ЭФФЕКТИВЕН ЛИ МЕХАНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №30 (240) » ЭФФЕКТИВЕН ЛИ МЕХАНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ?

ЭФФЕКТИВЕН ЛИ МЕХАНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ?

Интенсивное развитие украинского рынка финансовых услуг, в том числе и такого значительного его сегмента, как страхование, определяет наиболее важные направления совершенствования законодательной базы, регламентирующей правоотношения в данной сфере.

Установление единого нормативного механизма защиты комплекса имущественных интересов как государства в целом, так и юридических и физических лиц является одной из приоритетных целей Украины на пути интеграции в Европейское сообщество. При этом правильным и наиболее эффективным из возможных, следует признать механизм обязательного страхования.

В пользу такого мнения свидетельствуют недавние изменения и дополнения, внесенные в Закон Украины «О страховании», увеличившие количество обязательных видов страхования до 33-х. В основном такое увеличение было достигнуто за счет отнесения к разряду обязательных многих разновидностей страхования ответственности юридических и физических лиц, деятельность которых может причинить вред третьим лицам со значительными имущественными потерями. Для практической же реализации таких обязательных видов страхования необходима разработка и внедрение соответствующего порядка их осуществления.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Украины «О страховании», уполномоченным органом по принятию необходимых нормативных актов является Кабинет Министров Украины, устанавливающий порядок и правила проведения обязательного страхования, форму типового договора страхования, особые условия лицензирования обязательного страхования, размеры страховых сумм и максимальные ставки страховых тарифов.

Для внедрения порядка обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов 1 июня текущего года Кабинет Министров Украины принял соответствующее Постановление под №733 (далее — Порядок).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Основой создания данного нормативного акта явился целый ряд как национальных, так и международных правовых актов. Среди них следует выделить Законы Украины «О страховании» и «О перевозке опасных грузов», Приказ Министерства транспорта Украины № 497 «Об утверждении порядка подготовки и подачи информации о грузе для его безопасной морской перевозки», Конвенции ООН «О международной перевозке опасных грузов по дорогам» 1957 года и «О гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом» 1989 года.

Не вдаваясь в подробную характеристику анализируемого документа, следует отметить следующие основные положения Порядка обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов.

Объектом страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного вреда жизни и здоровью физических лиц, окружающей природной среде, имуществу физических и юридических лиц во время перевозки опасных грузов. Общая классификация опасных грузов, при перевозке которых возникает необходимость страхования ответственности, приведена в тарифном дополнении к рассматриваемому Порядку, а также в статье 1 Закона Украины «О перевозке опасных грузов».

Другим условием обязательного приобретения страхового полиса является предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта в сфере перевозки опасных грузов: их отправления, перевозки, получения. При этом перегрузка опасного груза с одного транспортного средства на другое рассматривается, соответственно, как окончание одной перевозки и начало другой.

Обязательное страхование своей ответственности каждым из указанных субъектов перевозки опасных грузов следует не только из норм Порядка — такое требование четко выражено в положениях Закона Украины «О перевозке опасных грузов», а также в Конвенции ООН «О гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом» 1989 года.

Для упрощения определения момента окончания погрузки, начала разгрузки и, соответственно, начала и окончания перевозки, частью 4 пункта 10 Постановления на перевозчика возлагается дополнительная обязанность застраховать свою ответственность и как грузоотправителя (грузополучателя), если фактически перевозчик выполняет функции данных субъектов.

ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

На каждую перевозку опасного груза каждым из ее субъектов заключается соответствующий договор страхования ответственности, типовая форма которого указана в Дополнении №2 к Порядку проведения обязательного страхования ответственности.

По каждому из договоров страхования ответственности субъекта перевозки опасных грузов обязательство страховой компании по выплате страхового возмещения ограничено страховой суммой, которая указана в договоре и рассчитывается в необлагаемых минимумах доходов граждан в зависимости от класса и количества опасного груза. Определенная договором страховая сумма распределяется в следующем порядке: для возмещения вреда жизни и здоровью третьих лиц страховая сумма составляет 50% от ее общего размера; для возмещения вреда окружающей природной среде страховая сумма составляет 30% от ее общего размера; для возмещения вреда имуществу третьих лиц страховая сумма соответственно составляет 20% от ее общего размера.

Упростить процедуру заключения договоров страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов, особенно при периодических перевозках грузов, возможно путем заключения генерального договора страхования на определенный срок (как правило, на один год). Тогда ответственность субъекта перевозки будет автоматически застрахована, а факт страхования будет подтверждать выдаваемый страховщиком односторонний документ: страховой полис или сертификат, содержащий основные условия заключенного договора страхования.

НОВЕЛЛЫ В СИСТЕМЕ СТРАХОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Новеллой в системе страхового законодательства Украины является положение о том, что для получения страхового возмещения по договору страхования ответственности субъекта при перевозке опасных грузов необходимо представить особый перечень документов. Он обязательно должен включать решение суда о взыскании со страхователя в пользу потерпевших третьих лиц, или же документы, подтверждающие урегулирование вопроса между страхователем и потерпевшим третьим лицом с определением размера вреда, причиненного наступлением страхового случая, при участии страховой компании, без обращения в суд. Данный принцип выплаты страхового возмещения по договорам страхования ответственности соответствует общемировой практике страхования ответственности.

В то же время сразу после причинения вреда субъектом перевозки опасного груза может оказаться невозможным точно определить, виновные действия какого из субъектов явились причиной возникновения убытка. При подаче искового заявления такая неопределенность может послужить основанием для затягивания судебного разбирательства. Например, перед подачей иска к транспортной организации, первоначально следует попытаться разрешить спор в претензионном порядке. Поэтому было бы правильным, по аналогии с положением части 2 статьи 6 Конвенции ООН «О гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом» 1989 года, закрепить в Порядке проведения обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов норму о том, что если погрузочно-разгрузочные операции осуществляются при совместной деятельности нескольких субъектов перевозки опасных грузов, то такие субъекты несут солидарную ответственность за причиненный вред.

Решение о выплате и фактическая выплата страхового возмещения должны быть проведены страховой компанией в течение 10-ти дней после составления страхового акта и получения от страхователя всех необходимых документов, исключительный перечень которых содержится в пункте 10 Порядка проведения обязательного страхования.

Несмотря на наличие целого ряда нормативных требований к обязательному страхованию ответственности субъектов перевозочного процесса, предъявляемых в системе международно-правовых актов, таких как Конвенция ООН о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, Конвенция ООН «О контрактах на международные перевозки товаров по автодорогам» 1956 года, в анализируемом Порядке обязательного страхования ответственности участников перевозки опасных грузов отсутствуют нормы о согласованности с иными обязательными видами страхования, которые предусмотрены указанными конвенциями. Следовательно, данное обязательное страхование ответственности участников перевозки опасных грузов необходимо рассматривать в качестве отдельного подвида страхования, который не погашается обязательствами страховщиков по иным обязательным видам страхования ответственности.

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

В соответствии с пунктом 17 Порядка, контроль за наличием и правильностью заключения договоров страхования осуществляют соответствующие центральные органы исполнительной власти в сфере перевозки опасных грузов. Этим органом в настоящее время является Министерство транспорта Украины. В то же время рассматриваемый Порядок не раскрывает принципов и условий такого контроля, что автоматически ставит под сомнение действенность реализации механизма страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов в части его обязательности. Можно предположить, что мерами государственного принуждения в данном случае являются возможное лишение или приостановление контролирующим органом действия лицензии на предоставление транспортных услуг. В то же время против данного мнения свидетельствует указание на то, что без заключения договора страхования Госавтоинспекцией МВД просто не выдается разрешение на перевозку опасного груза автомобильным транспортом.

Отсутствие заключенного договора обязательного страхования ответственности также можно квалифицировать как нарушение правил перевозки опасных грузов. Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 133 КоАП Украины. При этом наложение административного взыскания допускается лишь на должностных лиц морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта. Должностные лица железнодорожного транспорта, нарушающие правила перевозки опасных грузов, находятся «вне сферы внимания законодателя».

***

В заключение следует отметить общую позитивную тенденцию цивилизованного развития страхового рынка Украины и формирования надлежащего уровня страховой культуры потребителей финансовых услуг. Внедрение новых видов обязательного страхования еще в большей степени позволит убедить граждан в реальности страховой защиты, поднимет степень доверия общества к страхованию.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВТОРНЫХ ВЫБОРОВ

«Интеллект-инспектор»

В прокуратуре и МВД — кадровые перестановки

Депутаты получили новый статус

Деловая практика

БОРЬБА ЗА ЧИСТОТУ КОРПОРАТИВНЫХ РЯДОВ В США

КАК СПОРИТЬ С КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

Законодательная практика

Импичмент — мера предупредительная

Таможня учит новый кодекс

Зарубежная практика

Есть такая работа — помогать людям

Справедливость восторжествовала

Новости из-за рубежа

Решение Конституционного Суда России

Европейский суд vs. России

Реформа системы правосудия Великобритании

Единая европа против терроризма

«Сотбис» и «Кристис» против монополизма

Новости профессии

Суд по делу о сбитом ТУ-154

Министр юстиции посетил Азербайджан

Нотариат латинского типа: миф или реальность?

13-летняя львовянка подала в суд на Президента

Канал «1+1» без зрителей?

Первая полоса

Перспективы адаптации

Прецеденты

ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ

ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

Судебная практика

ЛОВУШКА ДЛЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ БРАК

Тема номера

«Правда и милость да царствуютъ въ судахъ»

Искусственная проблема полномочий адвоката в процессе

Реформа адвокатуры

Частная практика

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ НАЧАЛА БОРЬБУ С СУДЕБНЫМИ ПРОВОЛОЧКАМИ

ЭФФЕКТИВЕН ЛИ МЕХАНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ?

Юридический форум

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И АКТУАЛЬНО

ЗАПРЕТНЫЙ НАПИТОК СЛАДОК

Інші новини

PRAVO.UA