Плановая конструкция — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Плановая конструкция

Рубрика Тема номера
На данном этапе судебной реформы, возможно, следует планомерно исправлять пробелы в законодательстве и дорабатывать нормы, регулирующие порядок формирования судейского корпуса

Постоянная су­дебная реформа — это реалии жизни судебной системы Украины последних десяти лет.

Новый виток данной реформы ожидает нас в ближайшее время и преследует как минимум три объективные цели:

– приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями Конституции Украины после принятия Конституционным Судом Украины (КСУ) решений по результатам проверки конституционности судебных реформ 2016-го и 2019 годов;

– возобновление работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС);

– исполнение условий меморандума об экономической и финансовой политике в рамках сотрудничества между Украиной и Международным валютным фондом.

Сценариев реализации указанных целей пока тоже три.

Так, Президент Украины зарегистрировал как неотложный законопроект № 3711 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно деятельности Верховного Суда и органов судейского управления». Как альтернативные к нему зарегистрированы два законопроекта: № 3711-1 авторства представителя фракции «Голос» и № 3711-2 авторства группы народных депутатов Украины из фракции «Слуга народа».

В законопроектах предлагаются разные подходы к разрешению ключевых вопросов. Остановимся на базовых.

Перевод судей Верховного Суда Украины в Верховный Суд

Все три законопроекта закрепляют переход судей Верховного Суда Украины (ВСУ) в Верховный Суд (ВС). Однако такие судьи должны пройти квалификационное оценивание.

Законопроектом № 3711 предложено провести оценивание на протяжении одного года. Его порядок определит Высший совет правосудия (ВСП). Законопроект № 3711-1 также предусматривает годичный срок проведения оценивания.

В то же время авторы законопроекта № 3711-2 предлагают провести оценивание быстрее — на протяжении шести месяцев. Оценит судей в данном случае созданная ВСП временная комиссия, которая будет состоять из пяти судей ВСУ в отставке, не занимавших административные должности.

Гражданский контроль

Комиссия по вопросам добропорядочности и этике не предусмотрена ни одним проектом закона.

Законопроект № 3711 не содержит норм о дополнительных возможностях гражданского контроля.

При этом проектом № 3711-1 предложено расширить полномочия Общественного совета добропорядочности. В частности, совет будет иметь право инициировать дисциплинарное производство относительно судьи и проведение проверки его образа жизни. Кроме того, для преодоления вето Общественного совета добропорядочности нужно будет не 11, а 15 голосов членов ВККС.

Законопроект № 3711-2 предлагает ликвидировать Общественный совет добропорядочности. Взамен планируется создать Общественный совет международных экспертов, который будет консультативным органом при ВСП. Состоять он будет из семи человек, которых выбирает ВСП на основании предложений международных правозащитных организаций. В компетенцию совета войдут вопросы количественного состава судей в судах, нагрузки на судей и другие вопросы, которые будут определены отдельным положением ВСП.

Статус и формирование ВККС

Согласно президентскому законопроекту № 3711 ВККС будет функционировать в составе 16 членов, которые будут назначаться ВСП по результатам конкурса. Сам конкурс проводит конкурсная комиссия в составе трех судей или судей в отставке, предложенных Советом судей Украины, и трех международных экспертов, которых определяет ВСП.

Альтернативным законопроектом № 3711-1 предложен очень похожий алгоритм, содержащий, однако, несколько иную формулировку понятия «международный эксперт». Также не предусмотрено право Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека рекомендовать кандидатуры в случае, если международные организации не предоставили свои кадровые предложения.

Однако самое главное отличие — данным законопроектом предусмотрено правило обжалования решений конкурсной комиссии сразу в ВС как в суд первой инстанции. И эти решения могут быть отменены лишь на основании нарушения порядка их принятия.

Авторы законопроекта № 3711-2 предлагают абсолютно другую модель. ВККС реорганизуется путем присоединения к ВСП. Функции ВККС будут выполнять Квалификационные палаты ВСП.

Проверка действующего состава ВСП

Всеми тремя законопроектами предложено исключить право Комиссии по вопросам добропорядочности и этике проверять действующий состав ВСП.

