Проект нового закона «О национальной безопасности», по словам Президента Украины Петра Порошенко, разрабатывался в тесном сотрудничестве с партнерами Украины — Организацией Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, НАТО). Основные новшества документа — переход сектора безопасности к стандартам НАТО, введение демократического гражданского контроля за армией и спецслужбами и даже назначение гражданского министра обороны. Сразу уточним: речь идет о законопроекте № 8068 от 28 февраля 2018 года, внесенном в Верховную Раду Украины Президентом Украины как неотложный. В середине марта с.г. в парламенте появился альтернативный законопроект № 8068-1 о национальной безопасности Украины, инициированный группой народных избранников и расставляющий совсем другие акценты.
Это правильно
Мы попросили начальника группы гражданско-военного сотрудничества 128-й отдельной горно-пехотной бригады, младшего лейтенанта Наталию Мещерякову (а в «прошлой жизни» — известного частнопрактикующего юриста, специализирующегося в том числе и в сфере интеллектуальной собственности) прокомментировать законопроект № 8068 с точки зрения военнослужащего. «Не только с точки зрения военнослужащего, но и в первую очередь с точки зрения гражданина Украины, я заинтересована в принятии этого законопроекта, — комментирует младший лейтенант Мещерякова. — Понимаю, что неизбежные редакционные правки не должны повлиять на его главное содержание и цель — привести законодательное поле к тем стандартам, которые позволят нам не только заручиться поддержкой НАТО, но и, главное, реформировать сектор безопасности».
Среди основных изменений наша собеседница отмечает назначение гражданского министра обороны. «По моему мнению, это начало переформатирования Министерства обороны, которое должно состоять преимущественно из гражданских специалистов, профессионалов с адекватными зарплатами, которые могли бы эффективно и результативно работать на своих должностях, не «вырастая» из них, как это делают военные (подошел срок получить очередное звание — нужно назначаться на высшую должность, следовательно, к ответственным должностям, как правило, «дорастают» не эффективные профессионалы, а те, кто соответствует штатно-должностной категории. О полковничьих, генеральских должностях слышали? Я именно об этом)». К слову, в соответствии с проектом первый заместитель министра обороны Украины и заместители министра обороны назначаются на должности также из числа гражданских лиц.
Г-жа Мещерякова убеждена: «В Министерстве должны работать профи с опытом работы в современной гражданской среде. Инновационные, прогрессивные и без бремени военной службы за плечами, те, кто имеет свое профессиональное мнение, а не набор инструкций вместо мозгов». Она добавляет, что в компетенции Министерства обороны много сфер, в которые немедленно нужно экстраполировать опыт и знания извне военного мира (и, нужно сказать, это делается с 2014 года благодаря вмешательству именно гражданских, подчеркивает комментатор) — это управление военным имуществом, в том числе землей, закупка техники, вещного имущества, питание, это кадровая работа, финансы, организация морально-психологического обеспечения военнослужащих, коммуникации с общественностью, юридическая работа. «Но в Министерстве обороны нехватка кадров, способных работать по-современному. Не нужны там военные, нужны профессиональные и эффективные менеджеры. Сейчас мне, военнослужащему, но с гражданским бэкграундом, очень бросается в глаза «военный подход», где «сержант сказал солдату, солдат сказал бушлату, а у бушлата ног нет», — используя армейский слог, обращает внимание юрист.
Что касается именно насущных вопросов безопасности, решение которых предлагает данный законопроект, то Наталия Мещерякова выделяет, во-первых, определение полномочий Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины (ООШ ВСУ), который должен управлять межвидовыми и межведомственными группировками войск и сил в операциях, проводимых на протяжении длительного времени (так называемая антитеррористическая операция длится четыре года, напоминает собеседница, и ООШ ВСУ должен взять на себя главную роль в управлении действиями военных и сил, задействованных на востоке). Во-вторых, это, безусловно, разделение полномочий Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины и Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, который ему подчиняется, а также определение порядка переподчинения Государственной специальной службы транспорта и Национальной гвардии Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины с введением военного положения.
«Я вижу единую систему управления всеми составляющими в сфере безопасности и обороны с единым центром принятия решений в случае введения военного положения. Это правильно», — резюмирует младший лейтенант Мещерякова.
Партнер ЮК «Правовой Альянс» Илья Костин считает, что необходимость такого кодифицированного закона уже «перезрела». «Я был свидетелем начала работы системы в марте 2014 года на уровне районного военкомата и потом — работы служб и формирований в зоне АТО. СБУ, Национальная гвардия Украины, полиция и даже Служба охраны — все вместе пытались сделать что-то, и многие усилия были направлены на решение главной проблемы — организации совместных действий. Причем, как мне казалось, вся организация осуществлялась на уровне полевых командиров. Никакой системы действий не существовало», — вспоминает он.
