В эти жаркие-жаркие дни, когда о работе почти не думается и отпуск кажется наиболее оптимальным видом занятия, кто-то все-таки способен на скромные трудовые свершения. Речь идет о народных депутатах. Закончив делить кресла в комитетах Верховного Совета, народные избранники почти незаметно для всех приняли Таможенный кодекс. «Добро» новому Кодексу дали более 280 депутатов. «Против» проголосовало всего трое.
По словам выступающего на заседании парламента народного депутата Станислава Гуренко, Таможенный кодекс разрабатывался более 4 лет. «По данным Института законодательства, сегодня таможенное дело регулируется на Украине 2500 законами и иными подзаконными актами, поэтому проект Таможенного кодекса является первой попыткой кодификации этого правового материала», — подчеркнул г-н Гуренко. Он также пообещал депутатам, что в случае принятия Таможенного кодекса у народных избранников будет возможность усовершенствовать этот документ, поскольку сам Кодекс вступит в силу только в 2003 году.
ПРЕЗИДЕНТ ПРЕДЛОЖИЛ — ПАРЛАМЕНТ ОДОБРИЛ
Напомним, что Таможенный кодекс был принят Верховным Советом еще 20 декабря прошлого года. Однако тогда Президент Украины Леонид Кучма наложил на него вето и возвратил в парламент со своими замечаниями и предложениями для повторного рассмотрения документа.
Парламентарии к голосу главы государства, судя по всему, прислушались. Докладчик по проекту Таможенного кодекса заместитель государственного секретаря Министерства юстиции Александр Панесюк 11 июля в Верховном Совете заявил, что Президентом с учетом экономических, правовых, социально-политических аспектов данного документа было внесено сорок семь предложений. После рассмотрения проекта Таможенного кодекса в комитете количество депутатских замечаний возросло до ста. По заверениям г-на Панесюка, «ни одно замечание, ни одно предложение Президента не было отклонено комитетом».
ЧТО ЖЕ КОДЕКС?
Новый Таможенный кодекс определяет основы организации и осуществления таможенного дела на Украине, всесторонне регулирует экономические, организационные, правовые, кадровые и социальные аспекты деятельности таможенной системы Украины.
Новый Кодекс значительно потолстел. При этом ему удалось набрать в весе не за счет «правовой воды», а за счет новых и весьма неплохих положений. Взять хотя бы определения, данные новым понятиям, которые употребляются в таможенном законодательстве: платежные документы, интеллектуальная собственность, экспресс-перевозчик, зона упрощенного таможенного контроля, контрафактные товары, таможенные документы и др. Для правильного понимания положений Таможенного кодекса их следует знать досконально.
Порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств, таможенное регулирование, связанное с установлением и взысканием таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и оформления, борьба с контрабандой и нарушениями требований ТК, направленные на реализацию таможенной политики Украины, составляют, согласно Кодексу, таможенное дело.
НЕ ЗНАЕШЬ — СПРОСИ!
А теперь о том, что может коснуться многих юристов. Для этого заглянем в 4 главу ТК «Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела». Дело в том, что, согласно статье 30 нового ТК, таможенные органы «обязаны информировать заинтересованных лиц о таможенных правилах, нормах и условиях перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины». Опять-таки, согласно Кодексу, информация о нормативно-правовых актах по вопросам таможенного дела (название акта, его основные положения, информация об опубликовании) «безвозмездно предоставляется таможенными органами заинтересованным лицам по их запросам». А краткие справки относительно основных положений законодательства Украины по вопросам таможенного дела размещаются для общего ознакомления по месту нахождения таможенных органов.
Это с одной стороны — бесплатной. А с другой стороны, таможенные органы, специализированные таможенные учреждения и организации «могут предоставлять заинтересованным лицам, в том числе на платной основе, консультации по вопросам таможенного дела, а также тексты опубликованных нормативно-правовых актов по указанным вопросам». Получается, что одну и ту же информацию можно будет получить как платно, так и бесплатно. Такое положение дел позволит таможенным органам весьма неохотно предоставлять консультации на бесплатной основе, вплоть до бойкота «дармовых» запросов.
Эту запутанную ситуацию должен прояснить Кабинет Министров, которому дано право установить виды консультаций, в том числе платных, которые могут предоставляться таможенными органами, а также размеры платы за их предоставление. Порядок предоставления текстов нормативно-правовых актов и консультаций по вопросам таможенного дела должен определяться законодательством и Таможенным кодексом.
Самое интересное то, что, согласно статье 33 ТК, «за недостоверность предоставленной информации по вопросам таможенного дела должностные лица таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и организаций несут ответственность, предусмотренную законом». Скажем прямо: статья голословная и не подкреплена сегодня ни одной санкцией ни Уголовного кодекса, ни КоАП, ни КЗоТ, ни иными актами законодательства. Очевидно, что в перспективе эта статья так и останется нереализованной.
