5 января 2021 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда, рассмотрев в порядке письменного производства в кассационной инстанции административное дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Д» (ООО «Д») к Офису крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы (ГФС) о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений, по кассационной жалобе Офиса крупных налогоплательщиков ГФС на определение Донецкого окружного административного суда от 14 мая 2020 года о замене стороны исполнительного производства и постановление Первого апелляционного административного суда от 26 августа 2020 года, установил следующее.
І. ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- ООО «Д» обратилось в суд с иском к Офису крупных налогоплательщиков ГФС о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений от 10 мая 2019 года № *, № **, № ***.
- Решением Донецкого окружного административного суда от 18 октября 2019 года исковые требования удовлетворены. Признаны противоправными и отменены налоговые уведомления-решения Офиса крупных налогоплательщиков ГФС от 10 мая 2019 года № *, № **, № ***.
- Дополнительным решением Донецкого окружного административного суда от 28 октября 2019 года заявление истца о возмещении расходов на профессиональную юридическую помощь и других расходов по делу после принятия решения суда по этому делу удовлетворено частично.
Взысканы в пользу ООО «Д» расходы на профессиональную юридическую помощь в сумме 33 000 грн и расходы, связанные с переездом в другой населенный пункт сторон и их представителей, в размере 608,67 грн за счет бюджетных ассигнований Офиса крупных налогоплательщиков ГФС.
В удовлетворении остальной части заявления о распределении судебных расходов отказано.
- Указанные решения вступили в законную силу 28 января 2020 года в соответствии с постановлением Первого апелляционного административного суда
- 14 апреля 2020 года истцу выданы исполнительные листы по делу с указанием должника: Офис крупных налогоплательщиков ГФС.
- 8 мая 2020 года истец обратился в суд с заявлением о замене должника в исполнительном листе по делу — Офиса крупных налогоплательщиков ГФС на правопреемника — Офис крупных налогоплательщиков Государственной налоговой службы (ГНС).
- Заявление обосновано тем, что пунктом 1 постановления Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года № 1200 «Об образовании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины» образованы Государственная налоговая служба Украины и Государственная таможенная служба Украины, реорганизована Государственная фискальная служба путем разделения. Абзацем 2 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года № 1200 «Об образовании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины» установлено, что Государственная налоговая служба является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через министра финансов, реализующего государственную налоговую политику, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (единый взнос), государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса.
По содержанию абзаца 4 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года № 1200 «Об образовании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины» Государственная налоговая служба и Государственная таможенная служба являются правопреемниками имущества, прав и обязанностей реорганизованной Государственной фискальной службы в соответствующих сферах деятельности. 21 августа 2019 года распоряжением Кабинета Министров Украины № 682-р «О Государственной налоговой службе» на Государственную налоговую службу Украины возложены функции и полномочия Государственной фискальной службы, которая прекращается, относительно реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Со ссылкой на положения статьи 379 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины заявитель просил заменить должника в исполнительном листе Донецкого окружного административного суда по этому делу.
- Определением Донецкого окружного административного суда от 14 мая 2020 года, оставленным без изменений постановлением Первого апелляционного административного суда от 26 августа 2020 года, заявление удовлетворено.
В исполнительных листах, выданных Донецким окружным административным судом 14 апреля 2020 года, заменен должник — Офис крупных налогоплательщиков ГФС его правопреемником — Офисом крупных налогоплательщиков ГНС.
- 28 сентября 2020 года, не соглашаясь с судебными решениями, Офис крупных налогоплательщиков ГНС подал в Верховный Суд кассационную жалобу, в которой просит отменить определение Донецкого окружного административного суда от 14 мая 2020 года и постановление Первого апелляционного административного суда от 26 августа 2020 года и принять новое постановление, которым в удовлетворении заявления о замене стороны исполнительного производства отказать.
<…>
ІІ. ОЦЕНКА СУДОВ ПЕРВОЙ И АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЙ
- Судебные решения мотивированы тем, что Государственная налоговая служба и Государственная таможенная служба являются правопреемниками прав и обязанностей реорганизованной Государственной фискальной службы путем присоединения, что является фактом публичного правопреемства.
ІІІ. ДОВОДЫ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ
- Жалобщик в своей кассационной жалобе не соглашается с определением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, считает их необоснованными и подлежащими отмене, поскольку судом нарушены нормы процессуального права, в частности статей 52 и 379 КАС Украины, что привело к принятию незаконного судебного решения по делу.
- Кассационная жалоба обоснована тем, что Офис крупных налогоплательщиков ГФС по состоянию на момент принятия обжалуемых судебных решений не был прекращен, правовые основания для замены стороны — Офиса крупных налогоплательщиков ГФС (ответчика/должника) в этом деле отсутствовали.
