Впереди планеты всей… — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (408) » Впереди планеты всей…

Впереди планеты всей…

Проект «ТОП-100. Юристы 100 лучших предприятий Украины», прежде всего, дает возможность сконцентрировать внимание на тех юридических фирмах и адвокатских объединениях, которые обслуживают крупных клиентов. В этом году мы обратились к партнерам и директорам юридических фирм с вопросами: в чем же заключается особенность обслуживания таких предприятий, какие преимущества и недостатки взаимодействия с юридическими департаментами крупных предприятий-клиентов, каковы перспективы такого сотрудничества.

Олег Марченко, партнер юридической фирмы «Магистр и Партнеры», полагает, что прежде всего большие клиенты дают внешним юрис­там крупные и сложные вопросы. Обычно это проекты, требующие комплексных юридических знаний и значительных кадровых ресурсов. Реализация таких проектов, как строительство завода или вложение иностранных инвес­тиций в телекоммуникации, и их юридическое обслуживание могут растягиваться на годы. В дальнейшем у иностранного инвестора могут возникать споры с контр­агентами или государством, судебное или внесудебное разрешение которых также требует специальных юридических знаний и опыта.

Учитывая характер потребностей больших клиентов, отношения между ними и юридическими фирмами, как правило, ориентированы на длительный период. Необходимо отметить, что одной из отличительных черт взаимоотношений юридической фирмы и крупного клиента-заказчика является комплексность, то есть желание крупного бизнеса получать юридическое обслуживание в рамках одной юридической фирмы по всем или практически всем достаточно крупным проектам, требующим юридического сопровождения. Американские юридические фирмы расширили свое присутствие во многих иностранных юрисдикциях, прежде всего, в связи с расширением активности их клиентов, крупного американского бизнеса, на внешних рынках.

В свою очередь решение задач, которые большие клиенты ставят перед внешними юристами, требует от юридической фирмы все большей специализации в таких облас­тях, как: корпоративное право, слияние и поглощение, антимонопольное право, договорное право, налоговое право, разрешение споров, а также в отдельных отраслях хозяйствования, например: транспорт, нефть и газ, недвижимость и др.

Сергей Власенко, партнер адвокатской компании «Правис: Резников, Власенко и Партнеры», считает, что обслуживание крупных компаний — это работа в высшей лиге. Крупные компании избалованы вниманием юристов, экономис­тов и просто специалистов. К тому же они более внимательны, более дотошны к самим мелочам в вопросах, относящихся к делу. Хотя, казалось бы, большие компании, в отличие от небольших, должны более спокойно относиться к различным вопросам, по принципу «мы – большие, нам не страшно», но это не так.

В общении с крупными компаниями часто возникает проблема с подписанием контракта. Как правило, крупные компании имеют свои стандартные контракты и очень неохотно идут на подписание чужих. Вследствие наличия большого бюрократического аппарата у таких компаний очень сложно подписать контракт. Особенно когда начинают править предоставленный контракт — он проходит множество согласований и редакций и в конечном счете цельный документ теряет свою монолитность и системность.

Кроме того, вопросы ответственности крупные компании стараются убрать из контрактов. Они пытаются действовать по принципу «мы — известная крупная компания, наше имя — уже залог выполнения всех наших обязательств». Но на практике это не всегда так.

Иногда они задерживают необходимые документы, иногда не вовремя оплачивают счета. Причем это происходит не по злому умыслу, а вследствие огромного бюрократического аппарата. От принятия решения до его осуществления проходит значительный промежуток времени, и поэтому происходят подобные вещи.

Внутри больших компаний иногда очень сложно сформировать единый подход к решению проблемы. Различная методология и мнения имеются у всех структурных подразделений, специалистов, не говоря уже о высших менеджерах, поэтому и необходимо очень много времени, чтобы всех убедить и привести к единому знаменателю. Безусловно, большое количество людей, наделенных различными полномочиями, замедляют процесс принятия решений и снижают эффективность и своевременность решений. В этом отношении работать с небольшими компаниями легче, так как у них, как правило, есть человек, пользующийся авторитетом в компании, и именно его слово остается последним. В крупных компаниях таких «монополистов» нет.

Но, несмотря на некоторые недостатки, работать с крупными компаниями очень интересно. У них неординарные задания как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения поиска решений. Идеология нашей компании — с крупными компаниями интересней работать. Это не значит, что мы не работаем с небольшими компаниями, но лучше все же качественно обслуживать несколько крупных компаний и предоставлять им эксклюзивный сервис, чем работать в режиме конвейера с 50 мелкими.

Алексей Бежевец, директор юридической фирмы «АРКА», подчеркнул, что юридическое сопровождение крупных компаний, несомненно, имеет свои особеннос­ти. Во-первых, крупные компании, как правило, более консервативны, осторожны и зачастую медлительны при принятии бизнес-решений. Далеко не у всех таких клиентов налажен эффективный управленческий механизм, что влечет за собой необходимость заблаговременного старта любого проекта. Согласование и подписание документов у таких клиентов требует намного больше времени, чем у небольших компаний. Во-вторых, крупный клиент — это, как правило, богатый клиент, с известным именем и требует к себе особого отношения. При определении условий сотрудничества с таким клиентом приходится идти на уступки, которые вряд ли имели бы место при переговорах с менее именитым клиентом. В-третьих, крупные компании — большие формалисты, что имеет как позитивные, так и негативные стороны, поскольку формализм далеко не всегда ведет к оптимальному решению проблемы.

Как отметил Олег Макаров, партнер юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры», крупные компании формируют свои собственные юридические отделы, приглашая на работу опытных, квалифицированных работников, способных ежедневно решать множество вопросов на высоком уровне. Поэтому «большой клиент» обращается в юридическую фирму за эксклюзивной услугой, рассчитывая получить индивидуальный подход.

При выборе внешнего юридического советника крупные компании, как правило, проводят тендер. Для «большого клиента» все имеет значение: репутация, опыт юридической фирмы, широта спектра предоставляемых услуг, специализация в отдельных отраслях права, умение быстро ориентироваться в специфике бизнеса. Не стоит обольщаться, если юридическую фирму уже привлекли к работе по отдельному проекту. Нередко поручение клиента «проработать» переданные документы оказывается этапом неформального тендера. Лишь повторное обращение может свидетельствовать о выборе в пользу данной компании.

И все-таки в адвокатской практике приоритетное значение имеет отношение к клиенту. За 17 лет присутствия фирмы «Василь Кисиль и Партнеры» на рынке юридических услуг профессиональная «привычка» воспринимать каждого клиента как самого главного и самого большого только укрепилась. Юристы этой фирмы знают: их задача — предоставить эксклюзивную услугу. Получается? Критерий один – повторное обращение клиента.

Александр ­Минин, старший партнер юри­дической фирмы «КМ Партнеры», полагает, что основная особенность работы с крупными предприятиями заключается в том, что «собирание» юридических услуг в целое производится, как правило, юридической службой предприятия-клиента. Иными словами, какое-либо направление или проект могут быть в достаточно полной мере делегированы привлеченным юридическим фирмам, но такие фирмы не видят картину предприятия в целом. Учесть бизнес-соображения предприятия-клиента, которые могут привести к рекомендациям, отличным от тех, дающихся с сугубо юридической точки зрения, скоординировать работы по разным направлениям и разных юридических фирм — достаточно тяжелая задача. И для ее выполнения нужно быть не просто грамотным юристом, а и квалифицированным менеджером.

В зависимости от структуры юридической службы предприятия соотношение между координационно-управленческой и чисто юридической работой может быть различным. Больше собственно юридической работы у юристов крупных предприятий там, где они берут на себя функции «семейного доктора», то есть всеми текущими делами занимаются самостоятельно, а специалистов привлекают только для решения специальных вопросов — где нужны более глубокие знания, но в более узкой области. На другом краю шкалы — организация юридической работы крупного предприятия, при которой юрист предприятия (начальник юридической службы) является «юридическим менеджером», организует и контролирует процесс, но мало занимается собственно юридическими вопросами.

Однако при любом подходе к организации юридической службы крупного предприятия роль начальника юридической службы в том, чтобы предприятие было должным образом обеспечено по юридическим вопросам, чрезвычайно значительна. Даже если к сотрудничеству будут привлечены самые блестящие юристы, но предоставляемые ими «кирпичики» не смогут должным образом быть собраны в общую конструкцию, то, сколь бы эти «сегменты» не были красивы, вся схема рухнет.

Поэтому, с точки зрения г-на Ми­нина, «профиль» успешного юриста крупного предприятия определяется как глубокими юридическими знаниями, так и глубоким пониманием бизнеса предприятия и работы всех элементов этого бизнеса, а также менеджерскими способностями к управлению юридической стороной бизнеса предприятия.

Практика свидетельствует, что предприятиям выгодно иметь в штате юрис­консульта, а для решения отдельных вопросов привлекать юридическую фирму. Естественно, контакт с клиентом, в штате которого есть юрисконсульт, предполагает тесное общение с ним. От эффективного контакта с юрисконсультом зависит эффективность работы с клиентом. Качество такого взаимодействия определяется профессиональными и личностными качествами юристов как со стороны юридической фирмы, так и со стороны предприятия. Если юрисконсульт предприятия профессионал, взаимодействие с ним плодотворно.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Продуктивная работа ВККС

Новый Закон «О государственной службе»

Деловая практика

Договор займа: нарушение и наказание

Законодательная практика

Урегулированные дороги

Неделя права

Кто виноват, скажи?

Устроим судоустройство?

На очереди — пересмотр законов

КСУ наконец определился!

Монополисты на нефтерынке

Реестр событий

Коллеги — новые, проблемы — старые?

Суд заблудился в двух регистраторах

«Генеральная уборка»

Репортаж

IBA 2005. Юридический бум в Праге

Судебная практика

Хлеба и зрелищ по ТВ, и по нашему выбору!

«Интеллектуальная конкуренция»: суд или АМКУ?

Судебные решения

Заплатил налоги? Можно спать спокойно!

Определим границы товарного рынка

Тема номера

Ответственность в сфере конкуренции

Третьим лицам просьба не беспокоить

Частная практика

Нет предела совершенству

Юридический форум

Юбилей "Юридического вестника"

Аргентина приняла членов Международной налоговой ассоциации

Вопросы финансовых рынков

Юрисконсульт

ТОП-100: Тенденции Отечественных Предприятий

Главный гол рейтинга — ФК «Днепр-96»

«Первым делом самолеты…»

Впереди планеты всей…

Інші новини

PRAVO.UA