Единая система следственных органов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (367) » Единая система следственных органов

Единая система следственных органов

Вопрос реформирования системы, вернее, органов, осуществляющих досудебное следствие, не новый. Требование создать систему органов досудебного следствия было заложено в Конституции Украины. Так, пункт 9 Переходных положений Конституции гласит: «Прокуратура продолжает выполнять согласно действующим законам функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия — до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование». Несмотря на то что в Конституции речь идет только о «системе досудебного следствия», по мнению некоторых, Основной Закон подразумевает единую систему, а не «систему» разрозненных органов.

Так или иначе, но практически все признают, что реформирование необходимо. Ведь в настоящее время досудебное следствие осуществляют подразделения Министерства внутренних дел Украины, прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины и налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины. Такое распыление следствия имеет целый ряд недостатков. И первый из них — всем известная и практически нескрываемая возможность влияния на объективность досудебного следствия. Это происходит прежде всего потому, что следователи подчиняются не только начальникам подразделений, но и начальникам органов, в состав которых входят следственные подразделения. Кроме того, помимо следственных в состав этих органов входят оперативные и другие подразделения, сотрудники которых непосредственно контактируют друг с другом.

И, несмотря на то что Уголовно-процессуальный кодекс гарантирует следователю процессуальную независимость, эта норма в основном остается формальной. По-настоящему обеспечить независимость и объективность следствия можно только путем выделения следственных подразделений в отдельную независимую систему.

О системе досудебного следствия

Вероятно, это должен быть центральный орган исполнительной власти — департамент или комитет — как, например, Департамент по вопросам исполнения наказаний. В состав этого органа должны войти все следственные подразделения МВД, прокуратуры, СБУ и налоговой. Необходимость создания такого органа была задекларирована парламентом еще в 1992 году при утверждении Концепции судебно-правовой реформы. Независимость нового органа гарантировалась бы выведением следствия из-под контроля МВД, СБУ, ГНАУ и прокуратуры, а эффективность обеспечивалась концентрацией следственных кад­ров, материально-технических средств и специализацией. Безусловно, деятельность нового органа, следователей надлежащим образом контролировалась бы законодательно определенными средствами парламентом, Президентом, прокуратурой и судом. Но в данном случае такой контроль и надзор был бы в рамках закона.

В этом году в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект «О системе органов досудебного следствия». Законопроект не предусматривал выделения следственных подразделений из состава органов, где они в настоящее время пребывают. Фактически суть законопроекта свелась к законодательному определению термина «система досудебного следствия» и закреплению статуса следователя.

По мнению авторов законопроекта, создание единой системы повлечет большие финансовые затраты, в то время как сосредоточение следственных подразделений в структуре нескольких правоохранительных органов соответствует национальным процессуальным традициям и «проверено временем».

Среди положительных моментов законо­проекта — попытка вывести сотрудников следственных подразделений из подчинения начальников органов, за которыми предполагалось оставить только функцию организации взаимодействия между следователями и сотрудниками оперативных и других служб. Согласно законопроекту, руководство следователями осуществляется только по вертикали — руководителями вышестоящих следственных подразделений.

Понятно, что такими косметическими изменениями существующие проблемы следствия не решить. Несоответствие положений законопроекта концепции реформирования органов досудебного следствия было отмечено как Главным научно-экспертным управлением парламента, так и профильным комитетом.

Почему система не создана?

Раз единая система досудебного следствия до сих пор не создана, значит, есть причины, обусловливающие такое положение вещей. Причем вряд ли проблема заключается в финансировании нового органа. К примеру, Служба внешней разведки Украины, несмот­ря на то что ее создание не было прямо предусмотрено Конституцией, уже создана.

Конечно, есть доводы против выведения следственных подразделений из сос­тава соответствующих ведомств и их последующего объединения. Первоочередное «но» заключается в существующем сегодня четком разделении подследственности между соответствующими органами, исходя из их задач и функций. Ведь при создании отдельного органа ему будут подследственны дела обо всех преступлениях. Много возражений звучит относительно изменения подследственности категорий дел, рассматриваемых органами прокуратуры, и особенно Генпрокуратурой.

С другой стороны, затягивание с созданием единой системы может быть вызвано нежеланием руководства названных правоохранительных органов лишаться действенных рычагов влияния на досудебное следствие.

Реформа необходима, и это неоспоримый факт. Но создание нового органа, единой системы досудебного следствия ни в коем случае не должно быть спонтанным и непродуманным. Это должен быть взвешенный и надлежащим образом подготовленный шаг. В конечном счете создание единой системы не нарушит интересы ни рядовых сотрудников, ни высших органов власти, а положительный эффект будет способствовать значительному повышению объектив­ности досудебного следствия, утверждению законности в государстве и, несом­ненно, оправдает все финансовые затраты на ее формирование.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Вопросы непоставки оплаченного товара

Государственная практика

Единая система следственных органов

Великодушная ВККС навела порядок

Деловая практика

Обеспеченное право на ошибку

Законодательная практика

Правила для Штирлица

Зарубежная практика

«Чужие» товарные знаки в рекламе

Комментарии и аналитика

Пенсионная реформа на Украине

Претензионный порядок разрешения споров

Как получить сертификат от СБУ

Что такое процессуальные диверсии

Неделя права

А вы, друзья, как ни садитесь...

Генпрокуратура восстанавливает кадры

АМКУ: монополистам бой

Поспешить — людей насмешить

Реестр событий

Надо чаще встречаться

Быть или не быть судьей Конституционного Суда?

Свято место в КСУ пусто не бывает

Землю придется вернуть?

Судебная практика

Налоговые преференции: где им быть?

Особое внимание к налоговой накладной

Представительство имеет свои тонкости

Судебные решения

Налогообложение средств, потраченных на приобретение основных фондов (мнение ВСУ)

Основания для отнесения средств в состав налогового кредита (мнение ВХСУ)

Основания для невключения в состав налогового кредита расходов по уплате НДС

Тема номера

Налог на доходы нерезидента — где платить?

Предупрежден — значит, вооружен

Трибуна

В работе ВККС много своих проблем

Вы, «фиктивная» фирма и налоговая инспекция: вопросы из жизни

Частная практика

«Белая» гвардия юруслуг: заграница нам поможет?

Юридический форум

Узаконенное ПО для ЭВМ

Юридический форум. Письма редактору

Время действия принципиально

Інші новини

PRAVO.UA