Украина занимает 149-е место в рейтинге Doing Business 2018 по индикатору «Разрешение неплатежеспособности» среди 189 стран мира, что свидетельствует о наличии препятствий для закрытия бизнеса и о неэффективности и неоднозначности профильного законодательства.
Согласно нормам законодательства Украины о банкротстве, юридическое лицо, собственники которого приняли решение о его ликвидации, обязано обратиться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве, если его активы и доход не позволяют ему исполнять взятые на себя по договорам и в соответствии с законом обязательства. Ликвидация юридического лица по решению собственника путем банкротства предусмотрена для обеспечения полного либо частичного удовлетворения требований кредиторов юридического лица. Особенности такой ликвидации юридического лица по решению собственника регулируются статьей 95 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве). Важнейшим вопросом в данной процедуре является назначение ликвидатора, который будет сопровождать ликвидационную процедуру должника и нести ответственность за ее результаты.
При этом установлена возможность назначения ликвидатором лица, исполнявшего полномочия председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица в досудебном порядке. Более того, ликвидатором в данном случае может быть назначено лицо, не имеющее статуса арбитражного управляющего. Однако, как показывает судебная практика, данная норма применяется судами только в исключительных случаях.
Высказанная Верховным Судом правовая позиция в деле № 908/433/17 (постановление от 6 февраля 2018 года) свидетельствует о преемственности практики Высшего хозяйственного суда Украины в данных категориях споров.
Высшая судебная инстанция поддержала позицию хозяйственного суда апелляционной инстанции относительно обязательной необходимости использования судьями электронного запроса для автоматического определения кандидатуры арбитражного управляющего, который может быть назначен ликвидатором должника в порядке статьи 95 Закона о банкротстве. При этом Верховный Суд указал, что назначение председателя ликвидационной комиссии, осуществлявшего такую деятельность в досудебном порядке, ликвидатором должника, который ликвидируется в процедуре банкротства, проводится хозяйственным судом в исключительных случаях, поскольку председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) может быть заинтересованным лицом относительно должника и в соответствии с частью 6 статьи 95 Закона о банкротстве несет солидарную ответственность за неудовлетворение требований кредиторов.
Если смотреть на проблему с позиции должника, становится очевидным, что невозможность применения указанной нормы влечет для должника, который обращается в суд с заявлением в порядке статьи 95 Закона, дополнительные затраты, связанные с оплатой услуг арбитражного управляющего.
В то же время, с точки зрения кредиторов, назначение ликвидатором банкрота заинтересованного лица может в значительной степени способствовать злоупотреблениям и нарушениям интересов кредиторов в процедуре банкротства.
Так, интересно отметить, что внесенный на рассмотрение в Верховную Раду Украины законопроект № 8060 от 26 февраля 2018 года — проект Кодекса Украины по процедурам банкротства — не предусматривает особенностей процедуры банкротства должника после проведенной процедуры самоликвидации и возможности назначения ликвидатором банкрота лица, которое не является арбитражным управляющим.
ВОЛЯНСКАЯ Елена — советник Юридической группы LCF, адвокат
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…