Ставочный центр — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Ставочный центр

Уже в 2021 году в Украине может возродиться игорный бизнес, но ставки смогут сделать не все и не везде
Несмотря на некоторые вопросы относительно размещения залов игровых автоматов, в целом предложенная законодателем концепция по регулированию проведения азартных игр в Украине выглядит логичной и сбалансированной

Вскоре в Украине может возобновиться легальная деятельность игорного бизнеса — принятый 14 июля с.г. законопроект № 2285-д «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (Закон) передан на подписание главе государства. Учитывая нацеленность парламента на легализацию игорного бизнеса и сроки на формирование комиссий, реестров и получение лицензий, предусмотренных законом, можно ожидать, что уже с 2021 года данный вид деятельности в Украине возобновится.

Долгая история

Напомним, что вне игры игорный бизнес в Украине оказался после принятия в мае 2009 года Закона Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» как ответной реакции на чрезвычайное происшествие — пожар в одном из игорных заведений г. Днепропетровска, вследствие которого погибли люди. Под запрет попали все азартные игры, независимо от видов деятельности, мест расположения и соблюдения ими правил противопожарной безопасности. То, что принятая мера была несоразмерна и не решала основную проблему — соблюдения правил безопасности, было очевидным. Сам игорный бизнес потихоньку сворачивался: крупные участники рынка, дорожившие своей репутацией, например, пятизвездочные отели, действительно были вынуждены прекратить организацию игр в своих казино. В то же время залы игровых автоматов до сих пор продолжают деятельность в тени под видом «государственных лотерей» и «компьютерных клубов», что никак не способствовало ни соблюдению санитарных, противопожарных норм, ни объявленной негласной борьбе с лудоманией. По сути, в правовом поле оставались только действительно государственные лотереи, ставки на спорт и спортивный покер, и то последнему понадобилось доказывать свой спортивный, а не азартный статус в судах.

Кроме того, тотальный запрет 2009 года обернулся для Украины решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) не в пользу нашего государства от 27 июня 2019 года. В деле «ООО «Мир развлечений» и другие против Украины» (жалобы № 13290/11, № 62600/12, № 49432/16) ЕСПЧ установил нарушение права собственности трех заявителей, гарантированного статьей 1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, и присудил немалые компенсации, поскольку счел отзыв лицензий на проведение азартных игр без компенсации их стоимости неправомерным вмешательством в право собственности заявителей.

Игры, в которые играют

Отличить азартную игру от неазартной можно по трем критериям, установленным частью 3 статьи 2 Закона, которые должны соблюдаться одновременно: наличие ставки; возможность получения или неполучения выигрыша (приза); полная или частичная зависимость вероятности выигрыша (приза) от случая.

Таким образом, Закон будет регулировать организацию и проведение азартных игр в игровых залах казино, казино в сети интернет, залах игровых автоматов, покер в сети интернет, а также букмекерскую деятельность в букмекерских пунктах и в сети интернет.

От организаторов азартных игр Закон в части 1 статьи 2 требует наличия лицензий и использования сертифицированного в соответствии с настоящим Законом и подключенного к Государственной системе онлайн-мониторинга игрового оборудования, а также онлайн-систем организаторов азартных игр. В такой системе, работа которой детально регламентирована статьями 12 и 13 Закона, должны будут фиксироваться в режиме реального времени все действия организаторов и игроков, их персональные данные, время, место игры, суммы ставок, выигрышей и проигрышей, коэффициент выигрыша на каждом игровом автомате, причем в режиме реального времени. Это позволит уберечь от мошенничества и посетителей, и организаторов азартных игр, а также даст возможность вести учет реального оборота средств в отрасли и контролировать уплату с них налогов.

Контролировать азартную деятельность через такую систему в Украине должен специальный Уполномоченный орган, который будет специально создан правительством по итогам конкурсного отбора. Вопросам формирования и деятельности такого органа посвящен почти весь раздел ІІ Закона (статьи 6–11). Его функции весьма обширны, однако ключевыми задачами можно назвать ведение шести реестров, без которых организация азартных игр невозможна. Это пять реестров разных организаторов азартных игр, а также реестр лиц, которым ограничен доступ в игорные заведения и (или) участие в азартных играх.

Получить право

Закон в статье 14 определяет общие требования к организаторам азартных игр. Таковым может быть исключительно юридическое лицо — резидент Украины, для которого азартные игры будут основным видом деятельности (при том можно предоставлять услуги питания, другие сервисы, кроме прямо запрещенных этим Законом). Однако украинские организаторы смогут также предоставлять нерезидентам услуги программного обеспечения для организации и проведения игр на территории Украины (прежде всего это касается организации азартных игр в сети интернет).

Уставный капитал такого юрлица должен составлять не менее 30 млн грн и быть сформированным за счет денежных средств (в большем размере — допускается внесение ценных бумаг, имущества или вещных прав). При этом уставный капитал не может формироваться за счет средств бюджета (кроме ипподромов, планирующих или проводящих пари тотализатора), а также средств, источник происхождения которых невозможно подтвердить официальными документами.

