600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (1056) » Подлежащий камень

Подлежащий камень

Рубрика Тема номера

Анализ положений Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон) позволяет выделить две основные цели ликвидационной процедуры: 1) продажа имущества банкрота и удовлетворение признанных судом требований кредиторов за счет полученных от продажи имущества средств; 2) ликвидация банкрота.

 

Срок истек

Частью 1 статьи 42 Закона предусмотрено, что все (за некоторыми исключениями) виды имущественных активов банкрота, принадлежащих ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения на дату открытия ликвидационной процедуры и выявленных в ходе ликвидационной процедуры, включаются в состав ликвидационной массы.

Все виды имущества должника, предназначенного для осуществления хозяйственной деятельности, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам, подлежат продаже (часть 2 статьи 49 Закона).

Вопрос продажи ликвидного имущества банкрота полностью понятен и на практике не несет особых проблем. Самой распространенной проблемой при продаже такого имущества является снятие с него арестов и прекращение других обременений.

Следует обратить внимание, что суд не может вынести постановление о ликвидации юридического лица — банкрота, если по результатам ликвидационной ­процедуры после удовлетворения требований кредиторов у такого юридического лица осталось имущество (часть 2 статьи 46 Закона).

Однако в собственности (на балансе) банкрота может быть как имущество, которое имеет определенную ценность и может быть продано (ликвидное имущество), так и имущество, которое не только не представляет ценности и не может быть проданным, то есть изъятым из оборота, но и подлежит утилизации.

К такому имуществу относятся, например, лекарственные средства, срок годности которых истек, подлежащие утилизации в предусмотренном законодательством порядке.

Порядок утилизации лекарственных средств, срок годности которых истек, определен в Правилах утилизации и уничтожения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 24 апреля 2015 года № 242 (Правила).

Так, к лекарственным средствам, не подлежащим дальнейшему использованию, среди прочего принадлежат некачественные лекарственные средства, включая те, срок годности которых истек (абзац 2 пункта 4 раздела 1 Правил).

Следовательно, лекарственные средства, срок годности которых истек, являются некачественными лекарственными средствами.

Наличие в обращении лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию, устанавливается органами государственного контроля и/или должностными (уполномоченными) лицами субъектов хозяйствования в сфере обращения лекарственных средств. Такие лекарственные средства изымаются из обращения, а факт их наличия фиксируется в акте (пункт 1 раздела 2 Правил).

Ликвидатор, согласно положениям части 2 статьи 41 Закона, исполняет полномочия руководителя (органов управления) банкрота, то есть может приравниваться к должностным лицам банкрота. Поэтому при наличии у банкрота лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию, ликвидатор должен зафиксировать факт их наличия в соответствующем акте.

Однако само по себе установление факта наличия у банкрота лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию, не имеет никакого практического значения для ликвидационной процедуры, целью которой является полное или частичное удовлетворение требований кредиторов и ликвидация банкрота.

В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Правил лекарственные средства, не подлежащие дальнейшему использованию, получают статус «отходов» и передаются для утилизации или обезвреживания субъектам хозяйствования, имеющим соответствующие лицензии на осуществление хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами, непосредственно или через поставщиков, если это предусмотрено соответствующими договорными условиями.

Субъекты хозяйствования, владеющие лекарственными средствами, не подлежащими дальнейшему использованию, предоставляют в органы государственного контроля по месту осуществления деятельности информацию о передаче таких лекарственных средств на утилизацию или уничтожение (пункт 6 раздела 2 Правил).

Следует отметить, что услуги соответствующих субъектов хозяйствования по утилизации лекарственных средств являются платными и достаточно дорогостоящими.

Возникает вопрос: что должен предпринять ликвидатор банкрота в ситуации, когда у банкрота отсутствуют средства на утилизацию лекарственных средств?

 

За счет средств кредиторов

Одним из возможных вариантов решения этой проблемы может быть утилизация лекарственных средств за счет средств фонда для авансирования денежного вознаграждения и возмещения расходов арбитражного управляющего, который может быть создан кредиторами в рамках дела о банкротстве на основании части 6 статьи 115 Закона.

Но такой вариант решения вопроса по утилизации лекарственных средств представляется маловероятным, поскольку кредитор не будет осуществлять финансирование расходов арбитражного управляющего на утилизацию лекарственных средств при отсутствии соответствующих гарантий возврата этих средств. Такой гарантией, в частности, может быть наличие у банкрота ликвидного имущества (в том числе залогового), стоимость которого должна превышать или равняться размеру финансирования. При определении вероятности возврата указанных средств следует учитывать, что средства, полученные от продажи имущества банкрота, распределяются между кредиторами в очередности, предусмотренной статьей 45 Закона.

Иными (теоретическими, однако в настоящее время тоже маловероятными) вариантами разрешения этой ситуации могут быть следующие.

 

За счет бюджетных средств

Утилизация лекарственных средств может быть проведена и за счет местных бюджетов, фондов охраны окружающей природной среды, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений, а также средств государственного бюджета Украины, предусмотренных на проведение соответствующих мероприятий (на основании статьи 41 Закона Украины «Об отходах»).

Согласно пункту «з» статьи 20 Закона Украины «Об отходах», при подготовке проектов местных бюджетов местные государственные администрации вносят предложения по привлечению средств, необходимых для осуществления мероприятий в сфере обращения с отходами.

В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 21 Закона Украины «Об отходах» органы местного самоуправления в сфере обращения с отходами обеспечивают утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в области охраны окружающей природной среды в пределах своей компетенции организуют сбор, переработку, утилизацию и захоронение отходов на своей территории, а также формируют и используют местные фонды охраны окружающей природной среды в составе местных бюджетов (пункты «е», «є» статьи 19 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»).

Как следует из части 1 статьи 68 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», органы местного самоуправления могут образовывать целевые фонды, выступающие составной частью специального фонда соответствующего местного бюджета.

Теоретически такие целевые фонды могут создаваться в том числе и для решения вопросов, касающихся обращения с отходами.

Для реализации вышеуказанных положений законодательства в местном бюджете на соответствующий год должны быть предусмотрены расходы для осуществления мероприятий в сфере обращения с отходами, в частности расходы на утилизацию отходов, что теоретически возможно, однако труднореализуемо в условиях хронически ограниченного финансирования.

Более того, вышеуказанные положения законодательства направлены прежде всего на решение проблем с отходами, владелец которых неизвестен.

Наличие владельца является дополнительной преградой для решения вопроса об утилизации таких отходов за счет местного бюджета и требует от владельца отходов осуществления мер по «продвижению» вопроса их утилизации.

Дополнительным аргументом для решения данного вопроса может быть доказательство того, что отходы представляют опасность как для окружающей среды, так и для жизни и здоровья человека.

 

Передача на хранение

Проблема наличия у банкрота лекарственных средств, подлежащих утилизации, теоретически может быть решена путем передачи таких лекарственных средств до разрешения вопроса их утилизации на хранение соответствующим государственным учреждениям и организациям или коммунальным службам, предприятиям, в том числе входящим в структуру Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства здравоохранения Украины или Министерства экологии и природных ресурсов Украины.

Однако в настоящее время в Украине отсутствует действующий порядок безвозмездной передачи лекарственных средств, подлежащих утилизации, соответствующим органам или лицам.

Таким образом, наличие в собственности банкрота лекарственных средств, подлежащих утилизации, может стать настоящей преградой для завершения ликвидационной процедуры банкрота.

Положения законодательства, затрагивающие эту проблематику, в основном носят отсылочный и декларативный характер и не предоставляют четких указаний в отношении порядка урегулирования таких вопросов. Поэтому ожидаем от государственных органов соответствующих разъяснений, предлагающих пути решения вышеуказанной проблемы.

 

КОПТИЛИН Станислав — юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
Slide

Зміст

Советы Европы

VOX POPULI

Самое важное

Мотивация наличности

Акцент

Тройной сигнал

Государство и юристы

Кодекс части

Больше всех НАТО

Резолюция достоинства

Конспект

Ответственное получение

Новости законотворчества

Судебная практика

Полицейские будут руководствоваться новым дисциплинарным уставом

Подписан закон об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью

Предлагается принять новый антирейдерский закон

Длительный арест на досудебном этапе производства нарушает право на свободу

Неоднократное направление дела на пересмотр может указывать на отсутствие эффективных инструментов правовой защиты

В. Татьков проиграл спор с ВСП

Большая Палата ВС высказала позицию относительно права на апелляционное обжалование приговора

Новости юридических фирм

Частная практика

AVELLUM консультировала ING Bank по вопросам предоставления финансирования

Aequo представляет интересы Dragon Capital в связи с приобретением ТРК «Радио-Эра»

ЮФ Asters и Sayenko Kharenko сопровождали запуск проекта долгосрочного сотрудничества «Укрзализныци» и General Electric

ЮФ «АНК» защитила интересы судовладельца в Верховном Суде

Отрасли практики

Повышенная передача

От суммы не зарекайся

Кейс из Гааги

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Болевой порок

Самое важное

Топ, снято!

Конкурентный аспект

Судебная практика

Контраргумент

Принципов Рады

Полный вред

Вновь открыть не удалось

Судебная практика

Судебные решения

Об определении размера штрафа за несвоевременную подачу отчета по ЕСВ

Судебная практика

Эффект завершения

Тема номера

Процедурный кабинет

В свете фарм

Быть в теле

Подлежащий камень

Вызов врачу

Інші новини

PRAVO.UA