Коэффициент полезного воздействия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (762) » Коэффициент полезного воздействия

Коэффициент полезного воздействия

Рубрика В фокусе: PR

Измерение результатов любой маркетинговой стратегии или даже PR‑кампа­нии как ее составляющей невозможно без постановки четких целей.

Многие пиар-менеджеры и партнеры юридических компаний не всегда отдают себе отчет в том, что, хаотично перескакивая от одних маркетинговых инструментов к другим или пытаясь охватить максимальное ­количество каналов коммуникации, работают по принципу Алисы в стране чудес. Помните знаменитый диалог: «Куда мне отсюда идти?» — «А куда ты хочешь попасть?» — «А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь». — «Тогда все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь»? И действительно попадают: столь же беспорядочно и нерегулярно, как и предпринятые для этого потуги по приближению к клиенту. Однако вскоре задаются вопросом: почему же это броуновское пиар-движение осталось незамеченным для целевой аудитории и ее «частицы», как и в случае с физикой, не тонут, но и не всплывают в виде высоких позиций рейтингов и притока новых клиентов?..

Поэтому прежде чем оценивать эффективность любой PR-программы, необходимо убедиться, что представления о ее целях и задачах и у партнера компании, и у PR‑менеджера совпадают. Несмотря на очевидность этого утверждения, на практике часто происходит наоборот. Руководство и PR-департамент, казалось бы, говорят об одном и том же, а эффекта ожидают разного. В итоге, несогласованность ожиданий или туманное представление самого партнера о дальнейшем развитии его бизнеса приводит к конфликтам «на выходе».

В другом измерении

«Результативность PR-кампаний и эффективность PR-бюджетов — это те вопросы, которые практики в сфере паблик рилейшнз предпочитают обходить стороной, ссылаясь на «нематериальность» результатов своей деятельности и, соответственно, невозможность оценить их в числовых показателях», — отмечает руководитель отдела маркетинга и развития бизнеса ЮФ «Саенко Харенко» Ирина Химчак.

За эффективность PR-кампании нередко принимают ее промежуточные итоги: количество опубликованных пресс-релизов, проведенных мероприятий и их участников. И, что интересно, результатом такого самообмана довольны все: и партнеры, на чьих глазах постоянно разворачивается бурное действо с их участием, и пиар-менеджер, который создает иллюзию продвижения и с помощью неуемной активности честно пытается отработать свое жалованье.

Это отнюдь не означает, что не нужно принимать во внимание упомянутые итоги работы, ведь именно они лягут в основу оценки результативности и всей программы или проекта.

Определение эффективности маркетинговой стратегии зиждется на двух уровнях оценивания, которые вице-президент Украинской PR-Лиги, партнер агентства PR-Service Елена Деревянко условно называет тактическим и стратегическим.

Тактический — это измерение итогов работы: количество проявлений в информационном пространстве, тональность проявлений, уровень интереса СМИ к событиям и др.

Стратегический уровень предполагает изучение изменений в восприятии объекта пиар-продвижения целевыми аудиториями и изменение их потребительского поведения.

Среди наиболее распространенных методов оценки Елена Деревянко называет:

— пресс-клиппинг (анализ упоминаемости в СМИ);

— контент-анализ;

— оценка рекламного эквивалента стоимости публикаций (AVE);

— коэффициент возврата инвестиций (ROI).

Остановимся детальнее на последних двух. Так, показатель AVE (Advertising Value Equivalent) отражает сумму, которую компании пришлось бы потратить на рекламу с целью достижения аналогичного отклика в масс-медиа, — т.е. сумму, которую PR‑департамент сэкономил для компании. Этот показатель рассчитывается, исходя из сопоставления количества публикаций, места их расположения (времени выхода) и стоимости соответствующих объемов по рекламным расценкам определенного СМИ. «Этот показатель сводит PR в основном к отношениям со СМИ, однако он не способен измерить ценность паблик рилейшнз и не создает основу для планирования будущей коммуникационной активности», — отмечает PR-менеджер АК IMG Partners Юлия Курбашнова.

