Начало молодежному ипотечному кредитованию на Украине было положено в 1992 году, когда Ассоциация молодежных жилищных комплексов Украины создала Фонд содействия молодежному жилищному строительству и начала реализацию программы обеспечения молодежи жильем. В 2000 году Фонд был реорганизован в Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству при Кабинете Министров Украины. Впоследствии в том же году постановлением Кабинета Министров было утверждено положение о Фонде. За шесть лет деятельности Фонда молодежные кредиты на жилье получили порядка 25 тысяч молодых семей по всей Украине. Восемь тысяч из них стали участниками программы льготного кредитования, более 17 тысяч человек — частичную компенсацию процентной ставки коммерческих банков. Но в данное время Фонд практически не работает.
Аналогичные сценарии льготного кредитования развиваются во многих постсоциалистических странах, где также созданы специальные программы льготного молодежного кредитования для молодежи.
Например, в России механизм предоставления молодым семьям государственной поддержки на приобретение жилья установлен подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы. Данным механизмом предусмотрено предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В то же время указанной подпрограммой предусмотрено предоставление молодым семьям дополнительной субсидии за счет средств местного бюджета в размере не менее 5 % расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Дополнительная субсидия при рождении (усыновлении) 1 ребенка может быть предоставлена молодым семьям, признанным в соответствии с действующим законодательством участниками вышеуказанной федеральной подпрограммы (по новому механизму):
— ранее получившим государственную поддержку по федеральной подпрограмме как молодые семьи, не имеющие детей;
— не получавшим ранее государственную поддержку по федеральной подпрограмме.
Дополнительная субсидия предоставляется при условии приобретения (строительства) жилого помещения молодой семьей после признания ее участницей федеральной подпрограммы.
В Польше для молодежи предусмотрено адресное ипотечное кредитование. Есть специальные счета в специализированных банках. Когда человек вносит 5 % от общей стоимости квартиры, он ее благополучно получает, а остальные 95 % выплачивает потом. Впрочем, эта система не очень популярна. Молодые поляки предпочитают не связывать себя кредитными обязательствами «на всю оставшуюся жизнь», а находят другие, более приемлемые, варианты приобретения жилья.
В странах с развитым ипотечным рынком, таких как Германия и США, возможность получения жилья молодежью реализуется по другому механизму.
В Германии на молодые семьи распространяются абсолютно все требования, регулирующие ипотечное кредитование. Некоторые из них носят весьма льготный характер. В качестве примера можно привести страхование на случай утраты работы, в соответствии с которым страховая фирма оплачивает ипотеку, пока безработный ищет себе новое место. Поиск может продолжаться не более двух лет. Уникальный опыт в поддержке молодых семей был накоплен в свое время в ГДР. Вступив в брак, молодые люди в соответствии со специальной государственной программой оформляли ипотечное кредитование и практически сразу же получали ключи от вожделенной квартиры. После рождения первого ребенка выплаты по кредиту резко снижались, а после рождения третьего государство полностью погашало долг, и квартира переходила в собственность молодой семьи.
Такая политика имела поразительный эффект: ни в одном государстве бывшего соцлагеря не было такой «эпидемии» молодежных браков и, как следствие, рождаемости. Нормой стали семьи, в которых у 25-30-летних родителей было по трое детей.
В США отдельного ипотечного кредитования для молодых семей не существует. Однако там есть ряд программ льготного жилищного кредитования для малоимущих граждан, к которым при определенных условиях могут относиться и молодожены. Причем эти программы действуют на федеральном уровне и реализуются во всех штатах. На практике этим вопросом занимаются два ведомства: Федеральная национальная ипотечная ассоциация (ФНИА) и Федеральная корпорация по жилищному кредитованию. Надзор и контроль за их деятельностью осуществляются федеральным советом по жилищному финансированию, являющимся структурным подразделением администрации США. ФНИА с момента своего образования в 1968 году помогла обзавестись собственным жильем почти 50 миллионам американских семей. В рамках помощи малоимущим она реализует программы льготного кредитования для неполных и многодетных семей. В марте 2000 года компания приступила к осуществлению нового масштабного социально-ориентированного проекта: в течение 10 лет обеспечить жильем дополнительно 18 миллионов семей. Стоимость программы, которая, кстати, называется «Осуществление американской мечты», оценивается в 2 триллиона долларов. Суть этой программы в том, чтобы реализовать такие механизмы ипотечного кредитования, которые бы позволили заемщику уменьшить свой первоначальный платеж при приобретении недвижимости до 3 % (обычно заемщик должен вносить 20 %).
Очень сложная ситуация на рынке жилья сложилась в Китае. В начале экономической реформы в 1979 году производство и потребление жилья рассматривались как одно из важнейших направлений экономической реформы. До реформы государство было единственным оператором жилья, выполняя функции по инвестированию, распределению, управлению и содержанию жилого фонда. Жилые помещения передавались предприятиям, которые и распределяли его своим работникам. В результате на государство ложились такие немыслимые расходы, что требовалось изыскать решение проблемы. Таким решением стал отказ от административной системы обеспечения жильем, что явилось главным положением жилищной реформы. Взамен этого предлагалось распределять жилье путем свободной купли и продажи на рынке.
Но такая схема не получила широкого распространения. Не удалось также внедрить программы Всемирного банка. Поэтому единственным действенным механизмом приобретения льготного жилья остается только помощь предприятия, на котором китаец работает. При этом, чтобы рассчитывать на помощь и купить жилье в 2-3 раза дешевле, надо проработать на предприятии или в организации энное количество лет. Так что в КНР субсидируются люди, скорее, не молодые, а среднего возраста.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…