Пенсионная реформа на Украине — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (367) » Пенсионная реформа на Украине

Пенсионная реформа на Украине

Верховным Советом Украины 9 июля 2003 года принят Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Закон о пенсионном страховании), вступивший в силу с 1 января 2004 года.

Как указано в преамбуле к этому акту, данный Закон, разработанный в соответствии с Конституцией Украины и Основами законодательства Украины об обще­обязательном государственном социальном страховании, определяет принципы, основы и механизмы функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, назначения, перерасчета и выплаты пенсий, предоставления социальных услуг из средств Пенсионного фонда, формируемых за счет страховых взносов работодателей, бюджетных и других источников, предусмотренных этим Законом, а также регулирует порядок формирования Накопительного пенсионного фонда и финансирования за счет его средств расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий или одноразовых выплат застрахованным лицам, членам их семей и другим лицам, предусмотренным этим Законом.

Необходимо отдать должное законодательному органу Украины за принятие детально расписанного механизма применения норм данного Закона.

Тем не менее действительно ли все положения Закона о пенсионном страховании отвечают Конституции Украины, а механизм их применения столь четко выписан? Дискутировать по этому поводу можно очень долго. Поэтому предлагаю специалистам в области права рассмотреть лишь один аспект, а именно правомерность начисления и уплаты страховых взносов Пенсионным фондом Украины (ПФУ) той категорией граждан, которые, работая на предприятиях, в учреждениях и организациях, вместе с тем занимаются собственным делом, то есть являются субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, не имеют наемных работников и находятся на общей системе налогообложения.

В процессе практического применения статей 7, 8, 11, 12, 15, 19, 24, 41 и пункта 2 статьи 8 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании, при определении лиц, подлежащих общеобязательному пенсионному страхованию, а также начислении и уплате страховых взносов в солидарную систему пенсионного страхования, были выявлены некоторые пробелы данного Закона и коллизии в механизме его применения, что, в свою очередь, привело к двойному налогообложению некоторых категорий граждан и нарушению их прав, предусмотренных статьями 3, 8, 21, 24, 46 Конституции Украины.

Законом о пенсионном страховании определяются новые принципы пенсионной системы — размер пенсии гражданина должен непосредственно зависеть от его заработной платы и страхового стажа (периода, на протяжении которого он платил пенсионные взносы). На это положение следует обратить особое внимание. С моей точки зрения, данным Законом не очень четко урегулирован вопрос относительно физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности (СПД), работающих самостоятельно без наемных работников, находящихся на общей системе налогообложения и одновременно с занятием предпринимательской деятельностью также работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, из заработного жалованья которых предприятия уже осуществляют соответствующие отчисления страховых взносов в ПФУ. Именно в этой части Закона о пенсионном страховании возникла коллизия законодательства, что привело к двойному налогообложению данной категории лиц.

Так, во время моего визита в Управление пенсионного фонда одного из районов Киевской области с целью предоставления квартального отчета меня проинформировали о том, что я, как СПД, должен отчислять в Пенсионный фонд страховые взносы в размере 32 % от чистого дохода. Мои объяснения относительно того, что у меня нет наемных работников и что соответствующие отчисления страховых взносов ведутся по месту моей основной работы, уполномоченные лица Управления пенсионного фонда во внимание просто не приняли.

Не соглашаясь с такой позицией работников Управления пенсионного фонда, я направил соответствующее обращение непосредственно в ПФУ и в Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. В данном обращении поднимался вопрос о предоставлении официального разъяснения относительно применения положений статей 7, 8, 11, 12, 15, 19, 24, 41 и пункта 2 статьи 8 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании относительно физических лиц — СПД, работающих самостоятельно без наемных работников, находящихся на общей системе налогообложения и одновременно с занятием предпринимательской деятельностью также работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, из заработного жалования которых предприятия уже осуществляют соответствующие отчисления страховых взносов в ПФУ.

В письме Пенсионного фонда Украины от 9 июля 2004 года исх. № 6506/04 была изложена правовая позиция ПФУ, сводившаяся исключительно к тому, что гражданам, работающим на предприятиях и одновременно являющимся субъектами предпринимательской деятельности, которые находятся на общей системе налогообложения, и которые не имеют наемных работников, все-таки необходимо платить страховые взносы в солидарную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования из доходов, полученных от предпринимательской деятельности, по ставке 32 % от чистого дохода.

