Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №35 (818) » Утилизационный спор

Утилизационный спор

В настоящий момент дискуссия насчет утилизационного сбора по большому счету касается лишь величины его ставки

С 1 сентября с.г. в украинском законодательстве появится новый вид сбора, определенный как экологический налог за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Как известно, Президент Украины подписал Законы Украины «Об утилизации транспортных средств» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствовании некоторых налоговых норм» (Законы). Данный экологический налог называют аналогом того, который был введен в Российской Федерации и вызвал нарекания со стороны Всемирной организации торговли (ВТО).

Базовая ставка на утилизацию составит 5,5 тыс. грн. Окончательная сумма налога будет определяться с помощью коэффициентов к базовой ставке, размер которых зависит от объема двигателя транспортного средства: 0,86 — для электромобилей и авто с объемом двигателя до 1 л (4,73 тыс. грн), 1,34 — для двигателей от 1 до 2 л (7,34 тыс. грн), 2,56 — для моторов от 2 до 3 л (14,08 тыс. грн), 3,47 — для двигателей 3—3,5 л (19,1 тыс. грн) и 5,5 — для автомобилей с объемом двигателя свыше 3,5 л (30,25 тыс. грн). Эти суммы будут взиматься с импортеров при растаможивании и с производителей при продаже. Благодаря предусмотренным исключениям покупателям отечественных авто уплата сбора не грозит.

Экологический налог только за первый год позволит, по предварительным подсчетам, принести дополнительные поступления в госбюджет в сумме 2,2 млрд грн, кроме того, позволит улучшить экологическую ситуацию. Импортеры будут платить «живыми» деньгами на границе, отечественные производители — инвестировать в создание инфраструктуры утилизационных центров.

«Импортная» критика

О негативных последствиях действия Законов граждан информируют прежде всего автоимпортеры, в частности, Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД). В частности, по мнению Олега Назаренко, генерального директора данной Ассоциации, инициаторы законопроекта предлагают сейчас «собирать деньги за утилизацию, которая может произойти и через 30 лет». И деньги эти должны уплатить покупатели в виде повышенной цены на новый импортный автомобиль, «вместо того чтобы, как в цивилизованных странах, самим заплатить человеку, который сдает свой старый автомобиль на утилизацию и таким образом стимулировать его к покупке новой машины».

Фактически, подписав Законы в конце июля, Президент Украины поставил гражданам рамки и обязал их в месячный срок завершить регистрацию уже импортированных транспортных средств, если они не хотят уплачивать новый сбор.

Почетный президент ЮК Jurimex Данил Гетманцев среди проблем, которые коснутся всех без исключения автомобилистов, называет уплату налога при последующей реализации транспортного средства, купленного у импортера или производителя. «Такая реализация автомобиля (его перерегистрация) должна сопровождаться предъявлением справки, выданной производителем либо импортером об уплате налога за утилизацию транспортного средства или справки об освобождении от уплаты налога. Эти справки являются бланками строгой отчетности и, соответственно, должны бережно храниться собственниками транспортных средств, поскольку отсутствие справки влечет за собой уплату налога при каждой последующей продаже автомобиля», — выразил юрист свою позицию.

В комментарии «ЮП» он упрекнул законодателя в том, что налог вводится с 1 сентября с.г. «Это прямо противоречит Налоговому кодексу, где прописана возможность введения сборов только с нового налогового года. Таким образом, разрываются налоговые периоды и возникают трудности при сборе налога», — отмечает г-н Гетманцев, хотя и добавляет, что от этого правила законодатель отступает не впервые. Так же было, в частности, и с Законом о трансфертном ценообразовании.

Европерспективы

Есть мнение, что принятие Законов осложняет подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Как известно, в пресс-офисе комиссара ЕС по вопросам торговли Карла де Гухта отметили, что введение утилизационного сбора станет «еще одним ударом для экспорта автомобильной продукции из ЕС». Там напомнили, что закон, которым вводится этот сбор, не соответствует обязательствам Киева в рамках Всемирной торговой организации и что положения этого документа, не соответствующие нормам ВТО, должны быть исключены из него до 1 сентября 2013 года. Но, по всей видимости, власти не спешат исполнять данное требование.

«Изменения законодательства в сфере утилизации технических средств — мера вынужденная, но отнюдь не рыночная. Эти изменения были приняты с нарушением наших обязательств перед ВТО, они вводят дополнительные ограничения на импортные товары. Это не совсем правильный шаг, но он был вынужденным, поскольку первой такой шаг сделала Российская Федерация, введя утилизационный сбор, в том числе и на украинские транспортные средства», — комментирует «ЮП» народный депутат Юрий Воропаев.

Данил Гетманцев в свою очередь уверен, что введение сбора ни в коей мере не повлияет на подписание Соглашения об ассоциации. «Были ли нарушены нормы ВТО при введении сбора — это весьма сложный вопрос. Поскольку утилизационный сбор — это же не ввозная пошлина, а налог внутренний», — заявил он «ЮП». Также г-н Гетманцев добавил, что процедуры урегулирования вопросов в рамках ВТО являются весьма продолжительными и признать сбор не соответствующим требованиям Всемирной торговой организации в близкой перспективе вряд ли удастся.

Принудительная утилизация

Среди самых острых аргументов, озвученных против сбора, можно выделить перспективу принудительной утилизации любого авто старше десяти лет как опасного для экологии. Впрочем, такие опасения мало связаны с текстом Законов.

Объяснялось это тем, что критерии вредности законодательно не установлены, а сотрудники ГАИ или экологических служб смогут их определять самостоятельно. Дополнительно указывалось, что лоббисты Законов предвидят обновление автомобильного рынка за счет утилизации. К примеру, почетный президент корпорации «УкрАВТО» Тариэл Васадзе заявлял, что сейчас на Украине 10 млн авто и более 80 % из них старше 13 лет. Следовательно, делалось предположение, что собственников транспортных средств массово подтолкнут к утилизации.

Схожие аргументы озвучили и народные депутаты, обратившиеся к Президенту Украины с требованием ветировать Законы. Свою подпись под обращением поставили и представители фракции Партии регионов (в частности, Иван Опанащенко). Они озвучили возможность возникновения коррупционной схемы — сотрудники ГАИ якобы смогут отправлять старые автомобили на штрафплощадку, а затем требовать выкупа у их владельцев, угрожая принудительной утилизацией.

«ГАИ, скорее всего, смогут останавливать старые автомобили и запрещать им дальнейшее движение, поскольку они «загрязняют окружающую среду». Иными словами, отправлять такие авто на штрафплощадки», — считает, к примеру, адвокат и партнер ЮК TIC Денис Писанный. Такой порядок, по мнению г-на Писанного, может быть предусмотрен приказом МВД. Но большинство юристов уверены, что особых злоупотреблений Законы не породят: Конституция Украины запрещает как реквизицию имущества, так и воспрепятствование пользованию этим имуществом.

Спорные ставки

В настоящий момент споры вызывает вопрос по поводу справедливости ставок. Так, говорится о том, что в Европе подобный экологический налог включается в стоимость продаваемых авто и составляет в гривневом эквиваленте около тысячи гривен.

Неоднозначной считают и базу налогообложения. «Законом предусматриваются базовые ставки налога и корректирующие коэффициенты к нему. То есть автомобили делятся на классы в зависимости от года выпуска и объема двигателя. Но разве есть какая-то разница, пойдет под пресс «Запорожец» или «Мерседес»? Определяющим параметром должна быть масса автомобиля», — заявил Михаил Бродский, председатель Госпредпринимательства. «Почему размер платы связан с объемом двигателя? Потому что ставка растет в зависимости от стоимости авто. Поэтому давайте прямо говорить, что цель Законов — наполнение государственного бюджета! С такой детской непосредственностью и выписаны эти Законы. Величина сбора не зависит от важных показателей. Например, от срока эксплуатации автомобиля, а также степени вреда транспортного средства: установлен в нем электрический двигатель или нет. В основу ставки были положены фискальные цели, а не здравый смысл», — подчеркивает Данил Гетманцев.

Осознавая неоднозначность Законов, Президент Украины Виктор Янукович поручил органам исполнительной власти усовершенствовать их. Министерство экологии и природных ресурсов Украины принялось выполнять это поручение и уже разработало пакет поправок. На сайте министерства обнародован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно отмены коэффициентов, применяемых к ставкам экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств)», согласно которому предлагается сделать утилизационный сбор одинаковым для всех автомобилей. Предусматривается отменить корректирующие коэффициенты к базовым ставкам налога на утилизацию транспортных средств (5,5 тыс. грн для легковых автомобилей и 11 тыс. грн для остальных автотранспортных средств).

У специалистов нет сомнений в том, что этот сбор будет сохранен на Украине, возможным считают только корректирование его ставок и коэффициентов.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Актуальный документ

Документы и аналитика

Ходатайство в АМКУ

Акцент

Кадры в руки

Государство и юристы

Утилизационный спор

Судный дом

Большие перемены

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство совершенствует регулирование энергетики

Продолжительность рабочей недели предлагают сократить

Депутат объявил рекламу на автобусах опасной

Документы и аналитика

Транзитный груз

Параллельные пересекаются

Зарубежная практика

Точная ставка

Книжная полка

Заверенное в веках

Неделя права

Юристы сдают позиции

Неделя права

Новости из-за рубежа

Бренд L.12.12 под охраной

Осужден информатор WikiLeaks

Неделя права

Почтовые ремарки

Деньги любят пересчет

Смена председателей

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд постановил снести дельфинарий «Немо» в Киеве

Суд продлил срок отстранения от должности мэра Мелитополя

Прекращено «дело черных трансплантологов»

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Астерс» стала партнером Национального проекта развития предпринимательства на Украине

МЮГ AstapovLawyers выступила советником в публичном размещении Great East Energy

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует «Донецксталь» по вопросам привлечения синдицированного предэкспортного финансирования

Отрасли практики

Знак наличия

Низложенный платеж

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Подозрительные обоснования

Самое важное

Новые реквизиты

Тождественное событие

Экономическое судотрудничество

Судебные сети

Судебная практика

Запрос с пристрастием

Судебная практика

Судебные решения

Таможня имеет право изменять классификацию по УКТВЭД лекарственного средства

Судебная практика

Неутешительные итоги

Тема номера

Получить обжалование

Информационный подрыв

Высшее признание

Частная практика

Переходные положения

Аудиторская поверка

Юрисконсульт

Карточный толк

Увольнительные моменты

Особое сомнение

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: