26 октября с.г. в парламенте был зарегистрирован проект Закона Украины «О Кабинете Министров Украины и центральных органах исполнительной власти» (проект) — альтернативный зарегистрированному двумя неделями ранее проекту закона «О Кабинете Министров Украины», поданному самим правительством (правительственный проект). Основные положения правительственного проекта были рассмотрены в статье «Кабмин глазами правительства», опубликованной в «ЮП» № 44 (462). В этой связи отметим, что проекты имеют ряд принципиальных отличий, и о них пойдет речь далее.
Госсекретари возвращаются!
Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. А иногда и вовсе не забытое. Так, проект предлагает вновь ввести должности государственных секретарей во всех министерствах. Их функциональное предназначение, в соответствии с проектом, — руководство аппаратом соответствующих министерств. Кроме того, предлагается установить, что именно госсекретарь является наивысшим должностным лицом из числа государственных служащих в министерстве, но в то же время подконтрольным и подотчетным министру. Должность самого министра не относится к должностям государственных служащих, а должна быть признана государственной политической должностью. В этом положения рассматриваемого проекта сходны с положениями правительственного проекта, хотя первый при этом уточняет, что на министров не распространяется не только законодательство о государственной службе, но и трудовое законодательство.
Государственных секретарей предлагается наделить такими полномочиями, как организация разработки проектов нормативных актов с дальнейшей подачей их на рассмотрение министра; утверждение положений о структурных подразделениях, должностных инструкций их руководителей, штатного расписания и сметы аппарата министерства, а также назначение на должности и увольнение с должностей государственных служащих аппарата министерства и работников аппарата, представление министерства как юридического лица в гражданско-правовых отношениях, и многими другими. Предлагается также установить, что государственный секретарь министерства назначается на должность Кабинетом Министров Украины (КМУ) по представлению Государственного секретаря КМУ, согласованному с соответствующим министром, сроком на 5 лет. При этом прекращение полномочий КМУ или отдельного министра не может быть основанием для увольнения госсекретаря. Такими основаниями могут быть только прекращение срока полномочий, невозможность исполнять обязанности по состоянию здоровья, вступление в силу обвинительно приговора в отношении него, как дисциплинарное взыскание или в случае ненадлежащего выполнения обязанностей. При этом устанавливается, что увольнение по последней причине возможно только при условии согласования с Высшим советом государственной службы.
Взаимоотношения с главой государства
Наиболее существенно различаются законопроекты в аспекте построения взаимоотношений между Президентом Украины и правительством. Так, судя по положениям предложенного Президентом проекта, de facto ответственность КМУ перед главой государства следует понимать очень широко. В частности, предлагается установить, что КМУ обеспечивает исполнение актов Президента Украины, постоянно информирует главу государства о своей деятельности, о наиболее важных решениях и действиях, которые предполагается принять или предпринять в сфере обеспечения государственного суверенитета и самостоятельности Украины, внутренней и внешней политики, исполнения актов Президента, и в случае необходимости предварительно проводит консультации с Президентом. Кроме того, предлагается и несколько решить вопрос контрасигнации Указов Президента, подлежащих таковой в соответствии с Конституцией. Такое скрепление должно быть осуществлено безотлагательно. Хотя вопрос о влиянии контрасигнации (точнее, ее отсутствия) на вступление в силу таких Указов не разрешается.
Президент счел также необходимым оставить себе полномочия давать поручения министерствам (в пределах своих конституционных полномочий, конечно), а также присутствовать или направлять своих уполномоченных представителей на заседания правительственных комитетов с правом совещательного голоса.
Немаловажным нюансом во взаимоотношениях «Президент—правительство» являются взаимоотношения последнего с Советом национальной безопасности и обороны Украины, который, напомним, возглавляет Президент. Так, согласно рассматриваемому проекту, в сфере национальной безопасности и обороны, КМУ должен быть подконтролен СНБОУ, поскольку Совет наделен полномочиями координировать деятельность органов исполнительной власти в этой сфере. Кроме того, предлагается обязать КМУ обеспечивать исполнение решений СНБОУ, введенных в силу Указами Президента. Примечательно, что в тексте правительственного проекта содержится диаметрально противоположное положение, гласящее, что ни СНБОУ, ни Секретариат Президента Украины не вправе давать поручения КМУ, членам правительства и вмешиваться в их деятельность в целом.
Другие разногласия
Отметим, что проекты разнятся не только относительно взаимоотношений КМУ с Президентом — проектом, внесенным главой государства, предлагается более жестко урегулировать статус правительства. В отличие от правительственного проекта, которым предлагается установить, что заключения правительства относительно влияния тех или иных проектов законов на доходную и расходную части бюджета подлежат обязательному рассмотрению парламентом, а в случае отрицательного заключения проект вовсе не может быть рассмотрен до согласования с КМУ, проект президента предлагает лишь наделить КМУ правом давать такие заключения.
В целом, как указано выше, проект, внесенный Президентом, позиционируется как альтернативный, поэтому и на заседании Комитета, и в парламенте оба проекта будут рассматриваться вместе или же будет создана рабочая группа по разработке единого проекта. Проект соответствующего постановления уже внесен спикером Верховного Совета Украины. Нам представляется, что в любом случае будет принят компромиссный закон. Причем уступки преимущественно ожидаются со стороны правительства. Большинство в парламенте, скорее всего, будет поддерживать проект, поданный КМУ. В то же время Президент имеет право вето, и пользоваться он им может столько раз, сколько пожелает — пока не будут учтены все замечания или не преодолено вето. А набрать 300 голосов в парламенте правительсвенному проекту будет сложно. Президент в данной ситуации может пойти на уступки только по одной причине — если их последствия будут менее неприемлемыми, нежели отсутствие закона о правительстве вовсе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…