Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №2 (420) » С Новым годом, с новыми… законами

С Новым годом, с новыми… законами

Об основных положениях законов, вступивших в силу с 1 января 2006 года

Новый год — праздник, на который по старой доброй традиции принято дарить друг другу подарки. Своеобразным подарком Верховного Совета Украины своим гражданам можно считать те нормативно-правовые акты, которые он принял за минувшие годы. Помимо изменений в Конституцию Украины (так называемая конституционная реформа, речь о ней идет на страницах этого номера), также вступающих в силу в самом начале года 2006-го, украинский законодатель в 2005 году принял целый ряд законов, которые оставлять без внимания было бы неправильно. Новые законодательные акты, вступившие уже в силу в начале этого года, призваны усовершенствовать регулирование правовых отношений практически во всех сферах.

Бизнес вздохнет свободнее

6 января с.г. вступил в силу Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 6 сентября 2005 года. Существовавшая до вступ­ления в силу Закона разрешительная система безнадежно устарела. В связи со вступлением в силу нового Закона количество разрешений, необходимых различным субъектам хозяйствования для осуществления своей деятельности, существенно уменьшилось. Для этого центральные и местные органы власти, а также органы государственного надзора должны отменить все решения, не предусмотренные законами.

Закон устанавливает основные принципы государственной политики в сфере выдачи разрешений, четко регламентирует полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также стандартизирует требования к содержанию нормативных актов. Следует остановиться на основных принципах Закона, а именно следующих. Обязательными разрешениями являются только те, о которых прямо указано в законах; порядок выдачи разрешений регулируется исключительно центральными органами власти; условия выдачи разрешений устанавливаются законами; внедряется декларативный принцип, по которому большинство субъектов предпринимательской деятельности не получают разрешения, а только уведомляют разрешительный орган о выполнении соответствующих требований. При этом важно заметить, что сокращены сроки рассмотрения документов. Теперь они не могут составлять более 15 рабочих дней.

По заслугам должны оценить предприниматели нововведение законодателя относительно того, что в случае предоставления помещения либо оборудования на основании договора аренды или других договоров во временное пользование, при условии сохранения вида деятельности и состояния этих помещений и оборудования, от арендатора или другого пользователя, не требуется получение документа разрешительного характера на их использование. Очевидно, эта норма имеет приоритет над нормами иных нормативно-правовых актов, например, пунктом 2.8 Правил пожарной безопасности на Украине. Так что разрешение пожарного надзора в таких случаях отменяется. Также Законом предусмотрено, что для субъектов, постоянно осуществляющих торговлю на специально отведенных для этого местах — стационарных объектах, сбор за выдачу разрешения на объекты торговли взимается одноразово. Следует особенно отметить, что речь идет именно о стационарных объектах торговли, и тем самым Закон обязывает местные органы власти выдавать разрешения без ограничения срока их действия. Так что проблема, очевидно, разрешится только частично.

Согласно Закону, субъект хозяйствования имеет право выбора способа получения документов разрешительного характера либо непосредственно по обращению в соответствующие местные разрешительные органы, представители которых осуществляют прием субъектов хозяйствования в одном помещении, либо по обращению к администратору. Администратором является должностное лицо городского совета, районной и районной в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, которое организовывает выдачу субъекту хозяйствования документов разрешительного характера и обеспечивает взаимодействие местных разрешительных органов относительно выдачи документов разрешительного характера.

Отдельными положениями Закона предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере разрешительной системы. Прежде всего повысился размер административного штрафа за осуществление гражданами, не являющимися субъектами предпринимательства, предпринимательской деятельности без прохождения государственной регистрации, а также гражданами — субъектами предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии.

Теперь он составляет от 20 до 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Также Закон вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение порядка выдачи документа разрешительного характера. Нарушение разрешительным органом сроков принятия решения о выдаче документа разрешительного характера, неуведомление администратором субъекта хозяйствования о получении от разрешительных органов соответствующих документов в установленный срок влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 20 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Вступление в силу Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» является одним, но весьма существенным шагом в процессе реформирования разрешительной системы на Украине. Кроме того, необходимо также пересмотреть и систематизировать нормативно-правовые акты, регулирующие процедуры выдачи разрешений и согласований, а также активно информировать предпринимателей об их правах и обязанностях.

