Рок реформы вплотную подобрался к правоохранительным органам. Вслед за обновленным законодательством судоустройства, уголовного процесса, а с недавнего времени и адвокатуры, пришел черед системе правоохранительных органов очнуться от размеренной жизни и попробовать вкус реформ.
Вопросы о переименовании милиции в полицию уже давно будоражат общественное воображение, но, похоже, парламентарии только теперь всерьез взялись за правоохранительные органы. Пока в Верховном Совете Украины регистрировались законопроекты, параллельно демонстрировался новый облик будущего украинского полицейского.
3 июля 2012 года в парламенте был зарегистрирован законопроект «О полиции». Месяцем ранее — законопроект «О Государственной службе правопорядка». Инициаторами данных проектов выступили народные депутаты Украины Василий Грицак и Валерий Коновалюк. Они заверяют, что для полного реформирования правоохранительных органов только этих инициатив недостаточно, необходимо принять более десяти законов, однако оптимистически прогнозируют, что до 20 сентября с.г. законопроект «О полиции» будет одобрен парламентариями в первом чтении, к концу октября — принят, а до конца года подписан Президентом.
Вероятно, народные депутаты намерены уничтожить неблагоприятные стереотипы населения по поводу нашей доблестной милиции и начать реформу «с чистого листа» и с нового названия.
Переименование милиции в полицию инициаторы мотивируют первичным значением слова «милиция», которое означает нерегулярные вооруженные формирования из добровольцев, не входящих в состав системы государственных правоохранительных органов. Со словом «полиция» все «цивилизованнее» — оно означает систему госслужб и органов, на профессиональной основе исполняющую функции по охране общественного порядка, борьбы с преступностью.
Законопроект «О полиции» состоит из десяти разделов и содержит семьдесят пять статей. Интересно, что, в случае его принятия, он вступит в силу вместе с Уголовным процессуальным кодексом Украины. Как известно, последний уже скреплен президентской подписью и поспеет к 19 ноября с.г.
Первый раздел дает определение, определяет задания и правовые начала деятельности полиции. В частности, полиция — система вооруженных правоохранительных органов государства, предназначенных для обеспечения охраны и защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов государства и территориальных общин от противоправных посягательств, борьбы с преступностью, а также охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Вторым разделом закреплены принципы деятельности полиции. Среди них: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспрерывность, открытость и прозрачность, единоначальство, ответственность. В отличие от действующего Закона Украины «О милиции», каждому принципу отведена отдельная статья.
Третий раздел посвящен полномочиям полицейских. За основу взяты действующие права и обязанности милиционеров. Среди обязанностей полиции — защита (в том числе и с применением средств физического влияния, спецсредств и огнестрельного оружия) жизни, здоровья, собственности, других прав, свобод и интересов человека… Законопроект содержит и довольно необычные обязанности, например, устанавливать лицо по неопознанному трупу.
Полицейские имеют право проверять документы физического лица только в случае наличия оснований «по подозрению лица в совершении правонарушения», «предположения, что лицо находится в розыске», «в задержании лица», но в то же время полицейский обязан объяснить лицу причину проверки документов.
Положениями четвертого раздела определено, что полиция входит в структуру МВД. Для организации централизованного управления по выполнению возложенных на полицию заданий в составе аппарата МВД создается Департамент полиции. Министр МВД осуществляет общее руководство полицией, а непосредственное руководство осуществляет начальник Департамента полиции, который несет персональную ответственность перед министром МВД за исполнение заданий, возложенных на полицию. Начальник Департамента является прямым начальником для всех работников полиции независимо от их должностей и спецзваний.
Правовой статус сотрудника полиции, его общие права и обязанности, ограничения, связанные со службой в полиции, гарантии его профессиональной деятельности закреплены в пятом разделе законопроекта. А шестой раздел посвящен регулированию вопросов, связанных со спецзваниями сотрудников полиции.
Законопроектом усиливаются требования к полицейским. Кроме формальных ограничений (дееспособность, судимость и так далее), законопроектом предлагается не принимать на службу в полицию (независимо от имеющихся личных и деловых качеств, уровня физической подготовки и состояния здоровья) лиц: к которым применялось административное взыскание в виде админареста, которые на протяжении последнего года (предшествующий принятию на службу в полицию) дважды и более привлекались к админответственности, в отношении которых осуществляется досудебное расследование, а также лиц, являющихся подозреваемыми, обвиняемыми (подсудимыми). Дополнительные требования закреплены в седьмом разделе.
Восьмой раздел посвящен социальным гарантиям сотрудников полиции. В частности, определяются служебное время (общая длительность на неделю составляет сорок часов) и время отдыха, отпуска, а также денежное, медицинское, жилищное, пенсионное обеспечение сотрудников полиции.
Последние два раздела закрепляют принципы финансового и материально-технического обеспечения деятельности полиции и контроль за ее деятельностью.
Итак, данный законопроект должен стать флагманом реформирования системы правоохранительных органов. Обществу остается лишь надеяться, что новая надпись на форме изменит предрассудки лица, носящего эту форму, а новое законодательство обеспечит защиту прав человека, а не наоборот.
По данным Центра политико-правовых реформ в правоохранительных органах, Украину от внешней угрозы защищают только 255 тысяч лиц (Вооруженные силы, Государственная пограничная служба, войска Гражданской обороны, Служба внешней разведки, Государственная специальная служба транспорта), а от внутренних угроз вдвое больше — 477 тысяч лиц (МВД, внутренние войска, СБУ, Управление госохраны, Государственная пенитенциарная служба, Госслужба спецсвязи и защиты информации, прокуратура). Сотрудников МВД насчитывается 357 700, то есть 780 милиционеров на 100 тысяч населения. Например, в СССР на 100 тысяч населения было 214 милиционеров.
По информации ООН (по состоянию на 2010 год), в соседних государствах, подобных Украине политико-экономической ситуацией, полицейских (с расчетом на 100 тысяч населения) в два-три раза меньше, чем на Украине: Болгария — 442, Чехия — 405, Словения — 386, Латвия — 370, Венгрия — 335, Польша — 264, Словакия — 260, Эстония — 240. В таких государствах, как США — 233, Бразилия — 282, Франция — 369, Испания — 494, Норвегия и Финляндия — 155—160. Общемировой средний показатель — 300 полицейских на 100 тысяч населения, а по рекомендации ООН — 222.
По неофициальным данным, в органах прокуратуры числится 27 прокуроров на 100 тысяч населения, в то время, как в Германии этот показатель составляет 5 прокуроров, в Молдове — 1, а в среднем по Европе — 10.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…