Считаю, что с таким выводом ПФУ согласиться нельзя, поскольку он не обоснован и сделан без системного анализа положений Закона о пенсионном страховании. Более того, такое его неверное толкование и применение является нарушением положений статей 8, 24, 46 Конституции Украины. Подтверждением моей позиции относительно механизмов исполнения и/или применения положений Закона о пенсионном страховании является письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 23 июня 2004 года исх. № 4250, в котором указано следующее: «…Следует отметить, что необходимость уплаты страховых взносов СПД в размере не менее минимального связана с зачислением соответствующего периода в страховой стаж (статья 24 Закона о пенсионном страховании). Тем не менее гражданин, получающий доходы не только по основному месту работы, а и от осуществления предпринимательской деятельности (то есть из других источников), не имеет потребности в зачислении периода осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж, поскольку он является плательщиком взносов по основному месту работы.

Исходя из этого, Госкомпредпринимательства Украины считает, что необходимо предоставить возможность застрахованному лицу в случае получения доходов из нескольких источников самостоятельно решать, из какого дохода и в каком размере уплачивать страховые взносы и получать в будущем соответствующую пенсию».

В подтверждение своей правовой позиции, а также правовой позиции Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства относительно механизмов исполнения и/или применения положений Закона о пенсионном страховании предлагаю произвести подробный анализ основных положений Закона о пенсионном страховании в части относительно физических лиц — СПД, работающих самостоятельно без наемных работников, находящихся на общей системе налогообложения и одновременно с занятием предпринимательской деятельностью также работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, из заработной платы которых предприятия уже осуществляют соответствующие отчисления страховых взносов в ПФУ.

Статьей 2 Закона о пенсионном страховании четко определена структура системы пенсионного обеспечения на Украине, состоящая из трех уровней. Первый уровень — солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (солидарная система), базирующаяся на основах солидарности и субсидирования, а также осуществлении выплаты пенсий и предоставлении социальных услуг за счет средств ПФУ на условиях и в порядке, предусмотренных этим Законом.

Согласно статье 3 Закона о пенсионном страховании, субъектами солидарной системы пенсионного обеспечения на Украине являются:

— застрахованные лица, а в отдельных случаях, определенных этим Законом, члены их семей и прочие лица;

— страхователи;

— Пенсионный фонд;

— уполномоченный банк;

— предприятия, учреждения, организации (организации), осуществляющие выплату и доставку пенсий.

Статьей 8 Закона о пенсионном страховании определены основные принципы общеобязательного государственного пенсионного страхования, а именно:

— законодательного определения условий и порядка осуществления общеобязательного государственного пенсионного страхования;

— обязательности страхования лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта) и других основаниях, предусмотренных законодательством, а также лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, физических лиц — СПД;

— права на добровольное участие в системе общеобязательного пенсионного страхования лиц, в соответствии с этим Законом не подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию;

— заинтересованности каждого трудоспособного лица в собственном материальном обеспечении после выхода на пенсию;

— равноправия застрахованных лиц относительно получения пенсионных выплат и исполнения обязанностей относительно уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

— дифференциации размеров пенсий в зависимости от продолжительности страхового стажа и размера заработной платы (дохода);

— государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав, предусмотренных этим Законом.

В соответствии со статьей 11 Закона о пенсионном страховании общеобязательному государственному пенсионному страхованию подлежат:

2) члены коллективных и арендных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств, в том числе избравших особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент);

3) физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, в том числе избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент), и члены семей указанных физических лиц, принимающие участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

К членам семей физических лиц — СПД, принимающим участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, относятся: жена (муж), родители, дети и прочие иждивенцы, достигшие 15 лет, не находящиеся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с таким физическим лицом — СПД, но вместе с ним осуществляющие предпринимательскую деятельность и получающие часть дохода от занятия этой деятельностью;

4) лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно — занимающиеся адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности;

5) граждане Украины, работающие в расположенных за пределами Украины дипломатических представительствах, консульских учреждениях Украины, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях предприятий и организаций (в том числе международных), созданных в соответствии с законодательством Украины (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины);

6) граждане Украины и лица без гражданства, работающие в иностранных дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях иностранных предприятий и организаций, международных организаций, расположенных на территории Украины (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины);

7) лица, избранные на выборные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, профсоюзы, политические партии, получающие заработную плату (вознаграждение) за работу на выборной должности;

8) лица, проходящие срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формированиях, а также в органах Министерства внутренних дел Украины;

