Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №2 (420) » Определим компетенцию?

Определим компетенцию?

О законодательных инициативах по разграничению компетенции административных и хозяйственных судов

Со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины возник вопрос: где грань между теми делами, которые рассматривает административный суд, и теми, которые рассматриваются судом хозяйственным? И хотя часть дел, решение которых входит в компетенцию административных судов, ныне рассматривается хозяйственными судами, но установление четкой грани все же необходимо — для определения процессуальных норм, которыми должен руководствоваться суд и участники процесса при разрешении возникшего спора.

Так, статья 17 КАС Украины устанавливает, что компетенция административных судов распространяется на: споры физических и юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия; споры относительно принятия, прохождения и/или увольнения с публичной службы; споры между субъектами властных полномочий относительно их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий и споры по административным договорам; споры по обращениям субъекта властных полномочий, в случаях, установленных законом; и споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума. При этом вторая часть этой же статьи содержит исключительный перечень тех публично-правовых споров, на которые компетенция административных судов не распространяется. Ими являются дела: подведомственные Конституционному Суду Украины; уголовные; по наложению административных взысканий и по поводу отношений, которые согласно закону, уставу объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.

В статье 12 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины указано, что хозяйственным судам подведомственны: дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров и на других основаниях, а также по спорам о признании недействительными актов на основаниях, установленных законодательством, кроме возникающих при согласовании стандартов и технических условий; установлении цен и тарифов и другим, которые по закону, межгосударственному договору относятся к юрисдикции иных органов. Также хозяйственный суд рассматривает дела о банкротстве и дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательством к их компетенции.

Из определения подведомственности дел административных и хозяйственных судов видно, что точки соприкосновения все-таки есть. Следовательно, есть возможности для выбора суда, в котором будет рассматриваться дело со «спорной подведомственностью», а это может спровоцировать принятие по одним и тем же делам разных решений судами разной специализации, что недопустимо в правовом государстве.

Хотя некоторые дела, рассматриваемые ранее по правилам гражданского процесса, с 1 сентября 2005 года подведомственны административным судам, но коллизии между подведомственностью дел общим и административным судам не возникает. На это есть две причины: более четкая регламентация в кодексах и «согласованность» норм КАС Украины и Гражданского процессуального кодекса Украины.

Не стоит забывать и о том, что существуют споры, решение которых возможно и в хозяйственных и в общих судах (по правилам гражданского процесса). Яркий пример тому — дела по приватизации Никопольского завода ферросплавов.

Но решение описанных проблем есть — ныне в Верховном Совете Украины зарегистрированы два законопроекта, которыми предлагается внести изменения в законодательство, дабы окончательно установить грань между подведомственностью споров. Итак, законопроектом № 8579 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс административного судопроизводства Украины относительно разграничения компетенции административных и хозяйственных судов» предлагается внести дополнения в часть вторую статьи 17 КАС Украины и установить, что компетенция административных судов не распространяется на споры между субъектами властных полномочий и субъектами хозяйствования, возникающие из хозяйственной деятельности. Это значит, что споры возникающие из правоотношений, урегулированных нормами налогового, таможенного и земельного права, не будут рассматриваться административными судами. Таким образом, предлагается четко разграничить компетенцию хозяйственных и административных судов, что позволит однозначно применять законодательство (как процессуальное, так и материальное) при судебном рассмотрении этих дел.

Что касается второго из упомянутых законопроектов — № 8550 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», — то им предлагается разграничить перечень дел, подведомственных хозяйственным и общим судам. Прежде всего это споры, которые возникают в процессе приватизации. В частности, предполагается установить в статье 30 Закона Украины «О приватизации государственного имущества», что споры, возникающие в процессе приватизации, кроме дел о приватизации государственного жилищного фонда, решаются хозяйственными судами в порядке искового производства, установленном ХПК Украины. Соответствующие изменения предлагается внести и в пункт 1 части первой статьи 12 ХПК Украины.

Этим же законопроектом предлагается дополнить первую часть статьи 12 ХПК Украины пунктом 4, в котором указать, что хозяйственным судам подведомственны дела по спорам между акционером, участником общества, в том числе и выбывшим, другим физическим лицом и хозяйственным обществом, связанным с деятельностью таких обществ, за исключением трудовых споров.

В целом, принятие соответствующих Законов весьма помогло бы и судьям, и сторонам в процессе рассмотрения дел.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Разъяснения Пленума для судов

Деловая практика

Как избавиться от хлама

Законодательная практика

КСУ уполномочен приостановить?

Определим компетенцию?

Комментарии и аналитика

Непрерывное удовлетворение требований

Что хорошо в унитарном предприятии

С Новым годом, с новыми… законами

Вопросы постоянного землепользования

Резиденты в долгу не останутся

Неделя права

Есть ли «единое окно»?

А Указ-то правильный!

Цена на газ как объект спекуляции

АМКУ: последние решения в 2005 году

Что сказала комиссия по делу НЗФ?

Реестр событий

Изменения неконституционны?

Если не КМУ, то Президент

Министр юстиции может агитировать?

Подарок ВАСУ

Судебная практика

Решение не обжалуют, а... не исполняют

Тема номера

В новый год с новой Конституцией

Трибуна

Хозяйственный кодекс должен действовать

Частная практика

Сколько «стоит» адвокат?

Юридический форум

Как встретишь, так и проведешь

С Новым годом, «ЮП»!

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: