Совсем недавно, 24 июня 2012 года, во время Дипломатической конференции по охране аудиовизуальных исполнений, которая проходила в Пекине, государствами-членами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) был принят Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (Пекинский договор). Этот договор подписала и Украина.
Цель подписания Пекинского договора — усовершенствование охраны прав исполнителей на аудиовизуальные исполнения, в том числе с учетом влияния современных информационных и коммуникационных технологий. И, хотя Договор еще должен быть ратифицирован странами-участницами, чтобы вступить в силу, некоторые выводы о его влиянии на охрану прав исполнителей на Украине можно сделать уже сейчас.
Одной из причин подписания Пекинского договора является то, что действующий Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 года не охватывал права на исполнения, записанные в аудиовизуальных записях. Так, согласно подпункту b статьи 2 Договора ВОИС, фонограмма — это запись звуков исполнения или иных звуков, либо воспроизведение звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение.
Согласно статье 2 Пекинского договора, аудиовизуальная запись означает воплощение движущихся изображений, независимо от того, сопровождаются они звуками либо их отображениями, позволяющее осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующего устройства. При этом под исполнителями понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, которые исполняют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте, интерпретируют или иным образом исполняют литературные или художественные произведения либо выражения фольклора.
Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года № 3792-XII определяет видеограмму как видеозапись на соответствующем материальном носителе (магнитной ленте, магнитном диске, компакт-диске и т.д.) исполнения или каких-либо движущихся изображений (со звуковым сопровождением или без него), кроме изображений в виде записи, входящей в аудиовизуальное произведение. Такое определение сходно с понятием аудиовизуальной записи, хотя из последнего прямо не исключаются записи, входящие в аудиовизуальные произведения. Таким образом, понятие, предусмотренное Пекинским договором, все же является более широким и дает основание предположить, что оно может включать и запись аудиовизуальных произведений.
Традиционно для международных договоров, Пекинский договор предполагает, что каждая договаривающаяся сторона предоставляет гражданам других сторон такой же режим, какой она предоставляет своим гражданам в отношении исключительных прав, специально предоставляемых этим договором, и права на справедливое вознаграждение, предусмотренное статьей 11 Пекинского договора.
Что касается неимущественных прав исполнителей, Пекинский договор предлагает перечень прав, который в целом присутствует и в национальном законодательстве. Так, подпунктом іі пункта 1 статьи 5 предусмотрено право исполнителей возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации, с должным учетом характера аудиовизуальных записей. Однако в согласованном заявлении в отношении упомянутой статьи указано, что с учетом характера аудиовизуальных записей и их изготовления и распространения изменения исполнения, которые осуществляются в процессе обычного использования исполнения, такие, как монтаж, сжатие, дубляж или форматирование, на существующих или новых носителях либо в существующих или новых форматах, и которые осуществляются в процессе использования, разрешенного исполнителем, сами по себе не являются изменениями по смыслу упомянутой статьи. Указанные неимущественные права касаются только тех изменений, которые объективно наносят ущерб репутации исполнителя существенным образом. При этом также понимается, что простое использование новых или измененных технологий или носителей как таковое не является изменением по смыслу упомянутой статьи.
Касательно срока охраны неимущественных прав исполнителей, то в данном отношении законодательство Украины предусматривает даже более благоприятный режим, нежели Пекинский договор, поскольку согласно национальному законодательству такие права охраняются бессрочно. Договор же предполагает, что неимущественные права сохраняют силу после смерти исполнителя, по крайней мере, до прекращения действия имущественных прав.
Пекинский договор предусматривает следующие имущественные права исполнителей в отношении своих исполнений:
а) исключительное право разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих незаписанных исполнений, за исключением случаев, когда исполнение уже передавалось в эфир, и запись своих незаписанных исполнений;
б) исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных в аудиовизуальных записях, любым образом и в любой форме. При этом в согласованном заявлении в отношении статьи 7 Пекинского договора, предусматривающей право на воспроизведение, указано, что данное право полностью применяется в цифровой среде, в частности в отношении использования исполнений в цифровой форме. В том числе воспроизведением является и хранение охраняемого исполнения в цифровой форме на электронном носителе;
в) исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных в аудиовизуальных записях, посредством продажи или иной передачи права собственности. Однако при этом сделана оговорка о том, что выражение «оригинал и экземпляры» относится исключительно к записанным экземплярам, которые могут быть введены в обращение в виде материальных объектов. То же относится и к праву на прокат, упомянутому ниже;
г) исключительное право разрешать коммерческий прокат для публики оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных в аудиовизуальных записях, как это определено в национальном законодательстве, даже после их распространения, осуществленного исполнителем или с его разрешения;
д) исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных в аудиовизуальных записях, по проводам или средствами беспроводной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору;
е) исключительное право разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих исполнений, записанных в аудиовизуальных записях. Однако вместо предоставления такого права каждая договаривающаяся сторона может установить право на справедливое вознаграждение за прямое или косвенное использование исполнений, записанных в аудиовизуальных записях, для эфирного вещания или сообщения для всеобщего сведения.
При этом каждая договаривающаяся сторона может в своем национальном законодательстве предусмотреть, что в случае, если исполнитель выразил согласие на запись своего исполнения в аудиовизуальной записи, указанные выше исключительные права принадлежат изготовителю такой записи, осуществляются им или передаются ему, если только исполнитель и изготовитель аудиовизуальной записи не заключат договоры об ином. Именно такой принцип уже закреплен в законодательстве Украины, в частности в отношении права на распространение и коммерческий прокат.
Обладание правами и осуществление прав, предусмотренных Пекинским договором, не связано с соблюдением каких-либо формальностей. Хотя на практике в случае возникновения споров без формальностей не обойтись.
Также Пекинский договор обязывает договаривающиеся стороны предоставлять надлежащую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода технических мер, используемых исполнителями в связи с осуществлением своих прав и ограничивающих действия в отношении их исполнений, которые не разрешены соответствующими исполнителями или не допускаются законом.
В целом документ укрепляет охрану прав исполнителей и предлагает некоторые разъяснения и уточнения по этому вопросу, ранее не закрепленные на законодательном уровне.
СЕМЕНИЙ Юлия — адвокат, партнер АК «Коннов и Созановский», г. Киев
Денис СПЕРОВ,
юрист LCF Law Group
Пекинский договор является логическим продолжением развития международных норм в области авторского права, которые на сегодня требуют модернизации в свете эволюции технологий и Интернета. Этот договор устанавливает уровень защиты прав аудиовизуальных исполнителей и впервые вводит в международном праве положения, обеспечивающие охрану в цифровой среде прав исполнителей, работающих в сфере кино, телевидения и цифровых медиа на любые свои аудиовизуальные исполнения.
Однако исполнение этого договора будет иметь множество проблем. В первую очередь это коснется распространения аудиовизуальной продукции в социальных сетях и на видеоресурсах лицами, не являющимися исполнителями. Национальным законодательством некоторых стран предусмотрена защита прав аудиовизуальных исполнителей в подобной ситуации, но таких стран мало. В связи с этим необходимо на международном уровне разработать универсальный механизм реализации положений Пекинского договора.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…