«Лекарство» от депрессивности регионов

Позаботился законодатель в минувшем году и о развитии регионов, о чем свидетельствует принятие 8 сентября 2005 года Закона Украины «О стимулировании развития регионов». Данный Закон, вступивший в силу 1 января с.г., определяет правовые, экономические и организационные основы реализации государственной региональной политики относительно стимулирования развития регионов и преодоления депрессивности территорий. При этом под регионом следует понимать территорию Автономной Республики Крым, ­области, а также городов Киева и Севастополя. Статус депрессивной (например — промышленной) территории имеет все шансы получить регион или его часть, уровень развития которого отвечает следующим критериям: на протяжении трех последних лет наивысшие средние показатели уровня безработицы, занятос­ти в промышленнос­ти, самый низкий объем промышленного производства на одно лицо и самый низкий уровень заработной платы. Предложения относительно признания территории депрессивной разрабатываются по результатам ежегодного мониторинга развития регионов, районов и городов областного значения. С целью стимулирования развития депрессивных территорий законом предусмотрена возможность применения следующих мер: целевое направление государственных капитальных вложений в развитие производственной, коммуникационной и социальной инфраструктуры;

предоставление государственной поддержки, в том числе финансовой, малым предприятиям, содействие формированию объектов инфраструк­туры ­развития предпринимательства, ­таких как бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, иннова­ционные и консалтинговые центры, ­венчурные фонды; направление международной технической помощи на раз­решение актуальных социально-эко­номических и экологических ­проблем и др.

Законом предусмотрено, что с целью обеспечения реализации государственной политики относительно стимулирования регионального развития Верховный Совет Украины утверждает долгосрочную государственную стратегию регионального развития, а Верховный Совет АРК, областные, Киевский и Севастопольский городские советы с учетом предложений центральных органов исполнительной власти и общих интересов территориальных общин регионов — долгосрочные региональные стратегии развития. Законом устанавливается, что согласование деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере государственного стимулирования развития регионов, выполнение региональных стратегий развития осуществляется на основании соглашений относительно регионального развития между Кабинетом Министров Украины и Верховным Советом АРК, областными, Киевским, Севастопольским городскими советами. Типовые формы таких соглашений должны быть утверждены Кабинетом Министров Украины. Однако Законом предусмотрено, что условия соглашений относительно регионального развития могут быть изменены по согласованию сторон. Решение о необходимости заключения соглашения относительно регионального развития принимается Кабинетом Министров Украины и соответствующими органами местного самоуправления. При этом обязанность по разработке проекта данного соглашения возлагается на инициатора заключения соглашения. Предполагается, что вступление в силу данного Закона поспособствует усовершенствованию механизмов формирования и реализации государственной региональной политики, поэтапному выравниванию развития регионов, преодолению депрессивности отдельных территорий и в общем — улучшению жизни населения. Можно сказать, что вступление в силу данного Закона является первым этапом на пути проведения на Украине административно-территориальной реформы, о которой так много говорят в последнее время.

Еще одним принципиально новым законом, уже вступившим в силу, можно назвать Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов», поскольку до его принятия не были законодательно урегулированы вопросы в сфере благоустройства населенных пунктов в условиях рыночных отношений. Закон призван создать надлежащую нормативную базу для формирования полноценной жизненной среды в населенных пунктах, сбалансирования социально-экономического развития поселений и прилегающих территорий, улучшения санитарно-гигиени­ческого и экологического состояния населенных пунктов.

Законом определены объекты благоустройства населенных пунктов, коими являются территории общего пользования, придомовые территории, территории строений и сооружений инженерной защиты территорий, территории предприятий, учреждений, организаций и закреп­ленные за ними территории на условиях договора. Элементами же благоустройства признаются покрытия улиц, зеленые насаждения, строения и сооружения системы сбора и вывоза отходов, технические средства регулирования дорожного движения, комплексы и объекты монументального искусства, малые архитектурные формы и др. На законодательном уровне теперь определены ограничения при использовании объектов благоустройства. Среди прочих хотелось бы отметить запрет на выгул и дрессировку животных в не установленных для этого местах, осуществление ремонта, обслуживания и мытья транспортных средств, машин, механизмов в не установленных для этого местах, кроме случаев проведения немедленного ремонта при аварийной ситуации. Установлено также, что удаление деревьев, кус­тов, газонов и цветников осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины. При этом немедленное удаление поврежденных деревьев может осуществляться предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами в случаях, если состояние таких поврежденных деревь­ев угрожает жизни, здоровью граждан, а также имуществу граждан и/или юридических лиц. Установлено, что в городах и иных населенных пунктах ведется учет зеленых насаждений и составляется их реестр по видовому составу и возрасту. Заметим, что Закон содержит общие нормы относительно организации благоустройства населенных пунктов. Непосредственную организацию благоустройства обеспечивают и осуществляют местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В частности, органы местного самоуправления ­утверждают правила благоустройства территории населенного пункта. ­Такие ­Правила должны обязательно разрабатываться для всех сел, поселков и городов.

Интересным решением ­проблемы стимулирования организации благоустройства населенных пунктов является закреп­ленная в Законе возможность проведения ежегодного всеукраинского конкурса «Населенный пункт лучшего благоустройства и поддержания общественного порядка». Система благоустройства населенных пунктов предполагает также осуществление государственного, самоуправляемого и общественного контроля. Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере благоустройства осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и местными государственными администрациями, самоуправляемый — соответствующими советами и их исполнительными органами. Также советы могут создавать инспекции по благоустройству населенных пунктов. Положение о такой инспекции утверждается соответствующим советом. Общественный же контроль осуществляется общественными инспекторами, положение о которых утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Так что для того, чтобы заложенный в Законе механизм контроля за организацией благоустройства заработал, необходимо утвердить соответствующие нормативные акты.

Истина в законе о вине

С целью активной борьбы с фальсификаторами вин в минувшем году был принят Закон Украины «О винограде и виноградном вине», который вступил в силу с 1 января с.г. Парламент Украины учел зарубежный опыт, поскольку почти во всех виноградовинодельческих странах изготовление и продажа виноградных вин регламентируются специальными законами, которые защищают вина от фальсификации и вместе с тем препятствуют завозу импортных фальсификатов. Необходимо заметить, что для подтверждения качества вина недостаточно конкретных показателей, таких как содержимое сухих веществ, спирта, сахара и других компонентов. ­Например, высокое качество марочных вин определяет их происхождение — сорт винограда, место выращивания виноградных лоз, степень зрелости и качество сырья.

Очевидно, Закон направлен на защиту украинского потребителя от некачественной винной продукции, однако очень серьезно должны отнестись к нему юридические и физические лица, хозяйственная деятельность которых включает производство, реализацию, экспорт и импорт товарной продукции в сфере виноградарства и виноделия. Закон дает определение таких понятий, как «вино», устанавливает его виды — газированное, игристое, шампанское. Интересным является тот факт, что несмотря на мировую практику признания шампанским только тех вин, которые произведены во французском регионе Шампань, законодатель несколько расширил поле деятельности наших виноделов и «разрешил» называть шампанским (однако с привязкой к слову «Украины») только вина белые игристые шампанизированные, изготовленные по шампанской технологии с трехлетней выдержкой вина в бутылках. Так что старое доброе «Советское Шампанское» оказалось вне закона, поскольку производится оно акратофорным методом шампанизации. Не совсем понятным является стремление законодателя превратить нормативный акт о виноградном вине в некую энциклопедию алкогольных напитков. Это замечание относится к закреплению в этом Законе понятия «коньяки Украины», поскольку они явно не являются предметом правового регулирования данного нормативного акта.

Однако от критики перейдем непосредственно к характеристике основных положений Закона, которые призваны урегулировать правоотношения в сфере производства и обращения винной продукции. В соответствии с Законом высаживать в промышленных объемах можно только специально сертифицированные и стандартизированные саженцы. Насаждения технических и столовых сортов теперь нужно регистрировать в специально уполномоченных органах. Кроме того, все виноградники подлежат обязательной государственной переписи как минимум один раз в 10 лет. Ужесточен контроль за качеством вина. Крепость готовых крепленых вин виноградных крепких не должна превышать 20 %, десертных сладких и десертных ликерных — 17 % объемных. Для крепления виноматериалов и вин позволяется использовать только спирт этиловый ректифицированный и спирт этиловый ректифицированный виноградный, соответствующие требованиям стандартов относительно качества и безопасности для здоровья человека. При этом добавление сахара на всех стадиях производства вин крепленых запрещено. Запрещается также использование сушеного винограда (изю­ма) для изготовления вин. Случаи нарушения этой нормы рассматриваются как фальсификация вина.

Следует заметить, что впервые в истории отрасли Законом дается определение фальсификата вина, под которым понимается умышленная с корыстной целью подделка вина по происхождению или его составу. В частности, фальсификацией признается искусственная ароматизация растительными экстрактами, добавление сахарозаменителей, подделка вина по происхождению, месту производства, сортовому составу путем добавления виноматериалов из гибридов прямых производителей, не входящих в утвержденный ассортимент, и др. Законом предусматривается ответственность за нарушение его требований, например, за нарушение правил производства винодельческой продукции к субъектам предпринимательской деятельности — юридическим лицам применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Не все положения рассматриваемого Закона вступили в силу. Согласно Переходным положениям Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год», статья 14 Закона, которой преду­смотрено создание Государственной инспекции по виноделию и виноградарству, в 2006 году действовать не будет.

В целом, данный Закон можно оценить как позитивный, однако для того, чтобы механизмы, заложенные в нем, начали действовать, необходимо привести в соответствие и ряд иных законов, а также принять ведомственные нормативно-правовые акты. Сам по себе Закон ситуацию в виноделии существенным образом не меняет.

Налоговые новеллы

Никого на Украине уже не удивишь изменениями в налоговом законодательстве нашего государства. Не является исключением и этот год. С 1 января с.г. для целей снятия с НДС-регистрации начала применяться граница 300 тыс. грн. Таким образом, сняться с НДС-регистрации могут те плательщики НДС, которые одновременно отвечают следующим требованиям: были зарегистрированы как плательщики НДС из-за достижения предельных объемов облагаемых налогом операций; пребывали в таком статусе не более 24 календарных месяцев; за последние 12 текущих календарных месяцев не набрали ­объема налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн.

До 2007 года продлено льготное налогообложение сельхозпредприятий Украины. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» предусматривает продление до 1 января следующего года действие нулевой ставки НДС на операции по поставке товаропроизводителями всех форм собственности молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям. Кроме того, со вступлением в силу Закона приостановилось действие специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства до 1 января 2007 года.

С самого начала сего года вступил в силу пункт 4 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в сфере высшего образования)». Этим пунктом вносится изменение в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», абзац третий подпункта 5.4.2 пункта 5.4 статьи 5 которого излагается в новой редакции. Предусматривается, что теперь затраты налогоплательщика, связанные с профессиональной подготовкой, обучением, переподготовкой или повышением квалификации лиц, находящихся в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком; затраты на обучение и (или) профессиональную подготовку в отечественных высших и профессионально-технических учебных заведениях других лиц, не находящихся с таким налогоплательщиком в трудовых отношениях, но заключивших с ним письменное соглашение (договор, контракт) о принятых ими обязательствах отработать у налогоплательщика после окончания высшего и (или) профессионально-технического учебного заведения и получения специальности не менее трех лет; затраты на организацию наставническо-производственной практики по профилю основной деятельности налогоплательщика или в структурных подразделениях, обеспечивающих его хозяйственную деятельность, лиц, которые учатся в высших и профессионально-технических учебных заведениях, — включаются в валовые расходы в размере до 3 % фонда оплаты труда отчетного периода.

