Принятие в новой редакции Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в 2011 году (вступил в силу в январе 2013 года) не решило всех возложенных на него задач. Не решили проблем и многочисленные точечные правки, и существенные изменения. В течение пяти лет действия документа эксперты неоднократно отмечали, что закон является поверхностным, а существующие механизмы препятствуют доступу должников и кредиторов к процедурам банкротства, в том числе восстановлению платежеспособности должника.
Собственно, этот факт отображается в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса 2018» (Doing Business 2018). Украина по показателю «Урегулирование неплатежеспособности» остается на 149-м месте, хотя в «общем зачете» занимает 76-е позицию. И это неудивительно, поскольку статистика не отличается от данных почти десятилетней давности: большинство дел о банкротстве заканчиваются ликвидацией, а случаи санации встречаются крайне редко.
К слову, помимо изменений к профильному закону на рассмотрение парламента был подан ряд законопроектов, косвенно направленных на урегулирование процедур банкротства и восстановления платежеспособности должника, часть из них были приняты. В числе принятых оказался Закон Украины «О финансовой реструктуризации». Верховной Раде Украины предстоит еще рассмотреть законопроекты «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения эффективности процедур банкротства» (рег. № 3132-д), «О реструктуризации долгов физического лица или признании его банкротом» (рег. № 2353а), «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения процедур банкротства» (рег. № 7448), «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» (рег. № 3768) и пр.
Предложенные инициативы были использованы при подготовке проекта Кодекса Украины по процедурам банкротства (Кодекс). Именно об этом говорят авторы в пояснительной записке к документу. Кодекс состоит из двух книг. Книга первая направлена на урегулирование корпоративного банкротства, вторая — на восстановление платежеспособности физического лица. Рассмотрим первую книгу.
Залог успеха
Камнем преткновения при проведении процедур банкротства в большинстве случаев становилось залоговое имущество. Как правило, залоговыми кредиторами выступают банки, и именно они неоднократно заявляли о несовершенстве процедур и ненадлежащем урегулировании прав залоговых кредиторов.
Проектом предлагается существенно пересмотреть права залоговых кредиторов. По словам Елизаветы Малимон, юриста ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры», проект Кодекса действительно существенным образом пересматривает права залоговых кредиторов и не только предоставляет им новые возможности в реализации своих прав, но и направлен на их защиту.
«Не имеет значения, функционирующий ли это банк или находящийся в процессе ликвидации, банкротства, между банком, арбитражным управляющим и другими участниками процедуры банкротства всегда возникали противоречия, касающиеся залогового имущества должника и его продажи (проведения оценки, предоставления согласия на продажу, организации аукциона, обжалования результатов аукциона). Это было причиной затягивания процедуры банкротства в результате судебного обжалования. Ключевым моментом остается вопрос предоставления согласия залоговых кредиторов на продажу залогового имущества. Сегодня сложилась практика, когда банки, предоставляя согласие на продажу залогового имущества, определяют ряд дополнительных требований, которые не предусмотрены Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» либо вовсе игнорируют запрос ликвидатора. Такие действия заставляют арбитражных управляющих обращаться в хозяйственные суды», — проясняет ситуацию юрист, при этом подчеркивая, что судебная практика по данной категории дел является неоднозначной.
Проект Кодекса предусматривает, что участниками собрания кредиторов должника с правом решающего голоса являются конкурсные кредиторы, а кредиторы, требования которых вошли в реестр отдельно, в собрании кредиторов должника могут участвовать с правом совещательного голоса. По сути, данная норма предусмотрена действующим профильным законом, впрочем, как и порядок погашения требований залоговых кредиторов.
«Принципиально меняется ситуация по вопросу продажи имущества должника. Так, статья 55 проекта регулирует условия продажи имущества: арбитражный управляющий обязан определить условия продажи имущества на аукционе, в частности, состав имущества (лот), начальную стоимость, шаг аукциона. Кроме того, в частях 3 и 4 этой статьи указано, что в случае, если продаже подлежит имущество, которое является предметом залога, условия продажи должны включать условия относительно расходов на содержание, хранение и продажу данного имущества. Также установлено, что если в состав имущества входит имущество, которое не является предметом обеспечения, и имущество, являющееся предметом обеспечения, условия продажи рассматриваются и комитетом кредиторов, и обеспеченными кредиторами. При этом в начальной стоимости отдельно выделяется начальная стоимость обоих указанных видов имущества.
Таким образом, определив все условия продажи, арбитражный управляющий обязан направить их на рассмотрение и согласование членам комитета кредиторов, а если имущество является предметом залога, — в обязательном порядке залоговому кредитору, то есть в нашем случае — банку», — отмечает г-жа Малимон.
