Распространенными являются ситуации, когда возникает необходимость осуществить возврат товара в магазин. В данном случае речь пойдет о возврате непродовольственного товара надлежащего качества.
Среди прочих прав, которыми наделяет потребителя Закон Украины «О защите прав потребителей» (Закон), последний имеет право в соответствии со статьей 9 Закона обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по иным причинам не может быть использован им по назначению. Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право, в частности, расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости данного товара, иными словами, он имеет право вернуть товар и получить назад уплаченные за него деньги. Такое возможно при совокупности определенных условий:
— товар не удовлетворил потребителя по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по иным причинам не может быть им использован по назначению;
— такое право действует на протяжении 14 дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не установлен продавцом;
— товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром;
— товар не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену/возврату (согласно постановлению Кабинета Министров Украины).
Недавняя ситуация в одном из столичных магазинов известной сети выявила нижеследующий конфликт. Продавец, а также администратор отказались осуществить возврат (в соответствии со статьей 9 Закона) на том основании, что предъявленный клиентом чек они не приняли в качестве «полноценного» расчетного документа ввиду следующего. На момент оплаты товара клиент рассчитывался с помощью кредитной карты — в результате ему были выданы два документа: товарный чек и так называемый «слип» — документ (чек), подтверждающий проведение по банковской карте операций, совершенных с помощью импринтера или терминала. На чеке также остается оттиск клише с информацией о торговой точке. Дополнительно продавцом в слипе вручную заполняются данные о проводимой операции (сумма и дата операции, валюта операции, код авторизации). Затем все три экземпляра по отдельности подписываются и кассиром, и клиентом, после чего первый экземпляр передается держателю карты, второй остается в торговой точке, а третий передается для обработки в банк.
Правильно выполненный слип подтверждает, что операция осуществлена с физическим присутствием карты и имеет практически такую же силу, как операция, подтвержденная ПИН-кодом.
По сути слип подтверждает то, что с карты была снята конкретная сумма. Кроме того, в данной ситуации он также содержал уведомление (для клиента банка!!!) о том, что держателю карты начисляются бонусы в случае оплаты картой в сети «Бонус». То есть документ по своей правовой природе предназначался клиенту банка. Отказ вернуть товар аргументировали отсутствием данного документа?!
Следует обратить внимание на терминологию: Закон указывает на обязательность наличия расчетного документа. В законодательстве Украины под таковым понимают документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т.п.), который подтверждает факт продажи (возврата) товара, оказания услуг, получения (возврата) денег, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом, и зарегистрированный в установленном законом порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную (статья 2 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР).
Слип не содержит и половины всех необходимых реквизитов, которые должен содержать расчетный документ согласно законодательным требованиям, а значит, он не подпадает под признаки расчетного документа.
Вместе с тем товарный чек, выданный при оплате товара, который клиент решил вернуть, воспользовавшись своим законным правом, имеет все реквизиты, предъявляемые законом к расчетному документу: номер, наименование магазина, название товара, его цену и дату продажи, то есть данный чек полностью соответствует понятию расчетного документа. Именно о таком расчетном документе идет речь в Законе. Возникают вопросы: какое отношение имеет в данном случае слип? И на каком основании его требует продавец? То, что в магазине по техническим причинам на момент требования возврата не смогли установить, с какой именно карты была снята сумма за товар, не дает права продавцу делать отказ в возврате товара, поскольку, ввиду вышеизложенного, законных оснований для этого нет.
Все, на что уполномочивает продавца закон, — это требовать у покупателя предъявить товарный чек, а также кредитную карту (так как возврат денег осуществляется в данном случае исключительно по безналичному расчету (порядок возврата денежных средств описан в Правилах регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций). Кроме того, от покупателя также имеют право требовать написания заявления о возврате товара с указанием его паспортных данных. Все остальные требования являются недопустимыми и неправомерными.
В крайнем случае доказательством того, что сумма была списана именно с той карты, на которую вы требуете сделать возврат, будет служить выписка из банка о совершенной операции, но при этом вы принимаете «правила», которые диктует магазин…
ПАВЛЕНКО Александра — помощник юриста, ЮКГ «Яремчук и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…