По мнению г-на Костина, иерархическая система, представленная в законопроекте № 8068, достаточно удачна. «Определены полномочия органов исполнительной, законодательной, судебной власти по вопросам национальной безопасности. Также даны понятия стратегии национальной безопасности, планирования в сферах национальной безопасности и обороны. Ставка Верховного Главнокомандующего, Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины — эти названия переносят нас в фильмы о Второй мировой войне и современных войнах в Ираке и Афганистане. Статьями 15–24 законопроекта предусмотрены полномочия органов, входящих в систему национальной безопасности. Определение полномочий и план действий — залог успеха», — убежден Илья Костин.
Это контроль
Что же представляет собой демократический гражданский контроль? Согласно законопроекту, это контроль, осуществляемый Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Советом национальной безопасности и обороны Украины, Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления; судебный контроль; общественный контроль. Принципы гражданского контроля — верховенство права, законность, подотчетность, прозрачность, эффективность и результативность.
Судебный контроль предполагает, что решения, действия или бездействие органов государственной власти, должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в суде; контроль за исполнением судебных решений осуществляют суды. Впрочем, ничего нового тут нет — аналогичные положения содержит Конституция Украины.
Сфера общественного контроля может быть ограничена законом. Граждане Украины принимают участие в осуществлении гражданского контроля посредством общественных объединений, членами которых они являются, с помощью депутатов местных советов, лично — путем обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека или в государственные органы в порядке, установленном Основным Законом и другими законами.
Таким образом, общественным объединениям гарантируется возможность получать от госорганов информацию о вопросах деятельности сектора безопасности и обороны (кроме информации с ограниченным доступом), проводить исследования по вопросам национальной безопасности и обороны, публично презентовать их результаты, проводить общественную экспертизу проектов законов, решений, программ, предоставлять свои заключения и предложения для рассмотрения соответствующими государственными органами.
Это планирование
Одной из составляющих национальной безопасности является кибербезопасность. Законопроект называет Стратегию кибербезопасности Украины документом долгосрочного планирования и ставит ее в один ряд с такими документами, как Стратегия национальной безопасности Украины (к слову, именно такая стратегия, утвержденная указом Президента от 26 мая 2015 года, как раз и предусматривает комплексное усовершенствование законодательства по вопросам национальной безопасности и обороны Украины, урегулирование структуры и состава сектора безопасности и обороны), Стратегия военной безопасности Украины, Стратегия общественной безопасности и гражданской защиты Украины, Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины, Национальная разведывательная программа.
Стратегия кибербезопасности Украины определяет приоритеты национальных интересов Украины в сфере кибербезопасности, существующие и потенциально возможные киберугрозы жизненно важным интересам человека и гражданина, общества и государства в киберпространстве и пр. Эта стратегия, одобряемая решением Совета национальной безопасности и обороны Украины и утверждаемая указом Президента Украины, является хорошим подспорьем для подготовки государственных программ и нормативно-правовых актов относительно обеспечения кибербезопасности.
Но это все о планировании в сферах национальной безопасности и обороны.
Это альтернатива
А о чем говорится в альтернативном проекте, вышедшем из-под пера народных депутатов Украины? И главное — зачем он вышел? Как следует из пояснительной записки к законопроекту, парламентарии не могут игнорировать тот факт, что Президент руководит сектором безопасности и обороны, хотя пребывает вне какого-либо демократического гражданского контроля в этой сфере. Также они подчеркивают, что органы сектора безопасности и обороны не подотчетны Верховной Раде Украины, парламент не имеет реальных механизмов гражданского контроля за сектором безопасности, профильный комитет парламента не наделен контрольными полномочиями относительно сектора безопасности и
обороны и т.п.
В числе национальных интересов Украины авторы альтернативного проекта выделяют следующие: устранение финансового, экономического, политического и информационного влияния Российской Федерации на внутреннюю и внешнюю политику Украины, освобождение оккупированных Российской Федерацией территорий, восстановление конституционного строя и правопорядка на освобожденных от оккупации территориях, привлечение РФ, ее высших должностных лиц, военного командования к ответственности за развязывание агрессивной войны против Украины и др.
По крайней мере в одном основной и альтернативный проекты едины: в числе национальных интересов Украины — членство в Европейском Союзе и в НАТО. Правда, в президентском проекте этот интерес называется фундаментальным и рассматривается несколько шире: интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, безопасное, правовое пространство, развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…