Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №42 (408) » Урегулированные дороги

Урегулированные дороги

Анализ основных положений Закона Украины «Об автомобильных дорогах»

Известная всем крылатая фраза в ­нашей стране получила распространение в несколько трансформированном виде: «У России две беды — дураки и дороги; а на Украине три — дураки, дороги и Россия». Но, будем надеяться, скоро Украина сравняет счет. Речь идет не о том, что наша нация быстро поумнеет или мы, наконец, не будем зависеть от внешней политики северного соседа… Решить одну из проблем, а именно — с дорогами, должен принятый Верховным Советом Украины, подписанный Президентом и опубликованный Закон Украины «Об автомобильных дорогах» (Закон).

Целью этого Закона, как следует из пояснительной записки к нему, является усовершенствование и развитие системы автомобильных дорог на Украине с использованием комплексного подхода при решении разноплановых задач. И о важности этого вопроса нельзя спорить, ведь автодороги являются одним из ключевых звеньев всей транспортной системы, уровень развития которой непосредственно влияет на социально-экономическое состояние государства.

А был ли комплексный подход?

До принятия рассматриваемого Закона правовой статус автодорог на Украине регулировался целым рядом законодательных актов. Это, в частности, Законы Украины «О транспорте», «Об автомобильном транспорте», «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», «О налоге с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», «О местном самоуправлении» и «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог». Однако указанные законы не охватывают всего спектра правовых, экономических, организационных, социальных и других основ обеспечения должного функционирования автомобильных дорог.

Важность этой проблемы для государства подтверждается еще и тем, что от состояния автодорог во многом зависит уровень затрат на осуществление грузовых и пассажирских перевозок, уровень цен и даже занятость населения, а как результат — темпы развития экономики страны. Итак, немаловажным фактором, способствующим выходу из экономического кризиса, является развитие системы и улучшение качества автомобильных дорог.

Необходимость принятия Закона подтверждается и положениями Концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 16 августа 1999 года, указывающими, что приоритетными являются те сферы законодательства, которые влияют на укрепление экономических связей Украины и государств — членов Европейского Союза и регулируют отношения, связанные с транспортом.

Отметим, что действие рассматриваемого нами Закона распространяется на все правоотношения, связанные с функционированием и развитием автомобильных дорог, независимо от их назначения и формы собственности.

Автодорога — не что иное, как комплекс инженерных сооружений

Итак, согласно Закону, автомобильной дорогой является линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств.

При этом Закон выделяет несколько видов автомобильных дорог, а именно:

— автодороги общего пользования;

— улицы и дороги городов и других населенных пунктов;

— ведомственные (технологические) автодороги;

— автомобильные дороги на частных территориях.

Важно отметить, что Закон предусматривает перечень прав и обязанностей пользователей автодорогами независимо от их вида и от того, установлена ли плата за пользование ими. К правам пользователей относятся право на непрерывные, безопасные и удобные условия движения, право на получение оперативной информации о дорожных условиях и направлениях движения, а также право на возмещение ущерба в порядке, преду­смотренном законодательством.

Что касается обязанностей, то их у пользователей значительно больше. Это обязанности:

— соблюдать требования правил дорожного движения;

— использовать транспортные средства, конструкция и техническое состояние которых соответствуют требованиям установленных на Украине правил, нормативов и стандартов;

— не засорять проезжую часть и полосу отвода дорог;

— не создавать своими действиями препятствий безопасности дорожного движения;

— сообщать соответствующим дорожно-эксплуатационным организациям или государственным органам по безопасности дорожного движения об обнаруженных препятствиях дорожному движению;

— не причинять своими действиями вреда автодорогам, их составляющим, а также другим их пользователям;

— нести ответственность за вред, причиненный автодорогам, в соответствии с законодательством.

И такая регламентация весьма оправдана, поскольку почти все дороги на Украине находятся в государственной собственности, а их функционирование обеспечивается за счет средств государственного бюджета, во многих случаях даже в кредит.

Также Закон рассматривает вопросы об организации движения неавтомобильных транспортных средств, таких как велосипед, гужевой транспорт; об осуществлении производственной деятельности и порядке размещения рекламоносителей. В этой ситуации прежде всего требуется не препятствовать движению транспорта и не создавать аварийных ситуаций.

Что касается транспортных средств на гусеничном ходу, то их движение по автодорогам запрещается вовсе.

Автодорога общего пользования — только в госсобственности

Согласно Закону, автомобильные дороги общего пользования удовлетворяют потребности всего общества в автомобильных и грузовых перевозках, находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации. Но Закон предусматривает, что если в связи с расширением границ населенного пункта автодороги становятся частью его улично-дорожной сети, то они могут бесплатно передаваться в коммунальную собственность на основании решения КМУ.

Общие дороги имеют свою собственную классификацию. Они подразделяются на дороги государственного и местного значения. При этом первые бывают международными, национальными и региональными, а вторые — территориальными, областными и районными. Вне зависимости от подвида, государственное управление автодорогами общего пользования осуществляет Государственная служба автомобильных дорог Украины, являющаяся центральным органом исполнительной власти, деятельность которого координируется КМУ через руководителя центрального органа исполнительной власти в области транспорта и который имеет свои органы управления на местах.

Именно этот орган ответственен за разработку и реализацию государственной стратегии и программ развития дорожного хозяйства, организацию и проведение ремонта и строительства, реконструкцию и содержание автодорог, а также за контроль соблюдения требований законодательства относительно эксплуатации автодорог. Кроме того, он исполняет ряд других обязанностей. Для осуществления своих функций Госслужба автодорог наделена соответствующими полномочиями. Среди них стоит выделить, прежде всего, право требовать от пользователей автодорог исполнения норм законодательства; создавать в случае необходимости комиссии, консультативные советы и рабочие группы; устанавливать временные ограничения движения (предварительно согласовав их с местным советом); контролировать состояние дорог и требовать от пользователей возмещения причиненного ими автодорогам вреда и др.

Закон предусматривает приоритетный для государства характер развития системы автомобильных дорог именно общего пользования.

О статусе улиц и дорог населенных пунктов, ведомственных и частных автодорогах

Законом предусмотрено, что улицы и дороги населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления и являются коммунальной собственностью. Если улица города совмещается с дорогой государственного значения, то она не может быть приватизирована, а ограничения движения по ней согласовываются с Госслужбой автодорог и органами безопасности дорожного движения.

Что касается ведомственных автодорог, то Закон признает таковыми автодороги, относящиеся к внутрихозяйственным технологическим дорогам, которые находятся в собственности юридических и физических лиц. А к автомобильным дорогам на частных территориях относятся находящиеся на территориях, собственниками которых являются физические или юридические лица.

Управление указанными видами автодорог осуществляют собственники этих дорог в пределах своих полномочий.

Платить или не платить?

Принятием данного акта законодатели ввели в систему права Украины интересный институт, который уже достаточно давно существует в развитых странах. ­Раздел 5 рассматриваемого Закона регулирует ­режим платных автомобильных дорог. Перевод ­автодорог или их участков из разряда ­дорог общего пользования в разряд платных ­производится с учетом государственной стратегии развития сети автомобильных дорог Украины на основании отдельного закона. Субъектом законодательной инициативы по этому вопросу определен КМУ, представление которому вносится Госслужбой автодорог по предварительному согласованию с органом местного самоуправления, по территории компетенции которого проходит дорога или ее участок.

Автодорога может быть отнесена к разряду платных только в том случае, если она существенно усовершенствована и если существует альтернативный проезд по бесплатным автодорогам. При этом автодороги остаются в государственной собственности. Минимальный размер платы за пользование такой дорогой и порядок ее взимания устанавливается КМУ и распространяется на все транспортные средства, проезжающие по ней. Закон прямо предусматривает, что плата за проезд направляется в госбюджет и имеет целевое назначение — финансирование развития автодорожной системы Украины.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Продуктивная работа ВККС

Новый Закон «О государственной службе»

Деловая практика

Договор займа: нарушение и наказание

Законодательная практика

Урегулированные дороги

Неделя права

Кто виноват, скажи?

Устроим судоустройство?

На очереди — пересмотр законов

КСУ наконец определился!

Монополисты на нефтерынке

Реестр событий

Коллеги — новые, проблемы — старые?

Суд заблудился в двух регистраторах

«Генеральная уборка»

Репортаж

IBA 2005. Юридический бум в Праге

Судебная практика

Хлеба и зрелищ по ТВ, и по нашему выбору!

«Интеллектуальная конкуренция»: суд или АМКУ?

Судебные решения

Заплатил налоги? Можно спать спокойно!

Определим границы товарного рынка

Тема номера

Ответственность в сфере конкуренции

Третьим лицам просьба не беспокоить

Частная практика

Нет предела совершенству

Юридический форум

Юбилей "Юридического вестника"

Аргентина приняла членов Международной налоговой ассоциации

Вопросы финансовых рынков

Юрисконсульт

ТОП-100: Тенденции Отечественных Предприятий

Главный гол рейтинга — ФК «Днепр-96»

«Первым делом самолеты…»

Впереди планеты всей…

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: