Правовой режим хозяйственных обществ, в уставных фондах которых содержится государственная доля, отличается от обычного режима хозяйственных обществ. Это обусловлено необходимостью защиты государственных имущественных интересов, выраженных в наличии корпоративных прав.
В Основных концептуальных подходах к повышению эффективности управления корпоративными правами государства, утвержденных постановлением правительства еще в 2004 году, содержится указание о необходимости разработки и утверждения соответствующего положения, в котором должна была быть предусмотрена прозрачная процедура принятия решений по распоряжению активами хозяйственных обществ, в уставных фондах которых государственная доля составляет более 50 %. Руководствуясь этим положением, Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) разработал Положение о порядке осуществления контроля за распоряжением активами, принадлежащими хозяйственным обществам (Положение), которое и было утверждено приказом ФГИУ.
Законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере хозяйствования, включает Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, законы Украины «О хозяйственных обществах», «О собственности», «О государственной программе приватизации», постановление Кабинета Министров Украины «Об управлении корпоративными правами государства». Положение разработано в соответствии с нормами этих актов. Согласно Положению, отменяется приказ ФГИУ «Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за распоряжением имущества хозяйственных обществ» 2004 года.
Положение распространяется на хозяйственные общества, в уставных фондах которых государственная доля составляет более 50 % (общества). В этих обществах функции управления корпоративными правами государства осуществляет ФГИУ или другой орган исполнительной власти, исполняющий функции по управлению данными правами на основании генерального соглашения с ФГИУ.
Интересы государства требуют, чтобы любые действия по распоряжению активами обществ осуществлялись с ведома и по разрешению органов исполнительной власти.
Ответственный представитель и его полномочия
Положение предусматривает, что решение о согласии на распоряжение имуществом принимается ответственным представителем или уполномоченным лицом. Однако статус ответственного представителя в Положении не раскрывается. Он регулируется другими нормативными актами.
Согласно постановлению КМУ «Об управлении корпоративными правами государства», непосредственное управление соответствующими правами в обществе осуществляет ответственный представитель, назначающийся из числа членов наблюдательного совета общества органом исполнительной власти, исполняющим функции по управлению корпоративными правами государства. Ответственный представитель должен иметь высшее образование и соответствующую квалификацию в сфере корпоративного управления. Одному и тому же лицу запрещается исполнять данные функции более чем в 3-х хозяйственных обществах.
Как согласовать распоряжение имущества?
Согласно Положению, при реализации имущества обществ существуют некоторые особенности. Реализация имущества может осуществляться на конкурентных основаниях путем продажи на биржах, аукционах или по конкурсу. Для такой реализации обществом должны подаваться ответственному представителю или уполномоченному лицу письмо-обращение, содержащее технико-экономическое обоснование целесообразности реализации имущества, а также документы, подтверждающие проведение инвентаризации, независимой оценки имущества и его техническое состояние. Кроме этого, подается копия документа, подтверждающего право собственности на реализуемое недвижимое имущество; протокол заседания исполнительного органа и наблюдательного совета общества относительно рассмотрения вопросов, затронутых в обращении общества; информация исполнительного органа общества об отсутствии ограничений относительно распоряжения имуществом; финансовая отчетность по состоянию на последнюю отчетную дату; информация о стоимости имущества, подлежащего обмену согласно данным бухучета; акт об инвентаризации подлежащего реализации имущества.
Имущество общества может также быть предметом договора мены и безвозмездной передачи.
Для проведения мены общество должно подать ответственному представителю, кроме указанных выше документов, согласие второй стороны на проведение мены; протокол исполнительного органа и наблюдательного совета относительно мены. Также, в случае необходимости, следует подать рецензию отчета об оценке имущества. После подачи документов ответственный представитель принимает решение о согласии на распоряжение имуществом.
Следует отметить, что Положение не предусматривает срока принятия решения ответственным представителем. Иными словами, принятие решения может затягиваться на неопределенное время. Такая норма Положения создает предпосылки для блокирования ответственными представителями (которых назначает ФГИУ) попыток распоряжения обществами своим имуществом. Данную недоработку следовало бы устранить, прежде чем утверждать Положение.
В месячный срок после принятия решения ответственным представителем исполнительный орган общества оформляет договор мены и акт приема-передачи имущества.
Теперь рассмотрим случай бесплатной передачи имущества общества.
Закрепленной в Положении формой безвозмездной передачи имущества является предоставление благотворительной помощи. После подачи соответствующих документов ответственный представитель, как и в предыдущем рассмотренном случае отчуждения имущества, принимает решение, вслед за чем в месячный срок исполнительный орган общества оформляет сделки и акты приема-передачи имущества. Отметим, что в данном случае одним из документов, который должен быть подан ответственному представителю, является перечень имущества, передаваемого безвозмездно, с указанием года строительства или выпуска, местонахождения, сжатой характеристики, инвентарного номера, первичной и балансовой стоимости. Данная норма позволяет проконтролировать передачу именно того имущества, которое было согласовано с ответственным представителем.
Опять же, как и в предыдущем случае отчуждения имущества, не ограничен срок принятия ответственным представителем решения. А благотворительную помощь иногда необходимо предоставить в сжатые сроки. Так что принятие или непринятие в разумный срок решения о согласии на отчуждение имущества зависит от личности ответственного представителя.
О «размножении» обществ
Если имущество общества передается в уставный фонд юридического лица, взамен государство получает корпоративные права в новосозданном субъекте хозяйствования. В учредительных документах юридического лица, в уставный фонд которого передано имущество общества, должно быть предусмотрено, что размер корпоративных прав государства составляет более 50 %. Фактически появляется еще одно общество, правовой режим распоряжения имуществом которого предусмотрен Положением.
В решении о передаче имущества в уставный фонд юридического лица могут быть предусмотрены дополнительные условия распоряжения таким имуществом.
Важно отметить, что при такой передаче необходимым для подачи ответственному представителю документом является бизнес-план, который должен содержать технико-экономическое обоснование цели и целесообразности создания другого юридического лица и расчет прогнозируемого экономического эффекта от такого создания. В некоторых случаях (если общество, имущество которого передается, является монополистом или имеет стратегическое значение для экономики и безопасности Украины) на создание нового общества необходимо разрешение КМУ. Непонятно, почему в случае, если общество является монополистом, не предусмотрено необходимости получения согласия Антимонопольного комитета Украины, ведь отчуждение имущества монополиста может повлечь изменение ситуации на определенных рынках.
Подводя итоги, отметим, что Положение, безусловно, будет защищать интересы государства, поскольку устанавливает четко определенный перечень случаев отчуждения имущества обществ. Однако если учитывать, что Положение, как уже было отмечено, разрабатывалось во исполнение Основных концептуальных подходов к повышению эффективности управления корпоративными правами государства, предусматривающих необходимость введения прозрачной процедуры принятия решений по распоряжению активами, то своей цели ФГИУ не достиг. Предусмотренная Положением процедура принятия решений является несовершенной, так как не ограничивает сроки принятия такого решения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…