Среди важных новшеств законопроекта она выделяет также норму, позволяющую залоговому кредитору, в случае если имущество должника, являющееся предметом обеспечения, не реализовано на первом повторном аукционе, обратиться к арбитражному управляющему с заявлением о продаже непроданного имущества.
«Несмотря на то что проект находится на стадии ознакомления и доработки, в случае принятия он существенным образом изменит ситуацию, касающуюся прав залоговых кредиторов (банков) в процедуре банкротства, предоставит им новые возможности и позволит стать не просто залоговым кредитором, а кредитором, с которым нужно и придется считаться», — резюмирует наша собеседница.
Оздоровительная система
Как уже отмечалось, процедура санации в нынешних реалиях практически не применялась. Тем не менее правильно проведенные изменения в сфере управления предприятием и своевременное применение процедуры санации помогут оздоровить предприятие и восстановить его платежеспособность.
В проекте Кодекса детально прописаны процедуры санации и реструктуризации. В частности, реструктуризация долгов должника определяется как судебная процедура по делу о банкротстве физического лица, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника путем изменения способа и порядка исполнения его обязательств по плану реструктуризации задолженности должника. Согласно статье 3, государственный орган по вопросам банкротства устанавливает примерную форму плана санации, реструктуризации. Кроме того, предлагается объединить мировое соглашение и санацию в единую процедуру.
По мнению Антона Молчанова, руководителя практики банкротства АО Arzinger, предлагаемые изменения в целом позитивны, но нуждаются в серьезной доработке. Ключевая идея — объединение санации и мирового соглашения — не нова, но достаточно конструктивна, так как предоставляет должнику определенную самостоятельность в решениях, в то время как у кредиторов остается достаточно инструментов контроля и принуждения.
«Тем не менее на примере итальянского concordato preventivo можно с уверенностью говорить о том, что объединение двух механизмов — соглашения между кредиторами и судебных мер по восстановлению платежеспособности — работает преимущественно для платежеспособных компаний с временными трудностями. Такие компании еще до утверждения судом соглашения кредиторов (decreto di omologa) могут получать от банков бридж-кредиты (краткосрочный заем под высокие проценты), за счет которых осуществляются ключевые выплаты и перезапуск бизнеса. В наших реалиях более чем в 70 % случаев компании имеют все признаки стойкой неплатежеспособности задолго до формального начала банкротства. Рассчитывать на финансирование им вряд ли придется, а без внешних займов шансы на успех сводятся к минимуму», — комментирует нововведения г-н Молчанов.
Довести до автоматизма
Еще одной новацией проекта является внедрение процедуры продажи имущества должника исключительно на электронном аукционе, что, по мнению авторов, должно обеспечить продажу имущества по наивысшей цене.
Предлагается внедрить единую электронную систему, которая должна соответствовать принципам прозрачности, аналогичным существующим в системе госзакупок. Проект Кодекса (статья 49) предусматривает, что электронная торговая система состоит из портала государственного органа по вопросам банкротства и авторизированных электронных площадок. Детально прописан порядок проведения аукциона.
Идет речь в проекте и еще об одной процедуре — автоматизированном аресте средств. Соответствующая система будет функционировать в хозяйственных судах и обеспечит автоматизированный способ оперативного наложения ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах.
Информация об аресте средств на основании определения хозяйственного суда об обеспечении иска вносится судьей (председательствующим судьей в случае коллегиального рассмотрения дела) в систему автоматизированного ареста средств, скрепляется его электронной цифровой подписью и подлежит кодированию.
«В целом проект Кодекса занимает выраженную прокредиторскую позицию, и эти изменения, безусловно, позитивны, так как действующий закон в большей степени находится на стороне должников. В то же время остается открытым вопрос ответственности по долгам неплатежеспособных компаний. Каким образом, кто (менеджмент, формальные участники, реальные собственники) и в какой степени может де-факто отвечать за непогашенные в процедуре банкротства долги? Существующие инструменты ограничиваются доведением до банкротства и имеют серьезные изъяны, а новые стоит имплементировать на уровне нескольких нормативно-правовых актов, согласовывая позиции в конкурсном праве с гражданским и корпоративным законодательством», — оценивает документ Антон Молчанов.
Отметим, что переходными положениями законопроекта предусматривается, что Кодекс вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования. С момента вступления его в силу Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» теряет силу.
О второй книге проекта Кодекса Украины по процедурам банкротства, регулирующей восстановление платежеспособности физического лица, читайте в ближайшем номере «ЮП».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…