ІV. ОЦЕНКА ВЕРХОВНОГО СУДА
- Верховный Суд, учитывая доводы и требования кассационной жалобы, на основании установленных фактических обстоятельств дела, проверив правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права в соответствии с частью 1 статьи 341 КАС Украины, исходит из следующего.
- Спорным в этом деле является вопрос возможности применения механизма замены стороны исполнительного производства в случае, если по состоянию на время проведения исполнительных действий должник, который является субъектом властных полномочий, находится в состоянии прекращения, но еще не прекращен как юридическое лицо публичного права, однако его имущественные и управленческие функции переданы другому лицу публичного права.
- Аналогичный вопрос был предметом рассмотрения Верховным Судом по делу № 420/5772/18, который по результатам кассационного пересмотра принял постановление от 10 сентября 2020 года, в котором, осуществив системный анализ норм действующего законодательства, регулирующего вопросы правопреемства юридических лиц публичного права, сделал такой вывод.
- Согласно требованиям Закона Украины «Об исполнительном производстве» от 2 июня 2016 года № 1404-VIII (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) исполнительное производство является одной из стадий судебного производства, которая завершает его. Эта стадия начинается со вступления судебного решения в законную силу или других условий, установленных законом. Стороны судебного производства на стадии исполнительного производства приобретают соответствующее процессуальное качество, пользуются правами и несут определенные обязанности, обусловленные статусом стороны. По закону на стадии исполнительного производства возможна замена стороны исполнительного производства. Такая замена является приемлемой, в частности, в правоотношениях, которые допускают правопреемство. При этом законодательством установлено главное условие, при котором бремя должника может быть переведено на другое лицо, — это выбытие стороны исполнительного производства.
- Так, согласно части 5 статьи 15 Закона Украины «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнитель по заявлению стороны, а также заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением о замене стороны ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.
- Кроме того, по предписаниям статьи 52 КАС Украины в случае выбытия или замены стороны или третьего лица в отношениях, по которым возник спор, суд допускает на любой стадии судебного процесса замену соответствующей стороны или третьего лица ее правопреемником. Все действия, совершенные в административном процессе до вступления правопреемника, обязательны для него в той же мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое он заменил.
- Таким образом, процессуальное правопреемство предусмотрено не только в связи со смертью (объявлением умершим) физического лица и реорганизацией субъекта хозяйствования, но и в других предусмотренных законом случаях, в том числе в случае замены кредитора или должника в обязательстве. Процессуальное правопреемство в понимании статьи 52 КАС Украины допускается на любой стадии судебного процесса.
- Публичное правопреемство органов государственной власти является отдельным, особым видом правопреемства, под таким термином понимается переход в установленных законом случаях прав и обязанностей одного субъекта права другому. При этом обязанность по восстановлению нарушенных прав лица возлагается на орган, компетентный восстановить такие права. Данный подход по переходу к правопреемнику обязанности восстановить нарушенное право соответствует принципу верховенства права, поскольку целью правосудия является эффективное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов.
- В спорах, возникающих из публичных правоотношений, где обжалуются решения (действия, бездействие) государственного органа, связанные с осуществлением функции от имени государства, стороной является само государство в лице того или иного уполномоченного органа. Функции государства, которые реализовывались ликвидированным органом, не могут быть прекращены и подлежат передаче другим государственным органам, за исключением того случая, когда государство отказывается от таких функций вообще.
- Таким образом, правопреемство в сфере управленческой деятельности органов государственной власти (публичное правопреемство) предусматривает полную или частичную передачу (приобретение) административной компетенции одного субъекта властных полномочий (субъекта публичной администрации) другому либо вследствие прекращения первоначального субъекта, либо в результате полного или частичного прекращения его административной компетенции.
- В таком случае также происходит выбытие субъекта властных полномочий из публичных правоотношений.
- Особенностью административного (публичного) правопреемства является то, что событие перехода прав и обязанностей, которое происходит с субъектами властных полномочий, само по себе должно быть публичным и урегулированным нормами административного права.
- Следовательно, когда происходит публичное правопреемство, решающим является установление факта перехода полностью или частично функций (административной компетенции) от одного субъекта властных полномочий к другому, а не факта государственной регистрации прекращения выбывшего из публичных правоотношений субъекта властных полномочий в качестве юридического лица.
- В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года № 1200 (с изменениями и дополнениями, внесенными согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 25 сентября 2019 года № 846) образованы Государственная налоговая служба Украины и Государственная таможенная служба Украины, реорганизована Государственная фискальная служба путем разделения.
