Взгляд на авиатрагедию изнутри... — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (430) » Взгляд на авиатрагедию изнутри…

Взгляд на авиатрагедию изнутри…

Решение Военной коллегии Верховного Суда Украины по делу о Скниловской трагедии вызвало массу дискуссий в обществе. Некоторые утверждали, что оно не объективно. Другие, наоборот, поддерживали позицию суда.

Впрочем, понятие «объективная истина» — оценочное, и его определение лежит, скорее, в плоскости философии. Редакция же «ЮП» стремится к разностороннему освещению событий и проблемных вопросов. Руководствуясь именно такими мотивами, мы решили обратиться к судье Военной коллегии ВСУ, судье-докладчику по делу о Скниловской трагедии Владимиру БОНДАРЕВУ с просьбой прокомментировать некоторые обстоятельства этого дела. В свою очередь г-н Бондарев, прежде чем отвечать на наши вопросы, отметил, что с гуманистической точки зрения он понимает всю трагичность происшедшего. В рамках судебного процесса он и его коллеги не имели возможности высказать это, поэтому, пользуясь представившимся случаем, г-н Бондарев от себя и от лица своих коллег выражает соболезнования потерпевшим.

Вам наверняка известно, что решение ВСУ по данному делу породило множество дискуссий и вызвало немало критики. Какие из замечаний заслуживают внимания, а какие абсолютно необоснованны?

— Некоторые из числа комментировавших судебный процесс по делу о трагедии в Скнилове, по-моему, необъективно излагали общественности причины катастрофы, а иногда даже частично дезинформировали ее. Многие факты по делу вырывались из контекста и преподносились однобоко, с упором на эмоции и страдания потерпевших. Мне как судье-докладчику особенно хочется внести ясность в это дело. В то же время я ни в коем случае не хочу подвергать критике решение ВСУ. Оно принято и обжалованию не подлежит, поэтому не хотелось бы обсуждать его законность — это в корне неверно. Я хочу объяснить законные причины принятия именно такого решения.

К примеру, несправедливым признавалось выделение в отдельное производство дела относительно четырех организаторов авиашоу, а также звучали упреки в том, что относительно этих лиц до сих пор ведется следствие. Хотелось бы отметить, что судьи не могут вмешиваться в следствие и как-либо влиять на сроки его проведения. Я также считаю, что решение о выделении материалов дела является абсолютно обоснованным. Насколько мне известно, то на данный момент следствие находится в окончательной стадии и по его итогам скоро будет принято законное решение. Мне понятно, почему потерпевшие хотят, чтобы за случившееся ответили абсолютно все причастные к этому лица, и могу всех уверить в том, что если эти лица причастны к трагедии в Скнилове, то органы следствия сделают соответствующие выводы. Что касается сроков проведения следствия, то исходя из моего опыта — это еще не самый длительный, с учетом масштабов этого дела, огромного количества разнообразных технических экспертиз и многих других факторов. Следователи — юристы, и техническими знаниями они не обладают. Выяснение различных фактов и обстоятельств зависит не от них, а от тех специалистов и экспертов, которые обязаны устанавливать их в этом деле. Сейчас главное не быстрее закончить следствие, а тщательно проанализировать все причины и условия, предшествующие данному авиационному происшествию.

Потерпевшие и их представители в суде были недовольны теми суммами, которые присудил им суд в качестве компенсации за нанесенный моральный ущерб. Чем руководствовалась Военная коллегия ВСУ, соглашаясь с решением Военного апелляционного суда Центрального региона в этой части?

— Действительно, было очень много разговоров относительно того, что пострадавшим несправедливо присуждены суммы компенсации, что суд не учел опыт европейских стран, но я могу со всей ответственностью сказать, что суд максимально объективно подошел к решению этого вопроса, с учетом требований Гражданского кодекса Украины, а также с учетом характера и объема физических и психических страданий, продолжительности неимущественного ущерба, а также с учетом вынужденных изменений в жизни потерпевших. При этом суд, определяя указанные суммы, исходил из судебной практики по данному вопросу, существующей в нашем государстве. Следует также помнить, что судья при вынесении решения должен руководствоваться рациональными принципами и оценивать объективную ситуацию и реальные возможности исполнения его решения. Практика выплат возмещения морального ущерба развивается не только на основании желаний потерпевших, а скорее исходя из экономических показателей государства. Напомним, что каждой семье за каждого погибшего было выплачено 100 000 грн. Много это или мало, сложно сказать, ведь горе невозможно измерить деньгами. Хотя я как гражданин тоже хочу, чтобы государство имело возможность выплачивать в таких ситуациях большие суммы, тогда бы и судебная практика развивалась иначе.

Потерпевшие заявляли о том, что им до сих пор не выплачена компенсация морального ущерба. Чем это объясняется?

