Затаможенный режим — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Затаможенный режим

Действующая система охраны прав интеллектуальной собственности на таможне оставляет права добросовестных правообладателей недостаточно защищенными
Контрафактные товары не всегда низкокачественные и дешевые на вид, качество подделок (особенно дорогих товаров и товаров класса люкс) существенно возрастает

Вопрос за­щиты прав интеллектуальной собственности на таможне долгое время остается дискуссионным. В поисках золотой середины между соблюдением интересов добросовестных правообладателей и импортеров и одновременно необходимостью борьбы с патентным троллингом более года назад были изменены немало положений Таможенного кодекса Украины, а почти полгода назад внесли изменения и в Порядок регистрации в таможенном реестре объектов прав интеллектуальной собственности, которые охраняются в соответствии с законом, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30 мая 2012 года № 648. Эти сроки кажутся достаточными для того, чтобы обсудить выявленные на практике пробелы имплементированных реформ, а также возможные способы их устранения.

Приостановление оформления

За время работы в новых условиях ключевым изменением, которое мы заметили на практике, стало уменьшение количества сообщений о приостановлении таможенного оформления товаров по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности. В зависимости от объекта интеллектуальной собственности это количество уменьшилось примерно на 30–70 %, а по отдельным объектам сообщения перестали поступать вообще. Причиной такого существенного падения может быть резкое уменьшение объемов импорта соответствующих товаров в Украину. Либо же новая процедура не является достаточно эффективной. И поскольку первый вариант маловероятен, мы склоняемся к тому, что причиной данной ситуации являются именно изменения в работе таможенных органов.

Что же произошло? Ранее решение о приостановлении оформления товара принималось по критерию авторизованности или неавторизованности его импортера. То есть подавляющее большинство случаев ввоза товаров неавторизованными импортерами происходило после приостановления и направления правообладателю уведомления. Теперь же на обычных работников таможни возложены функции специалистов в сфере интеллектуальной собственности, ведь они вынуждены самостоятельно определять оригинальность товаров, опираясь на их подробные описания и фотографии, предоставленные правообладателями.

Именно эти новые задачи, поставленные перед работниками таможенных органов, вызывают больше всего вопросов к измененной процедуре, ведь в ней не учтены следующие моменты:

1) контрафактные товары не всегда низкокачественные и дешевые на вид. С каждым годом качество подделок (особенно дорогих товаров и товаров класса люкс) существенно возрастает. Даже опытным экспертам в сфере интеллектуальной собственности и знатокам конкретного бренда иногда сложно на глаз и наскоро определить оригинальность товара. В таких случаях сложно быть уверенным в результатах проверки, произведенной обычными работниками таможни, которые не имеют ни профессиональных знаний, ни достаточно времени для проведения надлежащего исследования;

2) знания о конкретном бренде, его особенностях, всех средствах, которые владелец бренда использует для борьбы с подделками, — это довольно значительный массив информации. Многие известные бренды нанимают экспертов, ежедневной работой которых является изучение, исследование и сравнение оригинальных и неоригинальных товаров. В связи с этим наличие достаточных экспертных знаний у одного или даже нескольких таможенников относительно значительного количества брендов, которые ежедневно ввозятся на территорию Украины, маловероятно.

Ситуация требует решения

С учетом этих практических моментов и уже упомянутого стремительного падения количества сообщений о приостановлении оформления товаров возникают обоснованные сомнения в эффективности работы действующей системы защиты прав интеллектуальной собственности на таможне. Практический опыт работы в новых реалиях показывает, что имплементированная система перестала защищать права добросовестных правообладателей, ведь в процедуре значительно больше пробелов, чем настоящей пользы для всех заинтересованных сторон.

Возвращаясь к сути этой реформы, следует также упомянуть, что одним из ее лейтмотивов была борьба с патентным троллингом. Безусловно, это стремление является положительным, однако вряд ли можно назвать успешной систему, которая пропускает все, что проходит через нее, не применяя надлежащих фильтров для защиты добросовестных правообладателей. В этом контексте следует еще раз подчеркнуть, что эффективная борьба с патентным троллингом не может проводиться на уровне таможенных процедур.

Главным аспектом данной проблемы является получение охранных документов, дающих основания для таких злоупотреблений. Поэтому ключ к решению этого вопроса лежит не в таможенной плоскости, а в корректной работе уже нового Национального органа интеллектуальной собственности, к обязанностям которого, согласно нормам законодательства, относится недопущение регистрации патентов, приводящих к патентному троллингу, а также в создании простой и быстрой внесудебной процедуры обжалования уже выданных охранных документов.