Лишь законопроектом № 3711-1 предлагается изменить как сам порядок избрания членов ВСП, так и единоразовую проверку действующих членов. Так, конкурс на занятие должности члена ВСП будет проводить конкурсная комиссия. Та же комиссия проводит конкурс в ВККС. Она будет утверждать список кандидатов, а субъекты назначения будут выбирать из утвержденного по результатам конкурса списка. При этом действующий состав ВСП конкурсная комиссия проверит на протяжении 60 дней с момента завершения конкурса в ВККС.

Какой сценарий наиболее вероятен?

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики на заседании 15 июля 2020 года решил рекомендовать президентский законопроект № 3711 по результатам рассмотрения в первом чтении принять за основу.

Интересно, что мнение Комитета совпало с мнением ВСП, который дал три своих заключения по законопроектам. Так, ВСП в целом поддержал законопроект № 3711 с необходимостью доработки его отдельных положений, при этом не поддержал ни законопроект № 3711-1, ни законопроект № 3711-2. С аналогичными мнениями выступили Верховный Суд и Совет судей Украины.

На первый взгляд, ответ на вопрос о наиболее вероятном сценарии очевиден. Рассмотрение данного вопроса включено в повестку дня, поэтому принятия изменений как минимум в первом чтении, видимо, стоит ожидать очень скоро.

Если это исключительно разблокировка ВККС и приведение основных положений законодательства в соответствие с двумя решениями КСУ, то, безусловно, необходимо быстро принимать закон, чтобы не допустить остановку судебной системы в связи с кадровым судейским голодом. Законопроект № 3711 в данном аспекте на самом деле кажется оптимальным, поскольку в нем не предложено концептуальное изменение системы как таковой.

Однако возникает вопрос: и это все? Ведь просто убрать некачественно выписанные нормы без новых инициатив — явно не то, что называется реформой. Если же этого на данном этапе достаточно, то, наверное, не стоит будоражить общество новым «реформированием», а планомерно исправлять пробелы в законодательстве и дорабатывать нормы, регулирующие порядок формирования судейского
корпуса.

КОБЕЦ Ирина — адвокат, старший юрист Юридической группы LCF, г. Киев

 



МНЕНИЯ

 Спорные моменты

Александр ВОРОНЦОВ, юрист, адвокат Hillmont Partners

Анализируя законопроект № 3711 и два альтернативных № 3711-1 и № 3711-2, можно прийти к выводу, что ни один из них не решает системно проблему судебной реформы.

Положительным аспектом законопроекта № 3711-1 является установление лимита состава Верховного Суда — не более 200 судей (оптимальное количество), поскольку в президентском законопроекте данное ограничение отсутствует в принципе, что может привести к злоупотреблениям в дальнейшем. Законопроект № 3711-2 имеет иную крайность, устанавливая количество судей Верховного Суда не менее 200, что также несет риск злоупотреблений.

Оценивая все три законопроекта, стоит отметить, что наиболее спорными моментами остаются положения о «международных экспертах», которые будут иметь возможность влиять на формирование судейского корпуса, что явно не согласуется с Конституцией Украины. Тем не менее наиболее вероятный сценарий развития — это принятие доработанного проекта закона № 3711 с некоторыми правками, предложенными в законопроектах № 3711-1 и № 3711-2.

Повышение эффективности?

Владимир СКОК, заместитель управляющего партнера АО LES

Принимая во вни­мание наши сегодняшние реалии, су­дебную реформу все-таки нужно проводить, поскольку судебная система в Украине фактически потеряла доверие граждан, так как правосудие не осуществляется должным образом.

Следует отметить, что для реализации судебной реформы — 2019 был принят ряд законов, которыми среди прочего уменьшили количественный состав Верховного Суда до 100 судей и ввели так называемые фильтры для обращения в суд в кассационном порядке, что фактически привело к ограничению прав граждан на обращение в ВС.

Учитывая решения КСУ № 2-р/2020 от 18 февраля 2020 года и № 4-р/2020 от 11 марта 2020 года, тремя законопроектами предложено увеличить количественный состав судей Верховного Суда (например, законопроект № 3711 предлагает вообще убрать ограничения относительно количественного состава судей ВС). При этом о кассационных фильтрах ни в одном из трех проектов не упоминается.

полагаю, что предложенные сценарии судебной реформы — 2020 в целом не приведут к повышению эффективности системы правосудия в Украине, в чем так остро нуждается наша страна.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA