Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» (Закон) установлено, что в полномочия КСУ входит принятие решений относительно конституционности законов и других правовых актов Верховного Совета Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым (пункт 1 части 1 статьи 13 Закона). Но это право КСУ возникает только в случае и на основании конституционного представления компетентного субъекта. Таковыми по указанному вопросу, согласно статье 40 Закона, являются Президент Украины, не менее 45 народных депутатов Украины, Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховного Совета по правам человека, Верховный Совет АРК. При этом все эти субъекты имеют право инициировать «проверку на конституционность» любого из перечисленных актов.
Напомним, что ныне конституционное представление не влечет за собой приостановления действия этих норм. Но, по мнению народного депутата Украины Василия Онопенко, это не совсем правильно, и он внес в парламент в порядке законодательной инициативы законопроект № 8278. Данным актом предлагается установить, что временно, до принятия решения КСУ по конституционному представлению субъектов законодательной инициативы о неконституционности отдельных положений законов Украины действие оспариваемых положений приостанавливается. Но это касается только тех случаев, когда возникает вопрос о конституционности положений законов, связанных с реализацией и защитой прав человека.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, этот закон необходим для усиления правовых гарантий прав и свобод человека на Украине, ведь даже если учесть, что дела о неконституционности положений, связанных с правами человека, рассматриваются КСУ в первоочередном порядке, все равно это — длительный процесс. И на протяжении этого времени права человека ущемляются. Следовательно, принятие такого закона установило бы некую меру пресечения. Но — есть несколько но.
Прежде всего в законопроекте речь идет о том, что приостанавливается действие норм, оспариваемых субъектами законодательной инициативы, что нарушает права других субъектов конституционного представления. Ведь и Президент, и КМУ, и ВСУ, и Верховный Совет АРК имеют право вносить конституционное представление о конституционности положений законов, в том числе и если дело касается прав человека. Так почему по их представлению действие нормы не должно приостанавливаться?
Также законопроект не дает ответ на вопросы: с какого момента приостанавливается действие этих норм, кто уполномочен принимать такое решение и какова процедура возобновления силы таких норм, в случае если КСУ признает их конституционными? Так, если действие положения закона будет приостанавливаться в момент подачи представления в КСУ, то это поле для злоупотребления со стороны субъектов представления: не нравится норма — пишешь представление, обосновываешь, каким образом она ущемляет права человека, и все — пока КСУ разберется, действовать норма не будет. Неразрешенность указанных вопросов существенно умаляет весь позитив предлагаемой нормы, но пока этот законопроект не принят даже за основу, есть время его доработать и улучшить.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…