Коэффициент ROI позволяет юридической фирме оценить эффективность своего PR/маркетингового бюджета и действенность используемых маркетинговых каналов. В классическом варианте он рассчитывается как отношение дополнительной прибыли, полученной в результате затраченных усилий, к выделенному бюджету. Однако, по мнению г-жи Деревянко, при этом его практическая ценность ограничена и во многом зависит от корректности исходных данных. «Обеспечить их объективность достаточно непросто, — убеждена вице-президент Украинский PR-Лиги. — Так, чтобы определить, сколько представителей аудитории информационного воздействия действительно приняли решение под влиянием ключевых сообщений, необходимо провести ряд непростых и недешевых исследований. Из охваченной аудитории необходимо вычленить тех потребителей, которые не просто услышали или увидели соответствующий PR-материал либо лично приняли участие в соответствующем PR‑событии, но и изменили под его влиянием свое поведение (в данном случае — обратились в юридическую фирму и воспользовались ее услугой). Не говоря уже о том, что мотивы приобретения услуги могут быть совершенно иными и никак не обусловленными PR-активностью их поставщика. Или о том, что результаты PR-работы (изменения в восприятии, а не количество упоминаний и т.п.) могут быть получены не сразу, а через достаточно длительный промежуток времени.

Юлия Червоноокая, начальник департамента маркетинга и связей с общественностью ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», приводит показатели для оценки PR-программ или кампаний, разработанные Чартерным институтом по связям с общественностью CIPR (Великобритания):

— Input: что непосредственно было сделано пиар-менеджером, например, написание, дизайн и производство внутреннего бюллетеня. На этом уровне оценивается качество исследования, написания текстов, дизайна, пр.;

— Output: как использовался продукт затраченных усилий, например, сколько сотрудников компании прочитало бюллетень, сколько изданий опубликовало ключевые сообщения;

— Outcome: измерение окончательного результата коммуникаций. Результаты измеряются тремя способами: 1) изменение мышления или осознания; 2) изменение отношения, мнения и уровня знания; 3) изменение поведения целевой аудитории (может измеряться посредством телефонного интервью, анкетирования, глубинного интервью).

«Эффективность пиар/­маркетинговых стратегий должна быть контролируема и измеряема», — вторит коллеге маркетолог МЮФ Schoenherr Виктория Брайченко. Она предлагает задавать контрольные периоды в форме календарного графика, определяющего, в какие моменты времени должна производиться оценка данных. Например, контроль опубликованных статей или количество телефонных контактов и посещений клиентов — раз в месяц, а мониторинг проведенных семинаров, выступлений и т.д. — раз в квартал.

В поисках формулы

В то время как для удобства работы юристов уже давно применяются различные программы учета потраченного времени, систематизации информации об оказанных услугах и т.п., что позволяет увидеть, в том числе, и картину эффективности работы как отдельного юриста, департамента, так и компании в целом, их коллеги из PR-отдела пока еще в процессе изобретения своего «велосипеда».

«Вполне вероятно, что программы, определяющие количественные и качественные показатели работы PR-службы, существуют среди западных решений, нацеленных, в первую очередь, на крупный юридический бизнес, — комментирует Евгений Байдаков, генеральный директор фирмы «Авиком Бизнес Технологии» (г. Москва), специализирующейся на автоматизации (ENB) компаний, которые оказывают профессиональные услуги.  — На российском и украинском рынках подобные системы мне не известны. Однако решить задачу измерения PR-активности и ее показателей можно более простыми способами, нежели применение специальных программ, что зачастую и делают наши клиенты. Эта активность может быть зафиксирована в обычных таблицах Microsoft Excel. Некоторые из наших клиентов берут данные для заполнения подобных таблиц из системы ProjectMate. К таким данным могут относиться: общее время с разделением по сотрудникам, которое компания тратит на маркетинг и PR, а также такие целевые показатели, как количество комментариев для прессы, количество подготовленных статей, участие в конференциях и другие».

Впрочем, некоторые крупные юридические фирмы Украины уже сегодня выделяют отдельную штатную единицу для детального учета всех расходов каждого маркетингового канала по всем практикам фирмы и отслеживания их результативности. В задачи такого сотрудника входит и учет статистики превращения потенциальных клиентов, «обрабатываемых» компанией, в реальных (Lead Conversion Rate), и вычисление себестоимости этого процесса. При этом принимаются во внимание как стоимость рабочего времени самого специалиста по вычислению LCR, его усилия по работе с каждым потенциальным клиентом, и источник обращений новых клиентов.

Занимательная математика, или Нужны ли сложные подсчеты?

Существует и иное мнение: что измерение эффективности пиар-кампаний не нужно вовсе или возможно на интуитивном уровне.

Так, многие юридические компании, причем не только украинские, используют упрощенную модель оценивания результатов. К примеру, менеджер по развитию ЮК «Качкин и Партнеры» (г. Санкт-Петербург) Елена Успенская признается, что специальной системы измерения эффективности тех или иных маркетинговых инструментов и стратегии в целом у компании нет: «Меряем очень просто: опрашиваем клиентов, почему они решили обратиться именно к нам, откуда о нас узнали. В финансовом плане — соотношение прибыли от пришедших через внешние коммуникации клиентов с маркетинговым бюджетом (либо по отдельным активностям), то есть зарплату сотрудников, например, не учитываем».

Отдел маркетинга, по ее мнению, — это очевидные расходы и неочевидные доходы. «Клиент не приходит только потому, что прочитал комментарий или статью, — поясняет г-жа Успенская. — Его надо «обработать» в процессе общения, а это задача непосредственно юристов/партнеров. Поэтому объективно измерить эффективность работы отдела и выбранной стратегии внешних коммуникаций можно только по количеству запросов на коммерческие предложения от потенциальных клиентов».

В то же время специалист по маркетингу восточных регионов Варшавского офиса ЮФ «Халас и Партнеры» Екатерина Семушина настаивает на том, что настоящий маркетинг — это инвестиция, а не трата, и каждая правильно вложенная копейка приносит доход на протяжении длительного времени. Выигрывает на рынке, на ее взгляд, та юридическая фирма, у которой траты позволяют лучше узнать нужды и ожидания клиентов и не рассматриваются как бремя на бюджете фирмы.

В качестве упрощенного подтверждения эффективности работы PR-менеджера Елена Деревянко рекомендует партнерам юридических фирм ориентироваться на следующие показатели:

— если количество доброжелательных и нейтральных проявлений фирмы в информационном пространстве превышает количество негативно-окрашенных;

— если показатели упоминаемости сопоставимы с основными конкурентами;

— если проявления фирмы в СМИ содержат утвержденные ключевые месседжи;

— если журналисты, с которыми представителям компании приходится общаться, знают, куда и к кому они пришли.

Коллега из МЮФ Schoenherr предлагает дополнить этот список также следующими вопросами: насколько полученное значение соответствует установленным целям и улучшилось ли достигнутое значение конкретного показателя по сравнению с результатами прошлого периода?

В то же время адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры» Андрей Трембич придерживается мнения, что результаты пиар-деятельности должны быть настолько очевидны, чтобы не было необходимости заказывать и проводить дополнительные маркетинговые исследования по их поиску и измерению: «Если юридическая фирма вынуждена тратить усилия, время и деньги на изучение собственной PR-эффективности, то она дважды терпит неоправданные расходы: первый раз — на безрезультатное продвижение, второй — на столь же бесплодные попытки изыскать последствия этого продвижения».

И на сегодня в отечественной среде не только юридического, но и других видов бизнеса такая точка зрения укоренилась достаточно прочно. Тем более, что в нашей стране перед различными маркетинговыми исследованиями все еще принято отдавать предпочтение собственной интуиции и деловому чутью…


Методика

Упрощенный вариант

Елена ДЕРЕВЯНКО,
вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью, партнер PR-Service, к.э.н.

Мне не приходилось видеть компанию, которая бы полноценно, адекватно и регулярно использовала классический ROI для целей измерения результатов PR-работы. В условиях кризиса рост популярности этого показателя тем более маловероятен: финансирование исследований всегда шло со скрипом, а при режиме жесткой экономии и вовсе воспринимается руководством компаний как «архитектурное излишество». Если рекомендации европейских экспертов однозначно постулируют, что 2—10 % PR-бюджета должны направляться на верифицирующие исследования, то ожидать такого усердия в национальной практике предпринимательства было бы безнадежно оптимистично.

Для упрощенной оценки можно использовать модифицированный ROI, который рассчитывается как отношение совокупной стоимости аналогично размещенных рекламных материалов к PR‑бюджету. То есть в данном случае эффектом считается возможность получения посредством PR-усилий большей «стоимости медиаприсутствия», чем в случае прямой рекламы. Безусловно, методика расчета этого показателя несколько притянута за уши, поскольку рекламный эквивалент не отражает аспект изменения реального поведения потребителей. Однако на безрыбье, в отсутствие результатов исследований, может рассматриваться как количественный оценочный показатель.


Наблюдения

Типичные ошибки

Ирина ХИМЧАК,
руководитель отдела маркетинга и развития бизнеса ЮФ «Саенко Харенко»

На практике пиарщики сталкиваются со многими подводными камнями, которые искажают полученный результат и сводят на нет попытки учесть допущенные «промахи» в будущем.