— До принятия решения по делу Военной коллегией ВСУ решение Военного апелляционного суда Центрального региона еще не вступило в законную силу, поэтому никакие выплаты и не производились. Потерпевшие больше прислушивались к непрофессиональным комментариям, вследствие чего заблуждались относительно истинных причин, по которым они все еще не получили полагающиеся им компенсации.

Военная коллегия ВСУ приняла решение существенно уменьшить суммы взыскания с осужденных за нанесенный ими материальный ущерб, и многими это было расценено как «поблажка» осужденным. Объясните, пожалуйста, и эту часть решения суда.

— Принимая такое решение, мы руководствовались не чувством жалости и сострадания, а нормативными актами, действовавшими на момент, когда произошло указанное прошествие, а также постановлением Пленума ВСУ, где указано, что в случае если взыскание возмещения за нанесенный вред в полном объеме невозможно или приведет к тяжелому материальному положению ответчика, то суд может уменьшить размер возмещения. Более того, Военная коллегия ВСУ считает, что в данной конкретной ситуации летчики не должны за преступление, совершенное по неосторожности, нести полную материальную ответственность, и поэтому сумма возмещения была существенно уменьшена. Мотивом такого решения стало глубокое убеждение судей Военной коллегии в том, что в подобных делах, где речь идет о возмещении нанесенного материального вреда во время исполнения служебного задания, следует очень тщательно изучать материалы дела и устанавливать виновному такой размер компенсации, который бы соответствовал его незаконному деянию. Именно поэтому законодатель и предоставил суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об установлении тех или иных сумм компенсаций за нанесенный материальный и моральный вред. В любом случае присужденные к взысканию суммы должны быть реальными. Военный апелляционный суд Центрального региона не учел этот фактор. Поскольку решение должно быть справедливым и объективным, то в этой части мы исправили ошибку суда нижестоящей инстанции.

В связи с чем суд не решил вопрос о лишении осужденных воинских званий?

— Как уже указывалось, эти лица были осуждены за преступление, совершенное по неосторожности. В свою очередь суд, в соответствии со статьей 54 Уголовного кодекса Украины, может только в случае тяжких преступлений рассматривать вопрос о лишении воинских званий. Кроме того, это дополнительное наказание, которое может и не применяться судом по отношению к виновному в совершении преступления.

В ходе судебного заседания Военной коллегии ВСУ многие могли убедиться в том, что материалы дела содержат очень много специфической информации, связанной с функционированием Вооруженных Сил Украины. Вообще, большинство дел, рассматриваемых военными судами, также требуют глубоких познаний в военном деле. В свете этого как вы оцениваете целесообразность ликвидации военных судов?

— Дело о Скниловской трагедии еще раз показывает, что хорошо организованная структура военных судов должна существовать. Дела, подсудные военным судам, очень непростые, и гражданские судьи не до конца представляют себе все их тонкости. Кроме того, заблуждением является также то, что ликвидация военных судов ничего не будет стоить государству. Обеспечение социальных гарантий судьям и работникам судов в связи с их увольнением, создание в районных судах секретных частей, что повлечет увеличение штатной численности работников аппарата судов, создание библиотек нормативно-правовых актов потребуют значительных дополнительных бюджетных ассигнований, что не учитывается сторонниками ликвидации системы военных судов. Таким образом, все разговоры о ликвидации системы военных судов в структуре судов общей юрисдикции теряют смысл, когда приходится решать подобные специфические дела.

(Беседовала Марианна БОНДАРЕНКО, «Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Парламент не находит места прокуратуре

Деловая практика

Имущество государства под контролем?

Законодательная практика

Принимать решения — одному

Неделя права

Эх раз, еще... сколько раз?

АМКУ: позади — еще один год

Кто удержится «на бруньках»?

Дело НЗФ все еще живет

Сможет ли защитить права человека новый орган ООН?

Праздник

День юридической практики

Реестр событий

Судьба проекта УПК зависит от СЕ

ВНСА избрала председателя

Оплата труда: 1+3 1+1

Репортаж

Практический опыт: день за днем

О секретах будущей профессии — студентам

Жаль, что День «ЮП» только раз в году

Судебная практика

Взгляд на авиатрагедию изнутри...

Конституционное право на образование

Судебные решения

О назначении ежемесячного пособия на ребенка

Статус судьи — это гарантия на охрану его законных прав

О надлежащем исполнении кредитных обязательств

Тема номера

«Детская» проблема рынка недвижимости

«2-е дыхание» ипотечных механизмов?

Частная практика

Берем курс на развитие!

Юридический форум

Юристы «шарились» на LEGAL STRIKE

Юрисконсульт

Акционер банкрота видит, да суд неймет

Право на участие в хозобществе

Третейский суд и процедура банкротства

Інші новини

PRAVO.UA