Подытоживая, можно констатировать, что действующая система защиты прав интеллектуальной собственности на таможне, которая никоим образом не привлекает правообладателя к процессу определения оригинальности ввозимых товаров, оставляет права добросовестных правообладателей недостаточно защищенными. Поскольку данная ситуация требует неотложного решения, считаем целесообразным также предложить возможные меры, способствующие этому:

1) возвращение к предыдущей процедуре, которая хотя и с определенными недостатками, но все же в большей степени обеспечивала соблюдение интересов правообладателей;

2) или, по крайней мере, отправление правообладателю уведомлений о произведенном оформлении товаров неавторизованного импортера, а также перечня признаков, по которым эти товары были идентифицированы таможней как оригинальные. Такие уведомления вместе с контактными данными импортеров могут стать минимальным инструментом, который позволил бы отслеживать и хотя бы точечно решать проблемы в случае возникновения подозрений у правообладателя касательно оригинальности товара, ввезенного на территорию Украины.

 КОВАЛЬ-ЛАВОК Мирослава — юрист практики интеллектуального права киевского офиса МЮФ BakerMcKenzie, г. Киев


Некоторое несоответствие

Дмитрий СТЕФАНОВИЧ, юрист Mamunya IP

В первую очередь стоит отметить, что сроки рассмотрения заявлений о внесении объектов в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) в последнее время были крайне долгими: вместо 30 рабочих дней, предусмотренных новыми нормами, на практике регистрация длилась месяцами. По нашей информации, задержка была связана в основном с затруднениями при разработке программно-информационного комплекса ТРОИС, с помощью которого заявления можно теперь подавать также и в электронной форме.

Кроме этого, согласно изменениям к Таможенному кодексу Украины импорт оригинальных товаров неавторизованными участниками внешнеэкономической деятельности (параллельный импорт) де-факто перестал быть основанием для приостановления таможенного оформления. Но даже после имплементации изменений мы фиксировали случаи, когда приостановления осуществлялись именно по той причине, что импортер не внесен в перечень авторизованных (ранее предоставление такого перечня являлось обязательным условием). То есть наблюдалось некое несоответствие работы отдельных таможенных органов новым положениям Таможенного кодекса Украины.


Повышение эффективности

Елена КОЖОКАРЬ, юрист Asters

Для повышения эффективности защиты прав интеллектуальной собственности на таможне стоит рассмотреть такие меры:

— усовершенствовать программное обеспечение, используемое при подготовке профилей рисков для наиболее оперативного и результативного проведения таможенных формальностей;

— разработать систему для быстрого обмена данными между правообладателями и таможенными органами и фиксации информации обо всех действиях, выполненных таможенными органами в связи с приостановлением таможенного оформления товаров;

— создать эффективный механизм уничтожения контрафактных товаров, который на данный момент отсутствует;

— проводить регулярное обучение по вопросам интеллектуальной собственности для сотрудников соответствующих подразделений таможенной службы;

— предусмотреть санкцию в виде безальтернативного уничтожения контрафактных товаров, предназначенных для производственной или другой предпринимательской деятельности, с целью предотвращения попадания таких изъятых товаров (зачастую некачественных) на рынок;

— предусмотреть возможность участия правообладателей в качестве стороны в делах о нарушении таможенных правил для эффективной защиты их прав

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Задача со звездочкой

Акцент

Гражданский толк

Государство и юристы

Концепт на бис

Тяжелый РРОк

Дайджест

Ключи восстановления срока апелляционного обжалования

Документы и аналитика

Условное освобождение

Новости

Карта событий

Новости законотворчества

Новости юридических фирм

IP REPORTER

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Отрасли практики

Исключительные обстоятельства

Затаможенный режим

Самое важное

Контрольная точка

Судебная практика

Признать — ошибка

Служебная полномочность

Судебные решения

О нюансах исчисления срока возврата денежных средств, переданных в долг

О применении механизма замены стороны исполнительного производства — субъекта властных полномочий, находящегося в состоянии реорганизации

Рабочее вместо

Тема номера

Родительское удостоверение

Предъявить участие

Разделительный барьер

Спор доказательств

Частная практика

Высокий резон

Двойной эффект

Интеллектуальная эволюция

Інші новини

PRAVO.UA