Злоупотребление горячительными напитками так же старо, как и безуспешные попытки с ним бороться. «Сухие законы» действовали во многих странах, а кое-где действуют до сих пор. Тем не менее трудно утверждать, что «сухие законы» имели больше положительных, чем отрицательных последствий. Обычно их действие выражалось в ухудшении криминогенной обстановки и расцвете черного рынка. К примеру, в Америке 28 октября 1919 года Сенат принял «сухой закон» вопреки вето президента Вудро Вильсона. С 16 января 1920 года в США начала действовать 18-я поправка к Конституции, в тексте которой значилось: «…после ратификации настоящей статьи в Соединенных Штатах и на всех подвластных им территориях запрещается производство, продажа или перевозка, а также ввоз или вывоз опьяняющих напитков для потребления».
Американский «сухой закон» привел к буйному расцвету мафии. По данным ФБР того времени, тайное производство в 8 раз превышало выработку спирта в технических целях Соединенные Штаты упорно боролись за трезвость, $12 млн. было потрачено на борьбу с нарушителями и контрабандистами. Закон продержался 13 лет, после чего действие 18-й поправки отменила 21-ая. Однако на протяжении 50 лет, до 2001 года, в Америке продолжал действовать неофициальный «полусухой» закон, когда реклама спиртных напитков не была регламентирована никакими законодательными актами. В 2001 году компания NBC наконец-то рискнула вернуть в эфир рекламу спиртного.
Гораздо более стойким оказалось шведское законодательство. «Сухой» закон существовал в Швеции еще в 1865 году. На сегодняшний день там еще действует система Братта, согласно которой были введены существенные ограничения на покупку спиртного — возрастные и количественные.
В Норвегии «сухой закон» существовал всего лишь пару лет, и тем не менее, на сегодняшний день потребление спиртных напитков здесь – одно из самых низких в Европе.
В 70-х годах Египет, Иран и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) ввели запрет на употребление спиртных напитков, а в нескольких штатах Индии вообще полностью запрещено их производство, продажа, импорт и экспорт. За нарушение «сухого закона» в этих странах иностранцам грозит либо большой штраф, либо тюремное заключение сроком до 2,5 лет. Для «своих» же предусмотрены более суровые наказания. В мусульманских странах религия обязывает воздерживаться от спиртного, что неизбежно приводит к росту наркомании.
«Сухой закон» в России заслуживает особого внимания. Принимали его несколько раз. Впервые ему предшествовали трехлетние дебаты в Государственной Думе, и как раз к началу Первой мировой войны 1914 года Николай ІІ ввел запрет на продажу алкоголя. Результаты были поразительные — всеобщая трезвость и сокращение количества преступлений. Народ поддержал идею трезвости. В законопроекте крестьянских депутатов «Об утверждении на вечные времена трезвости в России» было записано: «Сказка о трезвости — этом преддверии земного рая — стала на Руси правдой». Эта правда ничем хорошим не закончилась и привела к революции. Народ протрезвел.
Большевики, придя к власти, продолжали одинаково рьяно бороться с алкоголизмом и венерическими заболеваниями. Вначале были уничтожены ценнейшие вина из погребов Зимнего дворца, общей стоимостью $5 млн., а потом и частные винные погреба. Была даже предусмотрена уголовная ответственность за появление в общественных местах в нетрезвом виде, а армейским комиссарам в аналогичном случае грозил расстрел.
В 1985 году Михаилу Горбачеву пришла в голову гениальная мысль – искоренить пагубную народную привычку, покончив с виноградниками. И в СССР вновь был принят «сухой закон». В Крыму и на Кавказе было вырублено больше 240 тыс. гектаров виноградников. Производство и продажа спиртного сократились до минимума. Стали культивироваться безалкогольные свадьбы. В народе бытовало мнение, что этот закон был придуман Лигачевым, и имел вполне определенную цель – настроить против Горбачева как можно больше людей. Народ, естественно, реагировал. Появлялись характерные анекдоты. Очереди за водкой были названы «петлей Горбачева», и поговаривали, что надо бы учредить еще две медали: медаль «За мужество» – для тех, кто не пьет, и медаль «За храбрость» – для тех, кто пьет. В конечном итоге СССР развалился, надо полагать, не без помощи сильно протрезвевших бывших пролетариев.
В настоящее время в России нет «сухого закона», однако с 1 октября 2001 года была существенно ужесточена государственная монополия на производство и оборот алкогольной продукции. Плюс к этому Минздравом России совместно с Федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект Концепции государственной политики по проблемам алкоголя в Российской Федерации на период до 2005 года, где основной целью определяется противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией, уменьшение негативных последствий злоупотребления алкоголем и пропаганда здорового образа жизни.
Невозможно обойти вниманием и Финляндию. Здесь «сухой закон» был упразднен еще в 1932 году. Правда, после этого государственная алкогольная политика все равно была жесткой и ограничивающей, и только в 1995 году, в связи с вступлением в ЕС, алкогольное законодательство было изменено. Тотальную государственную монополию с 1999 года сократили до монополии розничной торговли.
На Украине имеется свой «полусухой» закон. Статья 21 Закона Украины «О рекламе» существенно ограничивает рекламу алкогольных напитков. Согласно этой статье, реклама алкоголя «запрещена на телевидении и радио», но с определенными оговорками может появляться в печатных изданиях. Здоровый интерес вызывают также положения статьи, запрещающие привлечение для рекламы алкоголя фотомоделей моложе 25 лет и ее размещение ближе чем за 200 метров от образовательных учреждений, где обучаются дети до 18 лет. Кстати, российский закон «О рекламе» тоже включает статью, сходную по содержанию.
Естественно, контроль за потреблением алкоголя необходим в интересах любого здорового общества. Тем не менее листая страницы истории и выискивая причинно-следственные связи, хочется верить, что наша страна не перестарается с антиалкогольной кампанией.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…