Должны были вступить в силу с 1 января с.г. также положения относительно налогообложения доходов от реализации недвижимого имущества. Однако, в соответствии с принятым Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год», действие статьи 11 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» в части налогообложения операций по продаже объектов недвижимости на 2006 год остановлено.

Забота о социальной защите граждан

Несомненно, наибольшее количество законов, принятых в году минувшем, так или иначе связано с социальной защитой граждан. Возможно, накануне парламентских выборов, возможно, по ряду других причин, но изменений в социальные законы Украины было принято немало. Хотелось бы остановиться на характеристике наиболее интересных из них. Так, вступил в силу Закон Украины «О социальной защите детей войны». Законом предусмотрено, что ребенком войны может быть признан гражданин Украины, которому на момент окончания войны было менее 18 лет. Дети войны имеют право на следующие льготы: право на приоритетное оставление на работе при сокращении численности штата работников; использование очередного отпуска в удобное для них время, получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы на срок до двух недель в год; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту проживания; право на 25 %-ную скидку при оплате за пользование коммунальными услугами. Также рассматриваемый Закон предусматривает государственную социальную поддержку детей войны. Пенсия данной категории граждан повышается на 30 % минимальной пенсии по возрасту. Однако ни для кого не является секретом, что законодательное определение каких-либо льгот должно быть подкреплено конкретными цифрами соответствующих статей Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год». В связи с этим положения Закона относительно предоставления скидки на оплату коммунальных услуг и повышения пенсии в соответствии с Госбюджетом на 2006 год действовать не будут.

Не лишним будет заметить, что, в соответствии с Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год», с 1 января с.г. размер минимальной заработной платы составляет 350 грн в месяц, с 1 июля с.г. — 375 грн, а с 1 декабря с.г. — 400 грн. Прожиточный минимум на одного человека утвержден с 1 января в размере 453 грн, с 1 апреля с.г. — 465 грн, а с 1 октября с.г. — 472 грн. Однако в связи с тем, что после парламентских выборов в марте 2006 года ситуация на политической арене изменится, это неизбежно приведет к пересмотру большинства положений принятого в минувшем году Закона Украины «О Государственном бюджете на 2006 год».

Позаботился законодатель и о гендерном равенстве. С 1 января с.г. вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». В соответствии с данным нормативно-правовым актом, например, для работодателей установлены следующие ограничения: в объявлениях (рекламе) о вакансиях запрещается предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола, выдвигать различные требования, предоставляя преимущество одному из полов. Запрещается также требовать от лиц, устраивающихся на работу, сведения об их личной жизни, планах относительно рождения детей.

В завершение хотелось бы заметить следующее. Действительно, с 1 января с.г. вступило в силу большое количество как принципиально новых нормативных актов, так и изменений в уже действующее законодательство. Рассказать обо всех в рамках одной статьи — все равно что объять необъятное. Однако, проанализировав основные, можно сделать вывод о том, что действовать данные законы будут лишь в случае приведения в соответствие и всех ведомственных нормативно-правовых актов, призванных урегулировать правоотношения в той или иной сфере жизнедеятельности физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и местного самоуправления.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Разъяснения Пленума для судов

Деловая практика

Как избавиться от хлама

Законодательная практика

КСУ уполномочен приостановить?

Определим компетенцию?

Комментарии и аналитика

Непрерывное удовлетворение требований

Что хорошо в унитарном предприятии

С Новым годом, с новыми… законами

Вопросы постоянного землепользования

Резиденты в долгу не останутся

Неделя права

Есть ли «единое окно»?

А Указ-то правильный!

Цена на газ как объект спекуляции

АМКУ: последние решения в 2005 году

Что сказала комиссия по делу НЗФ?

Реестр событий

Изменения неконституционны?

Если не КМУ, то Президент

Министр юстиции может агитировать?

Подарок ВАСУ

Судебная практика

Решение не обжалуют, а... не исполняют

Тема номера

В новый год с новой Конституцией

Трибуна

Хозяйственный кодекс должен действовать

Частная практика

Сколько «стоит» адвокат?

Юридический форум

Как встретишь, так и проведешь

С Новым годом, «ЮП»!

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: