Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №42 (408) » Заплатил налоги? Можно спать спокойно!

Заплатил налоги? Можно спать спокойно!

Поскольку действующим законодательством предусмотрена только одна шкала ставок для начислення подоходного налога из совокупного налогооблагаемого дохода граждан, то она должна применяться ко всем объектам налогообложения, в том числе и к доходу граждан, объектом налогообложения которого также является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год

17 мая 2005 года Днепровский районный суд г. Киева, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киеве дело по жалобе Леоноры Кулик к Государственной налоговой инспекции в Днеп­ровском районе г. Киева на решение контролирующего органа — о начислении налогового обязательства, установил следующее.

Леонора Кулик обратилась в суд с жалобой к Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева, в которой просит суд признать налоговое уведомление Государственной налоговой инспекции в Днеп­ровском районе г. Киева № 0022191705/0 от 31 марта 2004 года неправомерным и отменить возложенную на нее Государственной налоговой инспекцией Украины в Днепровском районе г. Киева обязанность по уплате подоходного налога за 2003 год в размере 11 062,87 гривен. Свое требование к суду мотивирует тем, что она получила от ГНИ в Днепровском районе г. Киева налоговое уведомление от 31 марта 2003 года № 0022191705/0, которым на нее возложена обязанность уплатить доначисленный подоходный налог за 2003 год в сумме 11 062 гривен 87 копеек. Считает, что указанный размер подоходного налога начислен неправомерно, действия Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева противоречат пункту 3 статьи 7 Декрета Кабинета Министров Украины от 26 января 1992 года «О подоходном налоге с граждан», а потому просит признать действия ГНИ в Днепровском районе г. Ки­ева неправомерными.

В обоснование своих требований жалобщица указывает на то, что на протяжении 2003 года она получала доходы как по основному, так и не по основному месту работы, о чем она подала в налоговую инспекцию налоговую декларацию обо всех доходах, полученных ею с 1 января по 31 декабря 2003 года, с точным указанием источников их получения, а именно: она указывала, что по месту основной работы получила доход в сумме 3000 грн, на который, согласно пункту 1 статьи 7 Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года «О подоходном налоге с граждан», и уплачен подоходный налог в сумме 426 грн 60 коп., а не по месту основной работы она получила доход в сумме 68 645 грн 67 коп., на который, согласно пункту 3 статьи 7 указанного Декрета, должен начисляться подоходный налог по ставке 20 %, что должно составлять 13 729 грн 13 коп. Однако Государственной налоговой инспекцией в Днепровском районе г. Киева вместо этой суммы ей был неправомерно доначислен к уплате подоходный налог в сумме 11 062 грн 87 коп. с применением доходов, полученных не по месту основной работы, ставка подоходного налога определена пунктом 1 статьи 7 Декрета КМУ от 26 декабря 1992 года «О подоходном налоге с граждан», которая может быть применена только к доходам, полученным по месту основной работы.

В судебном заседании жалобщица и представитель жалобщицы жалобу поддержали на основаниях, изложенных в поданной жалобе, и просили ее удовлетворить.

Представитель ГНИ в Днепровском районе г. Киева против жалобы возразил, указав, что действия ГНИ являются правомерными, поскольку налогообложение доходов граждан регулируется согласно статье 9 Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан» и пункту 9 Инструкции о подоходном налоге с граждан, разработанной на основании статьи 23 Декрета, утвержденной приказом Главной ГНИ Украины от 21 апреля 1993 года и зарегистрированной Минюстом Украины 9 июня 1993 года № 64 (с соответствующими изменениями и дополнениями), подоходный налог с годового дохода определяется из среднемесячного дохода с учетом уплаченного (удержанного) на протяжении года налога с месячных доходов. Среднемесячный доход Кулик Л. составил 5970 грн 47 коп.(3000 грн. по основному месту работы + 68 645 грн 67 коп. не по основному месту работы). По ставкам налога, определенными в подпункте 7.1 пункта 7 Инструкции, среднемесячные доходы, превышающие 1701 грн, облагаются налогами по ставке 40 %. Поэтому из среднемесячного дохода подлежит уплате подоходный налог в сумме 2101 грн 55 коп. (среднемесячный доход — 5970 грн — 1700 х 0,40 % + 39 155 грн).

