Ирина ГОНЧАР,
Оксана ШЕРШНЕВА
Наверное, в связи с тем, что 18 октября у 9 судей Конституционного Суда Украины (КСУ) истекает срок полномочий, КСУ активизировал свою деятельность и на прошлой неделе вынес и обнародовал три решения.
Так, 12 октября с.г. КСУ обнародовал решение по делу об осуществлении власти народом. В нем он определил, что положение «носителем суверенитета и единственным источником власти на Украине является народ» следует понимать следующим образом. На Украине вся власть принадлежит народу, является первичной, единой и незыблемой и осуществляется путем свободного волеизъявления путем выборов, референдума, другим, предусмотренным Конституцией и законами Украины, способом в форме непосредственной демократии или через органы государственной власти и органы местного самоуправления, сформированные в соответствии с Конституцией и законами Украины.
Выражение «право определять и изменять конституционный строй на Украине принадлежит исключительно народу» следует понимать так, что только народ имеет право непосредственно путем всеукраинского референдума определять конституционный строй на Украине, который закрепляется в Конституции, а также изменять конституционный строй путем внесения изменений в Конституцию Украины в порядке, предусмотренном разделом XIII Основного Закона. Напомним, что изменения вносятся путем принятия парламентом закона, проект которого подается Президентом Украины, либо 300 народными депутатами. О народной инициативе речь, к сожалению, не идет…
Что касается положения «никто не может узурпировать государственную власть», то КСУ считает, что его следует понимать как запрет захвата государственной власти путем насилия или другим неконституционным либо незаконным способом органами государственной власти или местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами или их объединениями.
13 октября с.г. КСУ обнародовал еще два решения. Во-первых, по делу об управлении нефтяной отраслью КСУ признал, что положения Указа Президента Украины «О мерах относительно повышения эффективности управления нефтяной отраслью» от 16 июня 2004 года (с изменениями) не соответствуют Конституции Украины в части поручения Кабинету Министров Украины решить до 30 сентября 2004 года вопрос о передаче принадлежащих государству пакетов акций АО «Укртатнафта» и ОАО «Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина» как вклада в уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины». Подобные полномочия Президента не предусмотрены статьей 106 Конституции Украины.
Во-вторых, по делу об уровне пенсий и ежемесячного пожизненного содержания КСУ признал не соответствующими Конституции Украины некоторые положения Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты» от 25 марта с.г., которыми были внесены изменения в законы Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц». Таким образом КСУ признал, что установленние предельных размеров пенсий судьям на 2005 год является неконституционным.
Кроме того, КСУ указал, что положения части 3 статьи 11 Закона Украины «О статусе судей» во взаимосвязи с частью 8 статьи 14 Закона «О судоустройстве Украины» нужно понимать как гарантирующие достигнутый уровень независимости судей и запрещающие отменять или сужать существующие гарантии независимости судей при принятии новых законов и других нормативных актов, в том числе их правовую защиту, материальное и социальное обеспечение.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…