- Государственная налоговая служба и Государственная таможенная служба являются правопреемниками имущества, прав и обязанностей реорганизованной Государственной фискальной службы в соответствующих сферах деятельности.
- Государственная фискальная служба продолжает осуществлять полномочия и выполнять функции в сфере реализации государственной налоговой политики, государственной политики в сфере государственного таможенного дела, государственной политики по администрированию единого взноса, государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового, таможенного законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса до завершения осуществления мероприятий по созданию Государственной налоговой службы, Государственной таможенной службы и центрального органа исполнительной власти, на который возлагается обязанность обеспечения предотвращения, выявления, пресечения, расследования и раскрытия уголовных преступлений, объектом которых являются финансовые интересы государства и/или местного самоуправления и которые отнесены к его подследственности в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом Украины (пункт 2 постановления № 1200).
- Постановлением Кабинета Министров Украины «Об образовании территориальных органов Государственной налоговой службы» от 19 июня 2019 года № 537 (с изменениями и дополнениями, внесенными согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 25 сентября 2019 года № 846) образованы как юридические лица публичного права территориальные органы Государственной налоговой службы и реорганизованы некоторые территориальные органы Государственной фискальной службы путем их присоединения к соответствующим территориальным органам Государственной налоговой службы.
- В соответствии с пунктами 3, 4 этого постановления территориальные органы Государственной фискальной службы, которые реорганизуются, продолжают осуществлять свои полномочия до передачи таких полномочий территориальным органам Государственной налоговой службы и центрального органа исполнительной власти, на который возлагается обязанность обеспечения предотвращения, выявления, пресечения, расследования и раскрытия уголовных преступлений, объектом которых являются финансовые интересы государства и/или местного самоуправления и которые отнесены к его подследственности в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом Украины.
- Территориальные органы Государственной налоговой службы определены правопреемниками имущества, прав и обязанностей территориальных органов Государственной фискальной службы, которые реорганизуются.
- В соответствии с приложениями 1, 2 постановления № 537 создан Офис крупных налогоплательщиков ГНС. Офис крупных налогоплательщиков ГФС реорганизуется путем присоединения к Офису крупных налогоплательщиков ГНС.
- В соответствии с приказом Государственной налоговой службы Украины от 28 августа 2019 года № 36 «О начале деятельности Государственной налоговой службы Украины», приказом Офиса крупных налогоплательщиков ГНС от 29 августа 2019 года № 9 начато выполнение Офисом крупных налогоплательщиков ГНС функций и полномочий Офиса крупных налогоплательщиков ГФС, который прекращается.
- С учетом изложенного можно сделать вывод, что с 29 августа 2019 года Офис крупных налогоплательщиков ГФС потерял полномочия государственного органа, который по закону выполняет функции, в частности, в сфере реализации государственной налоговой политики, администрирования налогов и сборов, соответственно, он не может осуществлять права и исполнять обязанности стороны по делу, а значит, и отвечать за обязательства, которые на него возложены, в том числе и судебными решениями, поскольку такое полномочие передано для выполнения задач и функций вновь созданному контролирующему органу в указанной сфере, которым является Офис крупных налогоплательщиков ГНС.
- Следовательно, с этого момента произошло фактическое (компетенционное) административное правопреемство, поскольку именно нормы административного права регулируют условия и порядок передачи административной компетенции от Офиса крупных налогоплательщиков ГФС Офису крупных налогоплательщиков ГНС, а потому факт прекращения (ликвидации) юридического лица не является решающим.
- Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
- Таким образом, суд кассационной инстанции признает, что суды предыдущих инстанций не допустили неправильного применения норм материального и процессуального права при разрешении данного дела, и считает, что суды полно установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и дали им правовую оценку на основании норм закона, подлежащих применению к данным правоотношениям.
- В соответствии с частью 1 статьи 350 КАС Украины суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений, если решение, пересмотренное в предусмотренных статьей 341 настоящего Кодекса пределах, принято с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 341, 345, 350, 355, 356, 359 КАС Украины, Верховный Суд постановил:
— кассационную жалобу Офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы оставить без удовлетворения;
— определение Донецкого окружного административного суда от 14 мая 2020 года о замене стороны исполнительного производства и постановление Первого апелляционного административного суда от 26 августа 2020 года оставить без изменений.
Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, является окончательным и обжалованию не подлежит.
(Постановление Верховного Суда от 5 января 2021 года. Дело № 200/9502/19-а. Судья-докладчик — Яковенко Н.Н. Судьи — Дашутин И.В., Шишов О.А.)