Практически любое решение контролирующего органа, ущемляющего права налогоплательщика, можно обжаловать в рамках процедуры апелляционного согласования в соответствии с Законом «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон). Процедура апелляционного согласования налоговых обязательств регулирует порядок рассмотрения жалоб на действия налоговых и таможенных органов, учреждений Пенсионного фонда и Фонда Социального страхования, которые отнесены Законом к контролирующим органам.
НА ЧТО ЖАЛУЕМСЯ?
Перечень актов налоговых органов, которые могут быть обжалованы, приведен в Положении «О порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы» в редакции приказа ГНАУ от 20 марта 2001 года №82. Налогоплательщик может обжаловать в рамках процедуры апелляционного согласования:
— постановления о наложении административных взысканий;
— налоговые уведомления о суммах налоговых обязательств;
— решения по определению сумм налоговых обязательств, по согласованию операций с заложенными активами налогоплательщика, по согласованию плана реорганизации, по продаже активов налогоплательщиков, находящихся в налоговом залоге; решения о применении штрафных санкций, об аресте активов налогоплательщика, о возложении ответственности по погашению окончательного долга налогоплательщика на третье лицо, о досрочном расторжении договора о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств по инициативе органа государственной налоговой службы.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ СОГЛАСОВАНИЕ И ЕГО «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЧАСТЬ»
В соответствии с содержанием нормы пункта 5.2 статьи 5 Закона, к апелляционному согласованию налогового обязательства законодатель относит:
1) административное обжалование (п.п.5.2.2. статьи 5);
2) судебное обжалование (п.п. 5.2.5. статьи 5).
Право на административное обжалование возникает в следующих случаях: если контролирующий орган, по мнению налогоплательщика, неправильно определил сумму налогового обязательства либо принял решение, которое противоречит законодательству или выходит за пределы его компетенции.
Налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре решения, которую необходимо представить в течение 10-дневного срока со дня, следующего за днем получения налогового уведомления либо решения, которое обжалуется. Получив жалобу, контролирующий орган обязан в течение 20-ти дней со дня ее получения принять мотивированное решение и направить ее налогоплательщику заказным письмом либо вручить под расписку. Если жалоба налогоплательщика удовлетворена частично либо не удовлетворена вообще, налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10-ти дней с повторной жалобой в вышестоящий орган. Если и вышестоящий орган не удовлетворяет жалобу налогоплательщика или удовлетворяет частично, то он имеет право с соблюдением 10-дневного срока обратиться с жалобой в центральный контролирующий орган высшего уровня. Решение центрального контролирующего органа, принятое по жалобе, не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
День окончания процедуры административного обжалования, так же, как и день, когда судом (хозяйственным судом) возбуждено производство по иску налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа, считается днем согласования налогового обязательства.
ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СУДЕ
Хотелось бы отметить, что у ряда налогоплательщиков сформировалось мнение о том, что апелляционное согласование ограничивается лишь только направлением апелляций в органы ГНС различного уровня, а обжалование в судебном порядке лежит вне пределов апелляционного согласования. Вместе с тем, из содержания приведенных норм Закона следует, что обращение в суд также относится к процессу апелляционного согласования. При этом следует обратить внимание на возможность возникновения ситуации, при которой еще в период рассмотрения спора судом органы налоговой службы, реализуя свое право, попытаются обратить взыскание на активы налогоплательщика в счет погашения оспариваемой суммы. Во избежание такой ситуации, при подаче искового заявления в суд истец может заявить ходатайство об обеспечении иска путем приостановления исполнения решения ГНИ и наложения запрета на издание и направление плательщику налоговых уведомлений и налоговых требований до рассмотрения дела по существу.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…