600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (1056) » Вызов врачу

Вызов врачу

Рубрика Тема номера

Права граждан в сфере здравоохранения Украины обеспечивают Конституция Украины и другие законы, нормы которых закрепляют, регулируют и защищают право человека на охрану здоровья, а также устанавливают обязанности, связанные со снижением уровня распространения заболеваний и укреплением здоровья населения.

 

Право каждого

Конституция Украины закрепляет за каждым украинцем право на охрану здоровья, медпомощь и медицинское страхование. В Основном Законе также четко определено, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно.

Нормативным документом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19 ноября 1992 года, в котором определены права пациентов медицинских учреждений и гарантии этих прав.

Несмотря на правильные и «красивые» нормы, бесплатное медицинское обслуживание в Украине для граждан в большинстве случаев недостижимо. Мало того, что каждый обратившийся за медпомощью должен за свой счет покупать лекарственные препараты, шприцы, капельницы, бахилы и многие другие товары, так еще надо и «задобрить» врача. В противном случае пациент рискует столкнуться с полным безразличием или, того хуже, с хамством.

Конечно же, есть специалисты, влюбленные в свою профессию и получающие удовольствие от предоставления помощи нуждающимся, да и клятву Гиппократа никто не отменял. Но обратившийся за помощью без денег в лучшем случае получит квалифицированную бесплатную консультацию и рецепты народной медицины, большего врач попросту сделать не сможет.

Согласно статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Участвующими в этом Пакте государствами для полного осуществления данного права должны быть приняты меры, которые включают мероприятия, необходимые для снижения уровня заболеваемости населения, показатели которой являются критериями оценки качества работы медицинских учреждений и системы здравоохранения в целом. Именно уровень заболеваемости становится основной причиной смертности, временной или стойкой утраты трудоспособности.

В связи со сложившейся в сфере здравоохранения ситуацией для создания эффективного механизма финансирования медуслуг и приобретения лекарственных средств за счет казны, а также для обеспечения сохранения и восстановления здоровья украинцев нынешнее правительство взяло курс на реформирование медицины.

В этой статье попробуем разобраться с юридическими аспектами того, на что может рассчитывать каждый украинец, обратившись в медучреждение за помощью после внедрения медицинской реформы.

 

Реформа гарантирует?

В рамках медреформы 19 октября 2017 года Верховная Рада приняла Закон «О государственных финансовых гарантиях в медицине». Суть этого законодательного акта заключается в том, что государство переходит от содержания сети медицинских учреждений, оказывающих бесплатные услуги, к закупке услуг в этой сети. Кроме того, принятый закон вводит понятие «программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения».

Государство гарантирует полную оплату необходимых медицинских услуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением экстренной медицинской помощи, первичной, вторичной (специализированной), третичной, паллиативной медпомощи, медицинской реабилитации, медицинской помощи детям до 16 лет, а также с сопровождением беременности и родов.

Ежегодно парламент будет утверждать программу медицинских гарантий вместе с государственным бюджетом на следующий год в размере не менее 5 % ВВП Украины. Расходы на программу таких гарантий защищены статьями расходов бюджета. Соответственно объем услуг в программе медицинских гарантий будет зависеть от размера финансирования из государственного бюджета. Отдельно за счет государственного бюджета осуществляется финансовое обеспечение программ общественного здоровья, мероприятий по борьбе с эпидемиями, проведения медико-социальной экспертизы, деятельности, связанной с проведением судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и других программ в сфере здравоохранения, которые обеспечивают выполнение общегосударственных функций в соответствии с перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

Деньгами бюджета будет распоряжаться Национальная служба здоровья. Учреждения первой медицинской помощи Украины в первом полугодии 2018 года должны пройти процесс реорганизации из бюджетных в коммунальные некоммерческие предприятия, и только после этого они смогут заключить контракт с Национальной службой здоровья.

Кроме того, в рамках медицинской реформы принят Закон Украины «О повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности».

Новация этого закона связана с введением телемедицины — комплекса действий, технологий и мер, применяемых при оказании медицинской помощи с использованием средств дистанционной связи для обмена информацией в электронной форме, особенно если расстояние и время являются критическими факторами для оказания медицинской помощи.

Оказание медицинской помощи с применением телемедицины осуществляется путем телемедицинской консультации, телемедицинского консилиума, телеметрии, домашнего телеконсультирования, выполнения медицинских манипуляций и операций.

Минздрав также планирует создать сеть ангиографов (система рентгеноконтрастной ангиографии для сердечно-сосудистой диагностики), чтобы из любой точки страны к ближайшему аппарату можно было доехать в течение двух часов.

