У меня, как и у многих моих коллег, некоторое удивление вызвало поручение Кабинета Министров Украины (КМУ) «внести… предложения относительно целесообразности отмены Хозяйственного кодекса Украины», содержащееся в Указе Президента Украины «О мероприятиях по улучшению инвестиционного климата на Украине» от 28 октября 2005 года. По-моему, такая постановка вопроса, во-первых, противоречит идее Указа, так как вносит сомнения в обеспечение стабильности законодательства, что не может содействовать улучшению инвестиционного климата, а во-вторых, звучит диссонансом в контексте прогрессивной политики кодификации во всех областях законодательства, проводимой нашим государством.
Принятие Хозяйственного кодекса Украины (ХК), по моему мнению, позволило решить определенный круг задач хозяйственного права на современном этапе. Во-первых, любая экономика содержит элементы государственного регулирования, это означает, что частноправовое регулирование всегда подвергается публично-правовому влиянию. Итак, без закрепления в праве целей и задач, принципов, инструментов и границ осуществления не обойтись. Как известно, Гражданский кодекс Украины (ГК) и ХК как законодательные акты одинаковой юридической силы не имеют приоритетов друг перед другом. Из этого, в частности, следует, что при возникновении противоречий между нормами ГК и ХК нужно пользоваться общеизвестными правилами разрешения коллизий. Такой процесс должен происходить не только на практике при применении норм, но и на законодательном уровне.
Кстати, в первом чтении уже принят законопроект относительно согласования некоторых положений ХК и ГК, что свидетельствует об определенной динамике и понимании законодателем необходимости усовершенствования законодательства через законотворческую деятельность, а именно путем внесения изменений и дополнений в тексты этих кодексов. Указанное свидетельствует о том, что, если не упорядочить публично-правовое влияние на частноправовые отношения, гражданское право утратит свою стабильность. Существование хозяйственного права — это гарантия нормального развития гражданского права, поскольку через упорядочение публично-правового влияния оно защищает частноправовое регулирование.
Во-вторых, гражданское право не в состоянии урегулировать все вопросы, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. В частности, это касается определенных ситуаций, возникающих при государственном регулировании отдельных видов хозяйственной деятельности, защиты прав потребителей, ограничении монополизма и т.п. Кроме того, существует круг вопросов межотраслевого характера. В связи с этим возникает потребность в принятии законов, сфера правового регулирования которых определяется только по предметным признакам (инвестиционная, банковская, страховая и т.п.). Недостаточность теоретических разработок по этому поводу приводила к возникновению существенных коллизий между нормами разных законов. Значительная часть этих проблем была решена принятием ХК.
Вообще юридическим критерием кодификации любого законодательства нужно считать лишь один: будет ли повышена эффективность правового регулирования и, если да, будет ли это соответствовать усилиям, затраченным на смену системы права. Полагаю, что с принятием ХК повышение эффективности правового регулирования было достигнуто.
Изложенные выше обстоятельства имеют существенное значение для решения вопроса о недопустимости декодификации хозяйственного законодательства. Правовые последствия такой декодификации могут быть довольно разрушительны как для законодательства Украины в целом, так и для экономики государства. И вот почему.
Думаю, вряд ли нужно сохранять опыт бессистемного регулирования хозяйственной деятельности, существовавший до принятия ХК. Несомненной заслугой ХК нужно считать удачное обеспечение единства правового регулирования, позволившее сэкономить нормотворческий материал. При условии декодификации хозяйственного законодательства перед законодателем может встать проблема необходимости принятия все новых и новых законов, устанавливающих порядок государственного регулирования отдельных видов хозяйственной деятельности, что приведет к бессистемному росту количества законодательных актов, регулирующих круг однотипных отношений.
Ситуация дестабилизации хозяйственного законодательства может вызвать определенные отрицательные факторы, влияющие на экономику Украины.
Среди таких факторов следует назвать прогнозирование ухудшения состояния предприятий, связанное с нестабильностью законодательства, недостаток инвестиций, так называемую массовую реприватизацию, недостаточность институциональных преобразований и т.п. Однако указанные причины — лишь производные несовершенных решений, принятых различными органами власти (в первую очередь исполнительной). Их деятельность, к сожалению, до сих пор характеризуется противоречивостью, ориентацией на достижение отдельных кратковременных целей.
Именно поэтому наряду с определенным положительным решением отдельных проблем экономического порядка наблюдается обострение других, не только общеэкономических проблем, но и правовых. В целом, деятельность государственной власти остается неэффективной и малопродуктивной, что требует реформирования как структуры, так и функций ветвей власти (прежде всего исполнительной). Создается впечатление, что исполнительная ветвь власти пока не задумывается над очевидным: процесс реформирования экономики тормозится, прежде всего, из-за их самоустранения от реформирования собственной деятельности. Это проявляется и в уходе от ответственности за некоторые решения, и в отсутствии желания налаживать плодотворное сотрудничество между отдельными подразделениями в интересах развития экономики Украины.
Ярким примером такой безответственности является «инициатива» Министерства юстиции относительно целесообразности отмены ХК. Однако она может спровоцировать тяжелые экономические и правовые последствия. Так, согласно статье 7 Закона Украины от 19 июня 2003 года «Об основах национальной безопасности Украины», «на современном этапе основными реальными и потенциальными угрозами национальной безопасности Украины, стабильности в обществе является… в экономической сфере: нестабильность в правовом регулировании отношений в сфере экономики…».
Возникает несколько вопросов: можно ли в таком случае инициировать отмену ХК без надлежащей правовой аргументации такой инициативы (если она вообще может быть) и анализа правовых и экономических последствий декодификации? Чревата ли такая инициатива внесением в экономику элементов дезориентации и дезорганизации?
Отечественный опыт свидетельствует, что напрасны надежды на автоматическое изменение острой ситуации в стране лишь путем разрушения действующих нормативно-правовых актов и (или) принятия и внедрения новых законов, пусть даже приближенных к европейским стандартам. При этих условиях успешное преодоление проблем нынешнего периода может быть достигнуто лишь при наличии у исполнительной власти четкого представления о механизмах реализации и возможности выполнения уже принятых парламентом законов. Поэтому сейчас особенно актуальна проблема консолидации усилий ветвей власти по налаживанию сотрудничества и поиску согласия в выборе оптимальных подходов и технологии системы государственного регулирования социально-экономических процессов в новых политико-правовых условиях, а не «инициатива» по поводу целесообразности отмены ХК.
БЕЛОУСОВ Евгений — доцент кафедрыаграрного права Национальной юридическойакадемии Украины им. Ярослава Мудрого,г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…