, оружия, средств и способов совершения преступления (фиолетовая карточка);

— лиц, находящихся под надзором Службы безопасности ООН.

В отдельных странах создаются национальные центральные бюро — органы, подающие заявки в Генеральный секретариат на размещение данных в базах Интерпола. На Украине данную функцию выполняет рабочий аппарат Укрбюро Интерпола при Министерстве внутренних дел.

Особое место в системе центрального офиса Интерпола занимает независимый орган — Комиссия по контролю файлов Интерпола. Ее функция — контроль над соблюдением правил размещения, обработки и хранения информации в базах данных Интерпола.

Таким образом, управление базой данных Интерпола является централизованным: ключевыми органами в принятии решений о публикации и/или снятии лица с розыска выступают Генеральный секретариат и Комиссия по контролю файлов.

Публикация уведомлений

Порядок публикации сведений в базе розыска Интерпола по заявлению Укрбюро Интерпола состоит из следующих этапов:

1. Составление запроса правоохранительным органом в Укрбюро Интерпола.

2. Проверка Укрбюро соответствия запроса требованиям международного права, Конституции и других нормативно­правовых актов Интерпола.

3. Обращение Укрбюро Интерпола в Генеральный секретариат с запросом на публикацию уведомления в базе данных.

4. Проверка Генеральным секретариатом запроса на соответствие указанным выше требованиям.

5. Публикация Генеральным секретариатом уведомления, указанного в запросе, в базах данных Интерпола, и информирование всех Национальных бюро Интерпола о таком уведомлении.

6. Контроль Укрбюро за обновлением информации в уведомлении.

 

Таким образом, местные национальные бюро ответственны за размещенную по их запросу информацию в базах данных, однако размещение и проверка на соответствие требованиям относительно таких запросов осуществляется Генеральным секретариатом Интерпола.

Удаление информации

Право на правдивую информацию о себе, а также право требовать исправления или удаления недостоверной информации о лице прямо не указаны в нормативных актах, однако фактически предусмотрены статьей 9 Правил контроля информации и доступа к файлам Интерпола.

Основания для удаления сведений о лице предусмотрены Правилами обработки данных Интерпола и включают следующее:

— информация о лице не соответствует условиям размещения персональных данных в базе Интерпола, то есть нарушает Конвенцию о защите прав человека и основоположных свобод, Конституцию Интерпола, Правила обработки данных Интерпола;

— цель размещения соответствующей информации или связанной с ней информации достигнута;

— бюро, по заявлению которого размещено уведомление, владеет информацией, позволяющей выполнить необходимые действия, но не осуществляет никаких действий по достижению цели ее размещения.

Таким образом, основаниями для удаления запроса из розыскной базы может быть как несоответствие требованиям к информации, содержащейся в запросе, или пассивное поведение национального бюро, так и достижение цели размещения запроса.

Запросы об исправлении или удалении персональной информации из базы данных Интерпола рассматривает уже упомянутая выше Комиссия по контролю файлов (Комиссия). Однако здесь следует обратить внимание на ряд практических аспектов.

1. Субъект обращения: лицо, информация о котором есть в базе данных Интерпола (его представитель).

2. Срок рассмотрения такого запроса Комиссией не установлен. Так, нормативно­правовые акты Интерпола предусматривают рассмотрение такого обращения в кратчайшие строки.

3. Предметом такого рассмотрения являются все условия размещения персональных данных в базе Интерпола, начиная от требований о соблюдении Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод и заканчивая требованиями к отдельной карточке.

4. Комиссия не принимает решения самостоятельно, а лишь направляет рекомендации Генеральному секретариату о необходимости изменения соответствующей информации в базе данных Интерпола или удаления сведений из нее. Именно Генеральный секретариат как держатель базы данных удаляет персональную информацию.

5. Однако в случае если Генеральный секретариат не выполнит рекомендации Комиссии, Комиссия информирует об этом Исполнительный комитет Интерпола. Исполнительный комитет в таком случае имеет право принять любые необходимые меры.

 

На практике наиболее частым основанием для отказа в размещении уведомления или его удалении служит наличие политических мотивов в уголовном преследовании лица, а также истечение срока действия судебного ордера на арест.

Отдельные аспекты

Снятие красной карточки не означает, что розыск лица Интерполом прекращен. Так, Интерпол является держателем базы данных лиц, пропавших без вести, а также лиц, чье местонахождение необходимо выяснить для следствия, о чем указано выше.

Требования к размещению информации о лицах в базах желтых и голубых карточек ниже, чем в красных. В частности, для размещения голубых карточек нет требования относительно ордера на арест, а также санкции за преступление, в совершении которого подозревается разыскиваемое лицо.

В связи с этим национальные бюро часто прибегают к практике «смены статуса лица», тем самым оставляя контроль перемещения лица под наблюдением международных и местных правоохранительных органов.

Другой аспектом, который следует учесть, связан с тем, что Комиссия может принять решение не только об исключении информации о лице из базы данных Интерпола, но и об ограничении публичного доступа к такой информации.

Таким образом, размещение персональных данных в розыскной базе Интерпола может нарушать права отдельных лиц на защиту персональных данных от их неправомерной обработки, недостоверной информации и информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию.

В случае таких нарушений нормативно­правовыми актами Интерпола предусмотрен механизм исключения таких данных, включающий обращение лица, чьи права нарушены, в центральные органы Интерпола, которые и принимают решение об удалении соответствующих данных.

 

ЛУКЬЯНЕНКО Александр — партнер ЮК VB PARTNERS, г. Киев,

ЧЕХ Ольга — юрист ЮК VB PARTNERS, г. Киев

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Штрафной набросок

Акцент

Движение по округу

Государство и юристы

Путевой очерк

Реанимационный пикет

У всех на устав

Деловая практика

Заглянуть за Horizоnt

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Interlegal содействовали освобождению судна в Ливии

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует группу компаний AWAS по вопросам отчуждения и аренды воздушных судов

Asters выступила консультантом МФК по финансированию компании «Надежда» на сумму 15 млн долларов США

В «Сквайр Паттон Боггс — Салком» обсудили особенности арбитражной практики на Ближнем Востоке

Юристы ILF сопровождали сделку банка с ІВМ

Отрасли практики

Оздоровительный пассаж

Размещение ущерба

Техническая поддержка

Товарный замысел

Самое важное

Почта для размышлений

Полезная формация

Системные роли

Упрямое действие

Средства защиты

Судебная практика

Судебные решения

О порядке взыскания налогового долга в случае ликвидации платежеспособного юридического лица

Судебная практика

Архиценность

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах расторжения договора ипотеки, предметом которого является недвижимое имущество — памятник архитектуры

Судебная практика

Вернуть сразу

До суда

Экспертный потенциал

Судебная практика

Судебные решения

Отсутствие госрегистрации договоров аренды земли исключает нарушение прав арендаторов вследствие заключения договоров аренды с новыми арендаторами

Судебная практика

Страховая плаха

Корпоративные правила

Отстраненное достояние

Судебная практика

Судебные решения

Обязательные требования для проведения фискальными органами документальной внеплановой невыездной проверки

Тема номера

Чрезвычайный пошел

Особое получение

Разыграть Хартию

Морской — в бой

Частная практика

Персональный расчет

Веер перемен

Інші новини

PRAVO.UA