Среди наиболее распространенных ошибок оценочного исследования я бы выделила следующие:

1) проводить исследования пост-фактум, дабы оправдать уже принятые решения;

2) считать сам перечень проделанной работы результатом PR-кампании (например, подсчитывать количество разосланных пресс-релизов, упоминаний в прессе, гостей на мероприятии вместо того, чтобы отследить, сколько процентов целевой аудитории прочло релиз или статью с упоминанием, сколько пришедших гостей, принадлежащих к целевой аудитории, с вниманием отнеслись к сообщению);

3) ставить нереалистичные, общие цели PR-кампании. Например, если целью PR-кампании является «Повысить узнаваемость юрфирмы Н», оценить эффективность такой кампании вряд ли будет возможно, так как непонятно, какой уровень узнаваемости юрфирмы Н в данный момент, среди какой аудитории необходимо повысить узнаваемость, до какого уровня и в какие сроки ее нужно повышать. Более удачный пример целей PR-кампании будет следующим: «Повысить информированность об услугах юрфирмы Н в области недвижимости и землепользования среди аграрных компаний первой двадцатки рейтинга Х в период с 1 ноября 2012 года по 1 марта 2013 года на 50 %».


Контрмнение

Пиар аршином не измерить

Андрей ТРЕМБИЧ,
адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

В среде пиар-менеджеров юридических фирм бытует притча, что пиар не обязательно приведет вам клиентов, но без пиара они точно не придут. В этой фразе кроется изрядная доля условности, потому что внешнее позиционирование и пиар, в принципе, лишены функции привлечения новых клиентов, — как это ни парадоксально прозвучит для авторов академического учебника по public relations. Гораздо в большей степени это проявление «ухаживания» за существующими клиентами, «сверхудовлетворение» и бонусная программа лояльности для самых падких на внешние атрибуты признания из них.

Следует, не кривя душой, честно признаться: пиар — это не математика, не физика и даже никакая не социология. Это — искусство. Причем в случае с юридическим пиаром — «искусство ради искусства». Касательно юридического рынка, я бы вообще предложил не употреб­лять в одном предложении слова «пиар» и «маркетинг», потому как здешний пиар рыночно не ориентировал и даже не способен иметь своей целью классическое «увеличение продаж». Отсюда и неприменимость на данном рынке традиционных формул для количественного измерения пиар-эффекта: «его аршином не измерить» — он банально неосязаем.

Если мы претендуем хотя бы на некоторую наукообразность своих оценок, прежде всего, необходимо определиться, что мы будем брать за числитель и знаменатель в расчете «коэффициента полезного действия» PR-стратегий. Обыкновенно достигнутый результат делят на затраченные на его достижение ресурсы — временные, человеческие или денежные. И вот тут возникает проблема уже с числителем: нередко за него берется количество публикаций, медиавыходов или упоминаний в прессе. Для формирования азбучных показателей активности PR-подразделения широко используется способ измерения количества упоминаний в СМИ, а также качества публикаций, которое выражается в проценте благоприятных и негативных упоминаний. Но при этом теряется из виду, что сама по себе медиаактивность не является самоцелью, а потому вряд ли допустимо ее учитывать как самостоятельный PR‑результат — разве что промежуточный.

Вот и деятельность пиар-менеджера юридической фирмы не должна оцениваться по количественным критериям; можно, конечно, разработать для него сложную систему формул и показателей, устроить соцсоревнование между департаментами по количеству публикаций, сесть и ждать косяки клиентов, но разочаровываться сухим (во всех смыслах) остатком способны лишь совершенно чуждые юридическому бизнесу люди. Знаете, фраза «пиар-менеджер не окупается» напоминает мне идиому «через год она поняла, что свадьба не окупилась»: расходы на пиар и не должны окупаться! Так что не менеджер плох — никудышная формула. Оплачивая работу пиар-менеджера, вы платите за чистое искусство. А на художников не ропщут.


На собственном примере

Непрерывный мониторинг

Юлия ЧЕРВОНООКАЯ,
начальник департамента маркетинга и связей с общественностью ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Мы выраба­ты­ваем ­критерии оцен­ки, ­применяя по­казатели SMART (конкретные, измеримые, привлекательные, реалистичные задачи с установленными сроками реализации). Непрерывный мониторинг выполнения ключевых показателей эффективности позволяет отслеживать, верное ли было выбрано направление, и в случае необходимости вносить своевременные корректировки.