Руководитель, главный бухгалтер, собственник существенного участия и конечные бенефициары должны обладать безупречной деловой репутацией и не могут иметь гражданства страны-оккупанта либо страны-агрессора по отношению к Украине. Точно так же запрещается любая связь организатора, его руководителей, акционеров и бенефициарных собственников с резидентами страны-оккупанта либо страны-агрессора, включая владение любым количеством акций резидентов таких стран. Кроме того, среди акционеров организатора не должно быть органов местного самоуправления или неприбыльных организаций и учреждений (кроме ипподромов). Недопустимо присутствие в числе участников (учредителей, акционеров) юридических лиц, зарегистрированных в странах, включенных Международной группой по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) в перечень стран, не сотрудничающих в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или распространению оружия массового поражения.

Даже в случае полного соответствия вышеприведенным требованиям организаторами азартных игр не смогут быть банки и другие финансовые учреждения; юрлица, имеющие статус неприбыльных, и юрлица, которым запрещено занятие такой деятельностью по решению суда.

Высокие ставки

Ключевым условием допуска на рынок азартных игр станет получение платной лицензии. Порядок выдачи и аннулирования лицензий, а также сроки действия и стоимость предусмотрены разделом VIII Закона. По общему правилу лицензия будет выдаваться на пять лет (без права досрочного аннулирования со стороны государства, кроме как в случае нарушения со стороны организатора), однако ее цена будет достаточной высокой.

Так, общая лицензия на игровой зал казино в Киеве составит 60 000 минимальных зарплат (30 тысяч — для других регионов). При этом ежегодно казино должно получать лицензию на каждый игровой стол: 175 МЗП за стол с рулеткой и 90 — за другие виды игровых столов; каждый игровой автомат, размещенный в казино, обойдется в 6 МЗП в год. А вот лицензия за интернет-казино стоит всего 6500 МЗП за пять лет, без ограничения количеств полей и участников.

Букмекерам надо будет заплатить 30 000 МЗП за общую пятилетнюю лицензию (позволяющую принимать ставки также через Интернет), а также ежегодно платить 30 МЗП за каждый букмекерский пункт.

Пятилетняя лицензия на зал игровых автоматов установлена на уровне 7500 МЗП, с ежегодной доплатой за каждый автомат в размере 6 МЗП; а для организации покера онлайн — 5000 МЗП.

Отдельно будет лицензироваться деятельность по предоставлению услуг в сфере азартных игр — пятилетняя лицензия будет стоить 300 МЗП.

При этом до начала деятельности каждый организатор должен оформить целевой банковский депозит или банковскую гарантию для осуществления выплаты выигрышей на сумму не менее 7200 размеров минимальной заработной платы по состоянию на 1 января текущего года.

Правильное место

Месторасположение игорных заведений также тщательно регламентировано. Так, для размещения залов казино оно ограничено территориями пятизвездочных отелей с номерным фондом от 100 номеров (150 — для Киева); территориями загородных комплексов отдыха общей площадью сооружений от 10 тысяч м2 при условии наличия на территории пятизвездочного отеля; территориями специальной игорной зоны, созданной по решению Кабинета Министров Украины.

Залы игровых автоматов можно будет размещать на территориях отелей от четырех звезд с номерным фондом от 25 (50 — для Киева) номеров, и даже в трехзвездочных отелях. Однако независимо от звездности отеля залы игровых автоматов нельзя размещать в населенных пунктах с населением менее 10 тысяч человек. Предусмотрен также прямой запрет на размещение таких залов непосредственно в помещениях, в которых находятся органы государственной власти местного самоуправления; в культовых сооружениях, помещениях религиозных организаций; в помещениях жилого фонда, нежилых помещениях жилых домов, включая многоквартирные; в объектах незавершенного строительства, киосках, навесах и передвижных малых архитектурных формах, временных сооружениях.

А вот для букмекерских контор и пунктов этот перечень запретов дополнен также помещениями любых образовательных учреждений, включая территорию принадлежащих им общежитий; заведений культуры (включая библиотеки, музеи, театры галереи); медицинских учреждений, специализированных детских развлекательных центров.

Вне игры

В то же время вне азартных игр должен остаться целый ряд лиц. Прежде всего, это граждане, не достигшие 21-летнего возраста (организатор может повышать, но не понижать этот ценз); учредители (участники, акционеры), руководители, представители организаторов азартных игр в собственных заведениях; лица, которые могут владеть информацией о результатах игры; лица, имеющие возможность повлиять на результат игры либо размер выплаты; руководство и должностные лица Уполномоченного органа (кроме контрольных закупок). Кроме того, вход заказан для лиц, включенных в реестр лиц, которым ограничен доступ в игорные заведения и (или) участие в азартных играх (добровольно либо по решению суда). Предполагается, что повышенная ответственность организаторов за допуск к играм лиц из указанного реестра позволит минимизировать риски лудомании. Более того, организаторам рекомендуется отказывать в принятии ставок от лиц с явно выраженной игровой зависимостью, информировать посетителей о рисках лудомании и предоставлять материалы по борьбе и лечению такой зависимости.

В целом закон выглядит логичным и сбалансированным. Хотя многие аспекты отданы на усмотрение специального органа и регламентирование подзаконными актами, представляется, что Украина уже сделала первый шаг на пути к цивилизованному регулированию азартных игр.


БАЛАН Максим — адвокат, президент АО «Ассоциация адвокатов Украины», г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA