Как избавиться от хлама — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №2 (420) » Как избавиться от хлама

Как избавиться от хлама

В некоторых европейских странах есть традиция — раз в год выбрасывать из окна старое барахло. До Украины сии веяния моды не дошли, но ненужный хлам наши граждане все же выбрасывают. С объектами, находящимися в частной собственнос­ти, все понятно, и лишних вопросов не возникает. А как быть с государственным имуществом? Дабы избавиться от оного, нужно осуществить процедуру списания.

Приказом Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) утверждено Положение о порядке списания государственного имущества (Положение). В этой статье мы рассмотрим процедуру списания госимущества, устанавливающуюся Положением.

Какое имущество подлежит списанию

Положение устанавливает порядок списания имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, функции по управлению которыми в установленном порядке переданы государственным органам приватизации, а также имущества, переданного в аренду в составе целостных имущественных комплексов, арендодателем которого является ФГИУ и его региональные подразделения.

Действие Положения не распространяется на целостные имущественные комплексы предприятий, а также на имущество, правовой режим которого определяется специальными законами — например, жилищный фонд, объекты гражданской обороны.

Под списанием имущества подразумевается процедура изъятия путем ликвидации имущества из актива, если оно отвечает критериям, установленным Положением.

Списанию подлежит имущество, отвечающее следующим критериям:

— уничтоженное, морально устаревшее или физически изношенное имущество, не пригодное для дальнейшего использования, в том числе и в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением предприятия;

— поврежденное вследствие аварии или стихийного бедствия, при условии, что его восстановление является невозможным или экономически нецелесооб­разным;

— имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно передано другим государственным предприятиям, учреждениям или организациям, или относительно которого не могут быть определены другие способы управления.

Инициирование процедуры списания

Списание имущества государственного предприятия осуществляется по инициативе этого предприятия с согласия государственного органа приватизации. Если имущество передано в аренду, инициатива о списании принадлежит арендатору с согласия арендодателя при наличии соответствующего условия в договоре аренды. Имущество, не вошедшее в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации, но находящееся на их балансе, списывается по инициативе хозяйственного общества с согласия органа приватизации. При этом учитывается наличие договорных обязательств относительно данного имущества.

Для проведения процедуры списания имущества субъект хозяйствования подает в государственный орган приватизации следующие документы:

1. Обращение субъекта хозяйствования о списании имущества.

2. Технико-экономическое обоснование необходимости списания.

3. Ведомость о стоимости имущества, которое предлагается списать.

4. Информация об объектах незавершенного строительства.

5. Предложения о внесении изменений в договор аренды относительно перечня и стоимости арендованного имущества, а также арендной платы.

6. Согласование центрального или местного органа исполнительной власти, который согласовывал передачу имущества в аренду.

После получения полного перечня документов государственный орган приватизации на протяжении 30 календарных дней со дня такого получения письмом предоставляет предварительное согласие субъекту хозяйствования на проведение процедуры списания или отказ с указанием других способов использования этого имущества. Если согласие дано, то орган приватизации определяет условия списания и кандидатуры своего представителя в комиссии по списанию.

Комиссия по списанию имущества

Непригодность имущества определяет комиссия, создаваемая приказом руководителя субъекта хозяйствования на основании предварительного согласия государственного органа приватизации на применение процедуры списания имущества. В состав комиссии входят председатель — руководитель субъекта хозяйствования либо его заместитель и члены комиссии. Членами выступают главный бухгалтер; лица, на которых возложена ответственность за сбережение имущества; работники инженерных, технических, технологических, строительных и других служб предприятия, хорошо знающие объект основных средств, который предполагается списать; представитель государственного органа приватизации и специалисты, привлеченные этим органом.

Если имущество пребывает под надзором государственных инспекций, например, государственной налоговой инспекции, то ее представитель приглашается для участия в работе комиссии. Он подписывает акт о списании и подает комиссии свое письменное заключение, прилагаемое к акту.

Рассмотрим полномочия комиссии по списанию имущества. Комиссия проводит инвентаризацию имущества, предлагающегося к списанию, и по результатам этой инвентаризации составляет акт. Пос­ле этого проводится осмотр имущества с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета.

