Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) всерьез обеспокоился пополнением государственной казны. А так как продавать объекты, подобные «Криворожстали», возможно не каждый год, то обратил ФГИУ свой взор на аренду государственного имущества. Так, 3 октября с.г. был утвержден Порядок предоставления согласия арендодателя государственного имущества на осуществление неотъемлемых улучшений арендуемого государственного имущества (Порядок). Данный Порядок разработан в соответствии с Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (Закон) с целью определения процедуры предоставления арендатору согласия арендодателя государственного имущества на осуществление неотъемлемых улучшений. Итак, по порядку.
Вспомним старое…
Сразу обратим внимание: хоть ФГИУ и считает, что Порядок разработан в соответствии с Законом, но в самом Законе проведение каких бы то ни было улучшений в каком-либо качестве среди обязанностей арендодателя или арендатора не упоминается. Обратимся к Гражданскому кодексу (ГК) Украины. Согласно части 1 статьи 778 ГК Украины, арендатор может производить улучшения предмета договора аренды только с согласия арендодателя. Часть 5 этой же статьи устанавливает, что стоимость улучшений, которые нельзя отделить от предмета аренды (а именно о таких идет речь в Порядке), произведенных без согласия арендодателя, не возмещается. Вот ФГИУ и определяет порядок предоставления такого согласия.
Возьмемся за новое
В соответствии с Порядком процедура предоставления арендатору согласия арендодателя государственного имущества на осуществление неотъемлемых улучшений арендованного государственного имущества включает следующие этапы: представление заявления и пакета документов арендатором; рассмотрение заявления и документации арендатора; принятие соответствующего решения. Пакет документов должен содержать описание предполагаемых улучшений и смету расходов на их проведение; информацию о целесообразности осуществления улучшений арендованного имущества; предписания органов пожарного надзора, охраны труда; справку балансодержателя о стоимости объекта аренды в соответствии с данными бухгалтерского учета на начало текущего года. В случае осуществления улучшений за счет амортизационных отчислений на арендованное государственное имущество или средств, полученных от отчуждения арендованного имущества, арендатор подает также, кроме указанных документов, и удостоверенную копию проектно-сметной документации, если иное не указывается в договоре аренды.
Раздвоение личности у ФГИУ
Информация о целесообразности осуществления неотъемлемых улучшений предоставляется на основании поданных арендатором документов, в случае аренды целостного имущественного комплекса, здания или сооружения — органом, уполномоченным управлять соответствующим государственным имуществом, а в случае аренды помещений, частей зданий и сооружений — этим же органом или по его поручению балансодержателем. Интересно получается: по Закону арендодателем является ФГИУ и его региональные отделения и представительства, и органом, уполномоченным управлять госимуществом, является… все тот же ФГИУ. То есть информацию о целесообразности проведения улучшений предоставит ФГИУ для ее подачи во ФГИУ или его отделение.
При рассмотрении случая, когда улучшения предполагается проводить за счет амортизационных отчислений, опять возникает мысль о раздвоении личности у ФГИУ. В случае аренды целостного имущественного комплекса при осуществлении улучшений за счет амортизационных отчислений на арендованное государственное имущество или средств, полученных от отчуждения арендованного имущества, арендодатель для рассмотрения вопроса о предоставлении согласия на осуществление неотъемлемых улучшений составляет комиссию с участием представителей органа, уполномоченного управлять имуществом. Комиссия по принципу «сам с собой» и информация для предоставления ее себе же — похоже, что ФГИУ все-таки сможет уберечь себя от нежелательных улучшений.
Мы согласны
Согласие на осуществление улучшений предоставляется в форме письма арендодателя арендатору, в котором содержится согласие на улучшение арендованного имущества. Контроль за осуществлением неотъемлемых улучшений осуществляется только, если это предусмотрено договором аренды. После получения согласия арендатор составляет график выполнения работ и представляет его арендодателю. После осуществления разрешенных арендатору неотъемлемых улучшений арендатор предоставляет информацию арендодателю о завершении выполнения работ с предоставлением копий, подписанных заказчиком и подрядчиком актов приема выполненных работ и документов, подтверждающих оплату указанных работ.
Арендодатель обязан на протяжении 5 рабочих дней после получения информации об осуществлении улучшения внести в базу данных информационно-поисковой системы «Этап аренда» информацию о содержании улучшений, затратах на улучшение и источниках их финансирования.
Оптимистический взгляд в будущее ФГИУ вдохновляет. Речь вот о чем. Что такое упомянутая «база данных информационно-поисковой системы»? Возможно, имеется в виду база данных Единого реестра объектов государственной собственности? Кстати, данный реестр находится еще в процессе создания. Если же речь идет о какой-то другой базе данных и поисковой системе, то о них, видимо, широкая общественность узнает позже.
Арендатора должна заинтересовать информация об источниках финансирования, которая будет вноситься в эту загадочную базу. Насколько подробную информацию об источниках финансирования придется предоставлять: будет это только наименование арендатора, или указание на амортизационные отчисления, или сведения о том, откуда у арендатора появились средства на финансирование улучшений — точности в формулировке Порядка не наблюдается.
Неясным остается также порядок оплаты данных улучшений, если, конечно же, речь идет не об амортизационных отчислениях. Часть 3 статьи 778 ГК Украины устанавливает право арендатора на возмещение стоимости необходимых расходов на неотъемлемое улучшение или учет их стоимости в составе арендной платы. Но как именно будет разрешаться данная проблема, в Порядке почему-то не указывается.
А если согласия нет?
Такого быть не может! Рассматриваемый Порядок так и называется: «предоставление согласия», поэтому случаи отказа арендодателя Порядком и не предусматриваются, в нем вообще об отказе — ни слова. Видимо, ФГИУ считает, что любому арендодателю все неотъемлемые улучшения имущества просто жизненно необходимы, и он с ними априори согласен. Если строго следовать букве Порядка, то после рассмотрения необходимых документов принимается соответствующее решение. В Порядке среди причин, по которым арендодатель может отказать в проведении улучшений, даже нет таких, как неполная информация или предоставление недостоверных сведений. В то же время не исключена ситуация, когда взгляды арендодателя и арендатора на необходимость проведения неотъемлемых улучшений разнятся. Но как отказать в проведении неотъемлемых улучшений, Порядком не предусмотрено.
Итак, ФГИУ принял, на первый взгляд, оптимистический, простой и ясный акт, но если учитывать реалии — то Порядок перестает быть столь понятным.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…