Контрольная точка — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Контрольная точка

ЕСПЧ признал жалобу Украины против России частично приемлемой и окончательно установил, с какого момента РФ осуществляет эффективный контроль над Крымом

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) может приступить к рассмотрению по существу жалоб в рамках межгосударственных дел «Украина против России» (относительно Крыма) по жалобам № 20958/14 и № 38334/18, после того как признал их частично приемлемыми. Решение относительно приемлемости, принятое в декабре 2020 года, ЕСПЧ огласил 14 января 2021 года, в то время как слушания по этому вопросу состоялись еще в сентябре 2019 года.

Основной вопрос

В своих жалобах правительство Украины отмечает, что Россия осуществляла эффективный контроль над Автономной Республикой Крым (АРК) и городом Севастополем (далее — Крым для обозначения обеих территорий), являющимися неотъемлемыми частями Украины, с 27 февраля 2014 года. Контроль осуществлялся благодаря военному присутствию России в Крыму и поддержке как местных властей, так и военизированных формирований. Именно с этого момента, согласно позиции Украины, Россия осуществляет экстерриториальную юрисдикцию в отношении ситуации, которая привела к административной практике нарушения прав человека. Напомним, 27 февраля 2014 года более ста хорошо вооруженных людей штурмовали здания Верховного совета и Совета министров АРК. В тот же день Россия резко увеличила свое прямое военное присутствие в Крыму, не уведомив об этом украинские власти и не получив разрешения для таких действий. К ночи законные гражданские власти в Крыму были насильно свергнуты и заменены российскими агентами. Российские войска и военизированные формирования не позволили украинским вооруженным силам покинуть казармы и перебросить другие украинские подразделения с материка на полуостров.

В последующие дни Россия развернула все увеличивающийся военный контингент и помешала Украине направить военное подкрепление, установив контроль над пунктами въезда в Крым и выезда из него по суше, морю и воздуху, в том числе путем диверсий. До 16 марта 2014 года Россия укрепила контроль над Крымом, заблокировав всех украинских военнослужащих в их казармах, лишив их связи с внешним миром. Это привело к передаче власти новым местным властям, которые затем объявили независимость Крыма после «референдума», проведенного 16 марта 2014 года. 18 марта 2014 года Россия, «Республика Крым» и город Севастополь подписали «Договор о присоединении».

Российское правительство утверждает, что они осуществляли юрисдикцию в Крыму только с 18 марта 2014 года: «референдум» и последующее «воссоединение» стали результатом протестов в Украине, известных как Евромайдан и Майдан и проходивших в период с ноября 2013 по февраль 2014 года, приведших к свержению Президента Украины и повлекших политические и конституционные изменения, а не следствием действия российских военных в Крыму. Также в своей позиции Россия отмечает, что все время независимости Украины российские вооруженные силы присутствовали в Крыму на основании двусторонних соглашений, однако это не означало, что Россия контролировала Крым до 18 марта 2014 года.

Временные рамки

По сути, спорным был лишь период контроля над Крымом с 27 февраля по 18 марта 2014 года. И ЕСПЧ отметил, что имелось достаточно доказательств для вывода, что Россия осуществляла эффективный контроль над Крымом в это время.

В частности, хотя российские войска на полуострове не превысили лимит в 25 000 человек, цифры показывают, что их количество удвоилось (с 10 до 20 тысяч) за короткий промежуток с конца января до середины марта 2014 года. Российские вооруженные силы, дислоцированные в Крыму, превосходили украинские войска в техническом, тактическом, военном и качественном отношении.

Правительство России не оправдало такое увеличение российского военного присутствия какими-либо конкретными доказательствами угрозы российским военным; оно произошло без согласия украинских властей или сотрудничества с ними; имеются доказательства активного участия российских военнослужащих в иммобилизации украинских войск.

Таким образом, ЕСПЧ счел, что предполагаемые жертвы административной практики, о которой идет речь в жалобах Украины, подпадают под «юрисдикцию» России и, следовательно, Суд имеет компетенцию рассматривать жалобу. Вместе с тем это пока не означает, что Россия понесет ответственность в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция) за действия, которые легли в основу жалоб, поскольку эти вопросы будут актуальны на этапе рассмотрения дела по существу.

Вердикт

Суд счел, что в целом имеется достаточно доказательств prima facie в отношении как действий, так и молчаливого согласия для распространения административной практики нарушения прав человека, в частности:

— насильственных исчезновений и отсутствия эффективного расследования такой практики (статья 2 Конвенции);

— жестокого обращения и незаконного задержания (статьи 3 и 5);

— распространения действия российского законодательства на Крым, в результате чего с 27 февраля 2014 года суды в Крыму не могут считаться «учрежденными законом» в понимании статьи 6;

— автоматического навязывания российского гражданства и обысков в жилищах (статья 8);

— преследования и запугивания религиозных лидеров, не исповедующих русскую православную веру, произвольных рейдов в места отправления культа и конфискации религиозного имущества (статья 9);

— преследования нероссийских СМИ (статья 10);

— запрета публичных собраний и демонстраций поддержки, а также запугивания и произвольного задержания организаторов демонстраций (статья 11);

— безвозмездного отчуждения имущества у гражданских лиц и частных предприятий (статья 1 Первого протокола к Конвенции)

— подавления украинского языка в школах и преследования украиноязычных детей в школах (статья 2 Первого протокола);

— ограничения свободы передвижения между Крымом и материковой Украиной в результате де-факто преобразования (Россией) административной делимитации в границу между Россией и Украиной (статья 2 Протокола № 4);

— нарушения в отношении крымских татар по статье 14 в совокупности со статьями 8, 9, 10 и 11 Конвенции и статье 2 Протокола № 4 к Конвенции.

Однако не было доказательств административной практики убийств, расстрелов и задержания журналистов. Также ЕСПЧ не принял жалобы в части национализации военного имущества Украины. Соответственно, эти жалобы были отклонены как неприемлемые. А вот вопрос «перевода осужденных» из Крыма в исправительные учреждения на территории России остался пока нерешенным и будет разрешен при рассмотрении дела по существу.

Ирина ГОНЧАР «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Задача со звездочкой

Акцент

Гражданский толк

Государство и юристы

Концепт на бис

Тяжелый РРОк

Дайджест

Ключи восстановления срока апелляционного обжалования

Документы и аналитика

Условное освобождение

Новости

Карта событий

Новости законотворчества

Новости юридических фирм

IP REPORTER

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Отрасли практики

Исключительные обстоятельства

Затаможенный режим

Самое важное

Контрольная точка

Судебная практика

Признать — ошибка

Служебная полномочность

Судебные решения

О нюансах исчисления срока возврата денежных средств, переданных в долг

О применении механизма замены стороны исполнительного производства — субъекта властных полномочий, находящегося в состоянии реорганизации

Рабочее вместо

Тема номера

Родительское удостоверение

Предъявить участие

Разделительный барьер

Спор доказательств

Частная практика

Высокий резон

Двойной эффект

Интеллектуальная эволюция

Інші новини

PRAVO.UA