Использование музыки при осуществлении бизнеса в торгово-развлекательной сфере уже давно стало общепринятым. Хорошее музыкальное сопровождение способствует привлечению клиентов, располагает провести время в заведении, потратить больше средств и является залогом успеха для предпринимателя. При этом такое использование без выплаты надлежащего роялти нарушает имущественные права авторов, исполнителей, производителей фонограмм. Приходится констатировать, что на сегодняшний день на Украине такое нарушение является массовым.
Использование музыкального сопровождения при осуществлении бизнеса, согласно законодательству Украины, является «публичным исполнением» и предусматривает выплату роялти автору, исполнителю и производителю фонограммы. При этом не имеет значения способ такого исполнения — будь то живое выступление, радиотрансляция, воспроизведение через цифровое оборудование и т.д. Исключением является использование музыкальных произведений, срок защиты имущественных авторских и смежных прав по которым истек.
Для соблюдения законодательства о выплате роялти субъект хозяйственной деятельности должен заключить договор с организацией коллективного управления имущественными правами (ОКУ), в котором предусмотреть способ коммерческого использования таких фонограмм, размер и срок выплаты роялти, а также ответственность за его нарушение. Постановление Кабинета Министров Украины № 71 от 18 января 2003 года устанавливает, что размер роялти за публичное исполнение фонограмм составляет 1 % от валового дохода, полученного от деятельности, в процессе которой используются такие объекты смежных прав. Необходимо отметить, что большинство ОКУ предлагают субъектам хозяйственной деятельности заключить договоры на выплату роялти с фиксированной помесячной (поквартальной/годичной) ставкой, которая варьируется в зависимости от цели и важности коммерческого использования фонограмм для деятельности предприятия. Остается непонятным, каким образом ОКУ высчитывает такую ставку и как определить степень важности использования фонограммы в деятельности предприятия.
На сегодняшний день на Украине существует более десяти ОКУ, три из которых имеют полномочия собирать роялти за публичное исполнение. По мнению как украинских исполнителей и производителей фонограмм, так и международных экспертов, эффективность сбора и выплаты роялти снижается, что подтверждается статистикой Государственной службы интеллектуальной собственности Украины. К сожалению, приходится констатировать и недобросовестность действий некоторых ОКУ, которые собирают роялти с субъектов хозяйственной деятельности без дальнейшей выплаты вознаграждения авторам, исполнителям и производителям фонограмм. По опыту стран Европейского Союза, целесообразно на законодательном уровне ограничить количество действующих ОКУ и распределить управление имущественными правами отдельно по разным объектам авторских и смежных прав. Это повысит возможность контроля над деятельностью различных ОКУ и приведет к более эффективной выплате роялти.
Также большое значение имеет международное сотрудничество ОКУ в данной сфере, поскольку национальные фонограммы используются в зарубежных странах, за что украинские исполнители и производители должны получать роялти. Это относится и к иностранным исполнителям. Так, свою эффективность доказывает деятельность международных организаций управления имущественными правами интеллектуальной собственности, таких как: BIEM, SIZAC, IFPI и пр., которые объединяют национальные ОКУ многих стран мира.
Новый Налоговый кодекс (НК) Украины расширил объем понятия роялти, добавив вознаграждение за использование не только авторских, но и смежных прав. Это дает возможность избежать правовой аналогии в вопросе квалификации выплат за права исполнителей и производителей фонограмм. Также НК Украины устанавливает, что расходы, связанные с начислением роялти, относятся к валовым расходам предприятия. То есть, если предприятие использует в своей деятельности музыкальные произведения, перечисляет роялти за такое использование на счет ОКУ, то организация может включить сумму роялти в состав расходов.
Проверять законность использования объектов авторского права и смежных прав могут сотрудники Государственной службы борьбы с экономической преступностью, налоговой милиции, Государственной службы интеллектуальной собственности и прокуратуры. В случае если субъект хозяйственной деятельности использует музыку без заключения договора с уполномоченной ОКУ, его могут привлечь к административной, уголовной или гражданской ответственности. Так, согласно статье 512 Кодекса Украины об административных правонарушениях, административный штраф составляет от 10 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с возможностью конфискации оборудования. Если заведение или же магазин будет продолжать осуществлять незаконное публичное исполнение, ОКУ имеет все основания подать иск в суд. В данном случае предприятие рискует заплатить крупный штраф или лишиться музыкального оборудования, а руководство — быть привлеченным к уголовной ответственности. Согласно статье 176 Уголовного кодекса Украины, нарушение авторского права и смежных прав (если это причинило материальный ущерб в значительном размере) влечет, среди прочего, штраф в размере от 200 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Безусловно, для развития музыкального бизнеса на Украине выплачивать вознаграждения авторам, исполнителям, производителям фонограмм — необходимо, что давно является общепринятым в цивилизованных странах. Кроме того, нужно усилить контроль со стороны Государственной службы интеллектуальной собственности Украины за деятельностью различных ОКУ для того, чтобы роялти находил своего адресата.
ШАПИРЕНКО Евгений — младший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
Василий ГРИЩЕНКО,
адвокат АК «Соколовский и Партнеры»
Исходя из выполняемых организациями коллективного управления (ОКУ) функций, можно выделить ряд нарушений в их работе.
Так, при заключении договоров между ОКУ и пользователями произведений/объектов смежных прав или авторами/правообладателями ОКУ навязывают невыгодные условия сотрудничества. Кроме того, отсутствует или искусственно усложняется механизм контроля за деятельностью ОКУ со стороны авторов/правообладателей, что приводит к тому, что авторы не получают за свои права собираемые ОКУ суммы. При распределении и выплате собранного вознаграждения ОКУ не желает отдавать собранные средства в полном объеме (есть даже случаи «пропажи» сотен тысяч гривен из ОКУ). Авторы не могут контролировать распределение средств, поскольку регулярная и детальная информация о деятельности ОКУ в части, касающейся управления правами, у них отсутствует.
Помимо этого, при сборе ОКУ вознаграждений автор ожидает более эффективной деятельности ОКУ по защите его интересов, передавая в управление свои права. Деятельности ОКУ присуща также коррупционная составляющая: сотрудники ОКУ вымогают у нарушителей взятку в обмен на нереагирование на факт незаконного использования произведений. Также отдельно можно выделить, когда ОКУ заявляет требования к пользователям в отношении произведений, авторы/правообладатели которых не уполномачивали этот орган на сбор вознаграждения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…