9) работники военизированных формирований, лица начальствующего и рядового состава фельдъегерской службы специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам связи и информатизации, горноспасательных частей независимо от подчинения, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной в соответствии с законодательством на постоянной основе;

10) лица, проходящие альтернативную (невоенную) службу;

11) лица, получающие ежеме­сячные стра­ховые выплаты согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности», кроме лиц, получающих выплаты в связи со смертью кормильца, и неработающих лиц, получающих пенсии по инвалидности от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

12) лица, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства по направлению предприятий, учреждений, организаций (без сохранения заработной платы и с получением стипендии согласно законодательству);

13) лица, согласно законам, получающие пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

14) один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, фактически осуществляющие уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом І группы или за престарелым, по заключению медицинского учреждения, требующим постоянного постороннего ухода или достигшим 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают помощь или компенсацию в соответствии с законодательством;

15) лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности;

16) безработные в период получения пособия по безработице.

То есть, исходя из положений этой статьи, логическим представляется, что гражданин, который работает на предприятии, в учреждении или организации, а со временем, не оставляя основного места работы, регистрируется как СПД и начинает заниматься предпринимательской деятельностью без наемных работников, является застрахованным в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 11 Закона — как гражданин Украины, работающий на предприятии.

Тут уместно отметить и тот факт, что статьей 12 Закона о пенсионном страховании для некоторых категорий лиц предусмотрено добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования:

1. Лица, достигшие 16-летнего возраста и не относящиеся к числу лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 11 этого Закона, в том числе иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие или работающие на территории Украины, граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины, имеющие право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Указанные лица могут принимать добровольное участие в солидарной системе или в накопительной системе пенсионного страхования либо одновременно в обеих системах.

Исходя из положений статьи 12 Закона о пенсионном страховании, можно сделать вывод о том, что законодатель определил категорию лиц, не относящихся к кругу лиц, определенных в статье 11 Закона, которые, в свою очередь, могут принимать добровольное участие в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Именно поэтому логичным и более чем обоснованным будет вывод о том, что лица, застрахованные в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 11 Закона — как граждане Украины, работающие на предприятии, параллельно с этим являющиеся субъектами предпринимательской деятельности и занимающиеся предпринимательской деятельностью самостоятельно, без участия наемных работников (находящиеся на общей системе налогообложения), не должны уплачивать в ПФУ страховые взносы с полученных доходов как СПД, поскольку страховой стаж данных лиц уже засчитывается по основному месту их работы.

Еще одним доказательством этого является понятие «страхователь», приведенное в пункте 1 статьи 14 Закона о пенсионном страховании.

«Страхователями, в соответствии с настоящим Законом, являются:

1) работодатели — предприятия, учреж­дения и организации, созданные согласно законодательству Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, объединения граждан, профсоюзы, политические партии (в том числе филиалы, представительства, отделения и прочие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, профсоюзов, политических партий, имеющие отдельный баланс и самостоятельно ведущие расчеты с застрахованными лицами), физические лица — субъекты предпринимательской деятельности и прочие лица (включая юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, избравших особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент), которые используют работу физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по договорам гражданско-правового характера, — для лиц, указанных в пунктах 1, 10, 15 статьи 11 настоящего Закона».

Учитывая вышеизложенное, считаю, что лицо, застрахованное в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 11 Закона — как гражданин Украины, работающий на предприятии, из заработной платы которого осуществляются соответствующие отчисления в ПФУ и который параллельно занимается предпринимательской деятельностью (СПД — физическое лицо), не должно уплачивать в ПФУ страховые взносы с полученных доходов в качестве СПД, поскольку налицо двойное налогообложение и нарушение его конституционных прав. Ведь уплачивая страховые взносы в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 11 Закона, лицо уже обеспечивает себя пенсией, а если оно будет уплачивать страховые взносы еще и как СПД, то размер его страховых взносов будет значительно превышать размер взносов, уплачиваемых другими лицами, работающими исключительно на предприятиях, учреждениях и организациях с минимальным окладом 237 грн.

Позиция ПФУ, сводящаяся к обязательности уплаты страховых взносов вышеуказанными лицами, явно противоречит принципу равноправия, задекларированному в статье 24 Конституции Украины, а именно: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или по другим признакам».

Также уместно вспомнить, что гарантированная статьей 46 Конституции Украины социальная защита граждан, включающая, кстати, и право на получение пенсии, основывается на системе общеобязательного государственного социального страхования за счет страховых взносов самих граждан.