Проведя все это, комиссия устанавливает целесообразность восстановления и дальнейшего использования имущества и вносит предложения субъекту хозяйствования. Если использовать имущество дольше нецелесообразно, выясняются конкретные причины списания —

было ли имущество изношено, уничтожено, нарушены ли нормы его эксплуатации и т.д.

Комиссия определяет, возможно ли использовать отдельные детали и материалы объекта, подлежащего списанию, и обеспечивает контроль за проведением их оценки и изъятия. После изъятия этих деталей и материалов они сдаются на соответствующий склад и оприходуются на соответствующих балансовых счетах.

Оформление выводов комиссии

О списании имущества комиссия составляет акты по установленной типовой форме, утвержденной Министерством статистики Украины.

В случае если имущество списывается в связи со строительством новых или реконструкцией, переоборудованием действующих объектов, комиссия проверяет их наличие в плане реконструкции и технического переоборудования, утвержденном органом управления имуществом, и делает в акте на списание ссылку на пункт и дату утверждения плана.

По результатам своей работы комиссия составляет протокол, к которому прилагаются акт инвентаризации имущества и акт на списание имущества.

В акте на списание имущества указываются данные о списываемом объекте, причины списания, состояние основных частей и деталей объекта. При списании объекта, выбывшего из пользования вследствие аварии, к акту на списание прилагается копия акта об аварии, где объясняются причины, приведшие к ней. Протокол и акты (об инвентаризации и на списание) утверждаются руководителем субъекта хозяйствования.

Руководители субъектов хозяйствования и члены комиссии по списанию имущества ответственны за достоверность информации, предоставляющейся государственному органу приватизации.

Получение разрешения и списание имущества

Надлежаще оформленные документы направляются в государственный орган приватизации, давший предварительное согласие на применение процедуры списания имущества. На протяжении 30 календарных дней с момента поступления документов предоставляется письменное согласие на списание имущества с определением условий такого списания или обоснованный отказ.

Если получено согласие, производится разборка и демонтаж имущества. Пригодные для дальнейшего использования детали, узлы, агрегаты и материалы приходуются на счетах бухгалтерского учета запасов, а непригодные — приходуются как вторичное сырье.

Изъятые после демонтажа имущества детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, сдаются субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней. Запрещается уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру и устройства, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования ценных деталей.

Руководители субъектов хозяйствования ответственны за соблюдение процедуры списания имущества.

В месячный срок после окончания разбора, демонтажа и оприходования списанного имущества субъекты хозяйствования подают в государственные органы приватизации отчет о списании имущества, подписанный комиссией и утвержденный руководителем субъекта хозяйствования.

Процедура списания считается завершенной после исполнения субъектом хозяйствования условий списания и уведомления государственного органа приватизации о принятии им к сведению отчета о списании имущества.

Данное Положение, определяющее процедуру списания государственного имущества, безусловно, положительно скажется на регулировании отношений, связанных с таким списанием.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Разъяснения Пленума для судов

Деловая практика

Как избавиться от хлама

Законодательная практика

КСУ уполномочен приостановить?

Определим компетенцию?

Комментарии и аналитика

Непрерывное удовлетворение требований

Что хорошо в унитарном предприятии

С Новым годом, с новыми… законами

Вопросы постоянного землепользования

Резиденты в долгу не останутся

Неделя права

Есть ли «единое окно»?

А Указ-то правильный!

Цена на газ как объект спекуляции

АМКУ: последние решения в 2005 году

Что сказала комиссия по делу НЗФ?

Реестр событий

Изменения неконституционны?

Если не КМУ, то Президент

Министр юстиции может агитировать?

Подарок ВАСУ

Судебная практика

Решение не обжалуют, а... не исполняют

Тема номера

В новый год с новой Конституцией

Трибуна

Хозяйственный кодекс должен действовать

Частная практика

Сколько «стоит» адвокат?

Юридический форум

Как встретишь, так и проведешь

С Новым годом, «ЮП»!

Інші новини

PRAVO.UA