По информации, размещенной на официальном сайте Министерства здравоохранения Украины, в июне 2018 года должна начать свою деятельность Национальная служба здоровья Украины, в июле 2018-го начнется финансирование учреждений первичной медицинской помощи по новой модели, в 2019-м — реформа на уровне специализированной помощи (врачи-специалисты), а в 2020 году — реформа на уровне высокоспециализированной помощи (стационарное лечение в больницах).

Итак, согласно новым законам и внесенными правкам в другие законодательные акты, каждый украинец с апреля 2018 года может в любом медицинском учреждении выбрать терапевта, педиатра или семейного врача, подписать с ним декларацию, а деньги за медобслуживание заплатит государство.

Однако медицинские услуги и лекарственные препараты, не включенные в «программу государственных гарантий», не оплачиваются за счет бюджетных средств. Формально получается, что законодательно закрепили платную медицину, что противоречит статье 49 Конституции. Кроме того, статья 22 Конституции говорит о том, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

В связи с тем, что программа предусматривает перечень не всех медицинских услуг, а только гарантируемых государством, группа депутатов Верховной Рады Украины подали представление в Конституционный Суд Украины с просьбой признать неконституционным Закон Украины «О государственных финансовых гарантиях в медицине».

Каждое из правительств Украины старалось решать проблемы управления сферой здравоохранения. Получится ли у нынешнего? Сможет ли перенаправление финансовых потоков из Минздрава на счета Национальной службы здоровья оптимизировать предоставление медицинских услуг? Как говорится, поживем — увидим. А украинцам, имеющим права на гарантированную государством бесплатную медицину, придется пока самостоятельно заботиться о своем здоровье и надеяться, что в случае признания реформы медицины конституционной они получат максимальное количество медицинских услуг за государственный счет.

 

МАКАРЕНКО Тимофей — юрист ЮФ Hillmont Partners, г. Киев


Комментарий

Права человека в медреформе

Елизавета БЕЛЕЙ, юрист ЮФ «Антика»

Главным новшеством можно назвать значительное расширение прав пациентов и предоставление об­-
щественности возможности осуществлять контроль за деятельностью и руководством медицинских учреждений посредством создания специальных надзорных органов.

Так, Закон предусматривает возможность создания общественных наблюдательных советов при учреждениях здравоохранения. Основным направлением деятельности таких советов будет общественный контроль за соблюдением прав и обеспечением безопасности пациентов, соблюдением учреждением здравоохранения требований законодательства при осуществлении медицинского обслуживания населения, этических принципов и законодательных требований осуществления медицинского обслуживания. Кроме того, общественные наблюдательные советы наделяются функцией контроля и будут иметь доступ к финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения. Такие широкие полномочия общественного контроля должны способствовать существенному снижению количества случаев финансовых злоупотреблений со стороны руководства медицинского учреждения и улучшению качества предоставления пациенту медицинских услуг.

Согласно Закону, государственные органы и учреждения здравоохранения обязаны содействовать реализации права граждан на участие в управлении здравоохранением.

Надлежащая реализация предложенных нововведений должна стать существенным шагом на пути к успешному реформированию системы здравоохранения, что в результате обеспечит значительное повышение стандартов медицинского обслуживания населения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
Slide

Зміст

Советы Европы

VOX POPULI

Самое важное

Мотивация наличности

Акцент

Тройной сигнал

Государство и юристы

Кодекс части

Больше всех НАТО

Резолюция достоинства

Конспект

Ответственное получение

Новости законотворчества

Судебная практика

Полицейские будут руководствоваться новым дисциплинарным уставом

Подписан закон об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью

Предлагается принять новый антирейдерский закон

Длительный арест на досудебном этапе производства нарушает право на свободу

Неоднократное направление дела на пересмотр может указывать на отсутствие эффективных инструментов правовой защиты

В. Татьков проиграл спор с ВСП

Большая Палата ВС высказала позицию относительно права на апелляционное обжалование приговора

Новости юридических фирм

Частная практика

AVELLUM консультировала ING Bank по вопросам предоставления финансирования

Aequo представляет интересы Dragon Capital в связи с приобретением ТРК «Радио-Эра»

ЮФ Asters и Sayenko Kharenko сопровождали запуск проекта долгосрочного сотрудничества «Укрзализныци» и General Electric

ЮФ «АНК» защитила интересы судовладельца в Верховном Суде

Отрасли практики

Повышенная передача

От суммы не зарекайся

Кейс из Гааги

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Болевой порок

Самое важное

Топ, снято!

Конкурентный аспект

Судебная практика

Контраргумент

Принципов Рады

Полный вред

Вновь открыть не удалось

Судебная практика

Судебные решения

Об определении размера штрафа за несвоевременную подачу отчета по ЕСВ

Судебная практика

Эффект завершения

Тема номера

Процедурный кабинет

В свете фарм

Быть в теле

Подлежащий камень

Вызов врачу

Інші новини

PRAVO.UA