На постоянной основе мы ведем и анализируем статистику источников обращений потенциальных клиентов в нашу юрфирму, а также динамику роста количества и качества заявок (по телефону и онлайн), мониторим присутствие бренда в СМИ с целью оценки эффективности медиастратегии и тактики, отслеживаем посещаемость веб-сайта с помощью Google Analytics, мониторим результативность социальных сетей, например Facebook. Репутация юрфирмы находит отражение в регулярно проводимых национальных и международных рейтингах.

Видим цель…

Виктория БРАЙЧЕНКО,
маркетолог МЮФ Schoenherr

Перед участием в каком-либо проекте мы ставим перед собой четкие цели. Например, когда наша фирма согласилась выступить эксклюзивным юридичес­ким партнером Банковского Конгресса, мы знали, что в нем будет участвовать около семидесяти украинских и зарубежных топ-менеджеров ведущих банков. Поэтому использовали данную возможность, чтобы рассказать о наиболее актуальных юридических и регуляторных аспектах сопровождения сделок с проблемными кредитами, которые остаются главной проблемой для украинского банковского сектора. Благодаря выступлению на Кон­грес­се партнеру фирмы удалось создать заинтересованность и предпосылки для дальнейшей работы с клиентом. После завершения Конгресса партнер встретился как минимум с двадцатью потенциальными клиентами для детального обсуждения данного вопроса.

Критерии оценки итогов PR-кампании*
Количественные Качественные

Количество обнародованных PR-материалов

Структура обнародованных PR-материалов в разрезе типов СМИ

AVE с учетом тональности PR-материалов

Рейтинг доброжелательности (коэффициент «позитивные упоминания/негативные упоминания»)

Количество самоинициированных запросов журналистов

Явка на PR-событие

Выделяемость PR-материалов (наличие заметных иллюстраций, ярких заголовков)

Соответствие advertorials редакционной политике изданий

Соответствие содержания обнародованных PR-материалов утвержденным ключевым сообщениям

Примечание. *По информации, предоставленной партнером Агентства PR-Service, вице-президентом Украинской PR-Лиги Еленой Деревянко.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Принятие допрешения

Акцент

Суд всему Головань

В фокусе: PR

Коэффициент полезного воздействия

Государство и юристы

Новости законотворчества

Дополнительные гарантии для кредиторов

НБУ усиливает валютный контроль

Договор о зоне свободной торговли с СНГ передан на ратификацию

Государство и юристы

Реформа в мундире

Зарубежная практика

«Макдоналдсу» дали жару

Атака на блог-пост

Кадровые новости

Юрисконсульт

В юридическом управлении ООО «Метро Кэш Энд Кери Украина» повышение сотрудников

Книжная полка

Охрана в здоровье

Неделя права

Самостоятельное регулирование

Испытание Евросудом

ВАСУ готовится к выборам

Минюст создает центры БПП

Неделя права

Новости из-за рубежа

Избирательная неконституционность

Факторы зависимости судей

Неделя права

Совет для омбудсмена

Новости из зала суда

Судебная практика

Киеву вернули землю стоимостью 61,7 млн грн

«ТПК Промбаза» нарушило конкурентное законодательство

Прокуратура отстояла интересы военного санатория

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» вошла в состав АПИТУ

ЮФ «Саенко Харенко» отстояла решение МКАС при ТПП Украины в судебном разбирательстве о его отмене

МЮФ Integrites представляет интересы корейского производителя огнеупоров в СНГ

АК «Коннов и Созановский» выступила юрсоветником Hyundai Motor Company

АО «Волков и Партнеры» начало сотрудничество с Украинской зерновой ассоциацией

ЮФ «Астерс» консультирует по вопросам предоставления кредита компании «Югрефтрансфлот»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» сопровождала выпуск облигаций внешнего государственного займа

Отрасли практики

Наложная тревога

ВХСУ решил земельный вопрос

Группы по интересам

Рабочий график

Экстренное собрание

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

В себестоимость сбыт не включается

Налогообложение поставки

Самое важное

Из пыла в тыл

Налоговая призналась в ошибках

ВККС не дали выговориться

АМКУ на доверии

Спецпроект

Естественный отбой

Судебная практика

Судебные решения

В вопросе действительности кредитного договора решающим является соблюдение закона в момент заключения

Судебная практика

Срочный вопрос

Тема номера

Спасти рядового автора

В споре рождается выплата

Роялти в кустах

Договор «по-пекински»

Посредникам — беспокоить

Частная практика

В адвокаты по этапам

Разошлись по секторам

Юрисконсульт

Делу — время

Неустойчивые решения

Інші новини

PRAVO.UA