ВРЕМЯ — ДЕНЬГИ
Многие знают, как важен вопрос действия законодательства во времени. На практике нередко происходят ситуации, когда внешнеэкономические операции начинают осуществляться согласно одним таможенным условиям. Но иногда «в процессе» законодательство меняется, и начинаются проблемы на таможне.
Статья 10 нового ТК пытается разрешить данную проблему. Согласно первой части данной статьи, при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины, применяются исключительно нормативно-правовые акты, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом Украины. А в случаях, если действующим законодательством предусмотрена возможность проведения таможенных процедур без представления декларации, применяется законодательство, действующее на день осуществления таких процедур.
Законы, смягчающие или отменяющие ответственность за нарушение таможенных правил и прочие правонарушения, предусмотренные этим Кодексом, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения, содеянные до принятия этих законов. А законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за такие правонарушения, обратной силы не имеют. Правда, в Кодексе не хватает одного важного положения: в равной ли мере применимо вышеуказанное правило к физическим и к юридическим лицам? Не секрет, что юридическим лицам-правонарушителям в нашем государстве не дают никаких поблажек и скидок, они претерпевают любые «денежные прихоти» государства. В связи с этим необходимо, чтобы данный вопрос был решен законодательно, а не отдавался бы на откуп «правоприменителям».
Кроме того, производство по делам о нарушении таможенных правил и прочих правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.
БЕСПРАВНАЯ ТАМОЖНЯ
До самого дня голосования не утихали споры по поводу статуса таможенных органов и целесообразности предоставления им оперативно-розыскных полномочий. С принятием Таможенного кодекса мы можем сказать, что этот вопрос решен не в пользу таможенников. Им не предоставлен статус правоохранительных органов, которых в нашей стране и так достаточно много.
В проекте Таможенного кодекса до самого последнего времени присутствовали статьи, регулирующие оперативно-розыскную деятельность (ОРД) таможенных органов. Под такой деятельностью понималась система гласных и негласных мероприятий с применением оперативных и оперативно-технических средств с целью обнаружения, предупреждения и раскрытия контрабанды, взятия под контроль лиц, причастных к их совершению, а также с целью обеспечения безопасности таможенных органов Украины и их работников. Для проведения ОРД Таможенная служба ходатайствовала о создании двух органов: Управления организации борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил и Управления собственной безопасности и контроля Таможенной службы Украины, а также их подразделений на местах. Председатель таможенного комитета Николай Каленский еще в прошлом году просил предоставить своему ведомству права, предусмотренные многими пунктами части 1 статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».
К его голосу не прислушались. Из ТК изъято понятие контрабанды, таможенные органы не смогут осуществлять негласный контроль за перемещением товаров (эта функция возложена на иные правоохранительные органы). Должностные лица таможенных органов были лишены права «опрашивать» привлекаемых к ответственности, а также свидетелей, иных лиц. Интересно, что в проекте ТК употреблялся термин «опрашивать», поскольку прямо назвать процессуальное действие допросом как-то не осмеливались, хотя основания к этому были все (протокол «опрашивания», повестки, предупреждение об ответственности перед опросом и т.п.).
Не предоставив таможенным органам новых властных прав, парламентарии, тем не менее, оставили таможенникам те права, которые закреплены в еще действующем Таможенном кодексе: право истребовать документы, необходимые для рассмотрения дела, изымать товары, транспортные средства и документы, проводить таможенный осмотр и пр.
Одним словом, нового правоохранительного органа на Украине не появилось. Возможно, это несколько затруднит работу таможенных органов, однако не допустит концентрации власти в руках одного органа и не будет дополнительно стеснять деятельность предпринимательского сектора.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ПРИНЦИП РАБОТЫ
Видимо в связи с тем, что полномочий таможенникам не дали, депутаты исключили из нового Таможенного кодекса раздел XXII «Ответственность таможенных органов, специализированных таможенных учреждений, организаций и их должностных лиц, порядок обжалования их решений, действий или бездействия». А жаль, потому что в ТК были закреплены очень прогрессивные нормы. Например, статья 481: «Убытки, причиненные неправомерными действиями таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и их должностных лиц во время осуществления ими своих служебных обязанностей, возмещаются на общих основаниях согласно закону». Этой же главой каждому юридическому и физическому лицу предоставлялось право на обжалование решений, действий или бездеятельности таможенных органов, организаций, их должностных лиц.
Из нового Таможенного кодекса также исключили раздел XI, регулирующий уплату пошлины с товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины и Таможенный тариф Украины. Согласно предложениям Президента Украины, эти отношения должны регулироваться Законами Украины «О Едином таможенном тарифе», «О Таможенном тарифе Украины». Исключена также глава 54 — «Тарифные льготы (тарифные преференции)».
КСТАТИ
Согласно предложению Президента Украины, новый Таможенный кодекс должен вступить в силу с 1 января 2003 года. Со вступлением в действие этого Кодекса утратят силу Законы Украины «О таможенном деле на Украине», «Об освобождении от обложения пошлиной предметов, которые вывозятся (пересылаются) гражданами за таможенную границу Украины», старый Таможенный кодекс, а также некоторые другие нормативніе акты.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…