Суд, выслушав пояснения жалобщицы и ее представителя, пояснения представителя субъекта обжалования, изучив материалы дела, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.

Статья 24 Конституции Украины устанавливает равные конституционные права и свободы граждан и их равенство перед законом, а статья 67 Конституции Украины предусматривает обязанность каждого уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Принципы построения налогообложения, виды налогов, сборов и других обязательных платежей, направления их зачисления и использования, перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения, как и ответственность за нарушение налогового законодательства, определяются Законом Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 года (в редакции Закона от 19 февраля 1997 года с последующими изменениями).

В соответствии со статьей 3, 4, 14 указанного Закона граждане обязаны уплачивать налог из полученных доходов исходя, в частности, из принципа социальной справедливости путем внедрения экономически обоснованного неналогооблагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцированного налогообложения граждан, получающих высокие и сверхвысокие доходы.

Исходя из указанных положений и провозглашенного принципа равенства граждан перед законом, с целью недопущения проявлений налоговой дискриминации, предусмотрено, что граждане, получая одинаковые доходы, должны платить одинаковые налоги.

Начиная с 1 января 1993 года граждане уплачивают подоходный налог в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26 декабря 1992 года (Декрет), которым определены налогоплательщики, объекты и ставки налогообложения.

Статья 2 Декрета определила, что объектом налогообложения у граждан является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год.

Так, пункт 1 статьи 7 Декрета предусматривает уплату подоходного налога из совокупного налогооблагаемого дохода граждан по месту основной работы (службы, обучения), то есть из дохода, полученного в результате основной, сис­тематической деятельности гражданина, носящей постоянный характер, исчисляемого по ставкам прогрессивного налогообложения доходов граждан, установленным Указом Президента Украины «Об увеличении неналогооблагаемого минимума и ставок прогрессивного налогообложения доходов граждан» от 13 сентября 1994 года № 519 (с изменениями от 3 февраля 1995 года № 100, 21 ноября 1995 года № 1082).

Максимальная ставка налога по этому Указу с дохода в размере свыше 100 неналогооблагаемых минимумов — налог с дохода в размере 100 неналогооблагаемых минимумов плюс 40 % от суммы, превышающей доход в размере 100 неналогооблагаемых минимумов. По этим же ставкам, увеличенным вдвое, облагаются налогами доходы из сумм авторских вознаграждений, выплачиваемых наследникам повторно, но не менее 70 % (пункт 2 статьи 7 Декрета).

Доход граждан, не имеющих постоянного места проживания на Украине, и аналогично ему — доход, получаемый гражданами не по месту основной работы (по совместительству, за выполнение разовых работ и т.п.) — то есть дополнительно полученный доход за выполнение работ, не являющихся постоянным видом деятельности гражданина и основным источником получения им дохода, облагается налогами в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Декрета в размере 20 %.

Таким образом, Декретом, кроме как в пункте 1 статьи 7, не установлены другие ставки для начисления подоходного налога из совокупного налогооблагаемого дохода граждан.

Судом установлено, что Кулик Л. в 2002 году получила по месту основной работы доход в сумме 3000 грн 00 коп., и уплачен подоходный налог в сумме 426 грн 60 коп., а не по месту основной работы она получила доход в сумме 68 645 грн 67 коп. и уплачен налог в сумме 13 729 грн 13 коп., всего уплачен налог в сумме 14 155 грн 73 коп.

Порядок налогообложения доходов граждан, полученных не по месту основной работы, изложен в разделе 3 Декрета, а статья 11 раздела 3 Декрета определяет объекты налогообложения, а именно: налогообложению подлежат доходы граждан, полученные ими от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельнос­ти не по месту основной работы, в том числе по совместительству, за выполнение разовых и других работ, осуществляемых на основе договоров подряда и других договоров гражданско-правового характера.

Следовательно, учитывая вышеприведенное, по поданной декларации о совокупных годовых доходах, полученных в 2003 году Кулик Л., проведен перерасчет совокупной годовой суммы налога. При исчислении суммы налога учтены уплаченные Кулик Л. как по основному месту работы, так и по неосновному месту работы.