Как уже отмечалось выше, лицо, работающее на предприятии, из заработной платы которого осуществляются соответствующие отчисления в ПФУ, в полной мере обеспечивает себя гарантированной законом пенсией, а тот факт, что данное лицо, работая по основному месту работы, решило параллельно с этим заниматься еще и предпринимательской деятельностью как СПД — физическое лицо, получая при этом соответствующие прибыли, не является основанием для уплаты этим лицом страховых взносов в ПФУ, поскольку это будет ничем иным, как двойным налогообложением.

Подтверждением такой позиции является то, что законодатель в статье 14 Закона о пенсионном страховании задекларировал такое понятие, как добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Тем не менее ПФУ не соглашается с данной позицией и настаивает на уплате страховых взносов.

Еще одним безоговорочным доказательством своей правовой позиции считаю тот факт, что на Украине уже в ближайшее время заработает система общеобязательного социального страхования (с учетом того, что всем работающим гражданам выдаются свидетельства об общеобязательном социальном страховании). На первый взгляд, каких-либо недоразумений во время применения Закона о пенсионном страховании в части, касающейся получения страхового свидетельства, начисления соответствующих страховых взносов и зачисления работающему лицу страхового стажа, не возникает. Тем не менее коллизия есть, и в данном случае она заключается именно в том, что такое свидетельство выдается один раз по месту основной работы лица и аналогично по принципу функционирования со сберегательной книжкой, поскольку именно на страховое свидетельство происходит накопление соответствующего страхового стажа работающего лица.

Если принимать позицию ПФУ как должное, то возникает вопрос: как быть с гражданами Украины, работающими на предприятиях, из оклада и страхового стажа которых ПФУ уже осуществляются соответствующие зачисления на его свидетельство и которые параллельно занимаются предпринимательской деятельностью? Наверное, этим лицам следует выдавать два страховых свидетельства, а если данное лицо устроится еще и на работу по совместительству, то три… Фантазировать по этому поводу можно много. С моей точки зрения, целесообразнее внести соответствующие изменения в Закон о пенсионном страховании с целью устранения указанных недоработок и пробелов.

Исходя из вышеизложенного, полно­стью соглашаюсь с правовой позицией Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, считающего, что застрахованному лицу в случае получения доходов с нескольких источников необходимо предоставить возможность самостоятельно решать, из какого дохода и в каком размере уплачивать страховые взносы и получать в будущем соответствующую пенсию.

В завершение хочу указать, что моя точка зрения по поводу данного вопроса — исключительно субъективна, а проблема, поднятая в данной статье, требует анализа специалистами в области пенсионного и налогового законодательства с последовательным и объективным освещением их точек зрения на страницах «ЮП».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Вопросы непоставки оплаченного товара

Государственная практика

Единая система следственных органов

Великодушная ВККС навела порядок

Деловая практика

Обеспеченное право на ошибку

Законодательная практика

Правила для Штирлица

Зарубежная практика

«Чужие» товарные знаки в рекламе

Комментарии и аналитика

Пенсионная реформа на Украине

Претензионный порядок разрешения споров

Как получить сертификат от СБУ

Что такое процессуальные диверсии

Неделя права

А вы, друзья, как ни садитесь...

Генпрокуратура восстанавливает кадры

АМКУ: монополистам бой

Поспешить — людей насмешить

Реестр событий

Надо чаще встречаться

Быть или не быть судьей Конституционного Суда?

Свято место в КСУ пусто не бывает

Землю придется вернуть?

Судебная практика

Налоговые преференции: где им быть?

Особое внимание к налоговой накладной

Представительство имеет свои тонкости

Судебные решения

Налогообложение средств, потраченных на приобретение основных фондов (мнение ВСУ)

Основания для отнесения средств в состав налогового кредита (мнение ВХСУ)

Основания для невключения в состав налогового кредита расходов по уплате НДС

Тема номера

Налог на доходы нерезидента — где платить?

Предупрежден — значит, вооружен

Трибуна

В работе ВККС много своих проблем

Вы, «фиктивная» фирма и налоговая инспекция: вопросы из жизни

Частная практика

«Белая» гвардия юруслуг: заграница нам поможет?

Юридический форум

Узаконенное ПО для ЭВМ

Юридический форум. Письма редактору

Время действия принципиально

Інші новини

PRAVO.UA