В соответствии со статьей 9 Декрета и пунктом 9 Инструкции подоходный налог с годового дохода определяется из среднемесячного дохода с учетом уплаченного (удержанного) на протяжении года налога с месячных доходов, а именно: среднемесячный доход Кулик Л. составил 5970 грн 47 коп. ((3000 грн 00 коп. + 68 645 грн 67 коп.) : 12 месяцев = 5970 грн 47 коп.). По ставкам налога, определенным в пункте 1 статьи 7 Декрета и подпункте 7.1 пункта 7 Инструкции, среднемесячные доходы, превышающие 1701 грн, облагаются налогами по ставке 40 %. Поэтому из среднемесячного дохода подлежит уплате подоходный налог в сумме 2101 грн 55 коп. (5970 — 1700) х 0,40 % + 393,55 грн = 2101 грн 55 коп. Годовая сумма подоходного налога составляет: 2101 грн 55 коп. х 12 месяцев = 25 218 грн 60 коп. Кулик Л. уплачено за год 14 155 грн 73 коп. Сумма налога, подлежащая уплате: 25 218 грн 60 коп. — 14155 грн 73 коп. = 11 062 грн 87 коп.

Согласно пункту 7.3 Инструкции, гражданам, имеющим постоянное местожительство на Украине и получившим доходы не по основному ­месту работы, государственными налоговыми инспекциями на основании деклараций проводятся перерасчеты налога из совокупного годового дохода по ставкам, приведенным в пункте 7.1 этой Инструкции.

Налогообложение дохода жалобщицы Кулик Л. должно осуществляться согласно пунк­ту 7.3 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной инспекции Украины от 21 апреля 1993 года № 12, в размерах, порядке и сроки, определенные Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» и Указом Президента Украины «Об увеличении неналогооблагаемого минимума и ставках ­прогрессивного налогообложения доходов граждан».

В настоящее время действует шкала ставок налогообложения, определенная Указом Президента Украины от 21 ноября 1995 года № 1082/95 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519/94».

В соответствии со статьями 102, 106 Конституции Украины Президент Украины на основе и во исполнение Конституции Украины издает Указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории Украины.

Учитывая приведенное, действия субъекта обжалования по доначислению суммы подоходного налога в соответствии с Указом Президента являются правильным, а требования жалобщицы Кулик Л. о признании налогового уведомления ГНИ в Днепровском районе г. Киева от 31 марта 2004 года № 0022191705/0 — безосновательными.

Руководствуясь статьями 15, 30, 62, 202, 2021, 2481—2487 ГПК Украины, суд решил:

в жалобе Кулик Леоноре к Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева на решение контролирующего органа о начислении налогового обязательства — ­отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционный суд г. Киева в течение месяца через Днепровский районный суд г. Киева.

(Решение Днепровского районного суда г. Киева от 17 мая 2005 года. Дело № 2-1161/2005 г. Председательствующий — Попович О.В.)

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Продуктивная работа ВККС

Новый Закон «О государственной службе»

Деловая практика

Договор займа: нарушение и наказание

Законодательная практика

Урегулированные дороги

Неделя права

Кто виноват, скажи?

Устроим судоустройство?

На очереди — пересмотр законов

КСУ наконец определился!

Монополисты на нефтерынке

Реестр событий

Коллеги — новые, проблемы — старые?

Суд заблудился в двух регистраторах

«Генеральная уборка»

Репортаж

IBA 2005. Юридический бум в Праге

Судебная практика

Хлеба и зрелищ по ТВ, и по нашему выбору!

«Интеллектуальная конкуренция»: суд или АМКУ?

Судебные решения

Заплатил налоги? Можно спать спокойно!

Определим границы товарного рынка

Тема номера

Ответственность в сфере конкуренции

Третьим лицам просьба не беспокоить

Частная практика

Нет предела совершенству

Юридический форум

Юбилей "Юридического вестника"

Аргентина приняла членов Международной налоговой ассоциации

Вопросы финансовых рынков

Юрисконсульт

ТОП-100: Тенденции Отечественных Предприятий

Главный гол рейтинга — ФК «Днепр-96»

«Первым делом самолеты…»

Впереди планеты всей…

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: