Уже несколько лет на мировой арене наблюдается стойкая тенденция усиления борьбы с коррупцией. Причем такая борьба не ограничивается государственными границами — отдельные национальные законы имеют экстерриториальное действие, предусматривая привлечение к ответственности за деяния, квалифицируемые как коррупция, даже если они были совершены в третьих странах. Речь идет прежде всего о Законе США о зарубежной коррупционной практике (Foreign Corrupt Practices Act, FСPA). Принятый еще в 1977 году, этот закон активно применяется и ныне, причем субъектный состав «коррупционных практик» даже расширился. В 2010 году расследования на основании FСPA проводились в отношении не менее 150 американских и неамериканских компаний и частных лиц. На порядок возросли и применяемые санкции, достигшие уже сотен миллионов долларов США.
FCPA устанавливает запрет на дачу взяток эмитентами, местными предприятиями и определенными другими юридическими и физическими лицами иностранным государственным должностным лицам. Закон применяется к любой компании, класс ценных бумаг которой зарегистрирован в соответствии с американским законом о ценных бумагах и биржах, или которая должна предоставлять свою отчетность в Комиссию США по ценным бумагам и фондовым биржам (SEC), включая, в частности, иностранные компании, ценные бумаги которых прошли листинг на биржах США.
Коррупционными действиями в соответствии с FCPA является использование в коррупционных целях почты или же каких-либо других средств или инструментов трансграничной торговли в поддержку, осуществление или продвижение предложения, выплаты, обещания произвести выплату, либо же разрешения на передачу каких-либо денег, предложений, подарков, обещаний предоставить что-либо (или разрешения на предоставление чего-либо) в целях оказания влияния на какое-либо действие или решение иностранного должностного лица, политической партии, функционера или кандидата, предпринятое ими в рамках их официальных функций, или склонение упомянутых субъектов к каким-либо видам действия или бездеятельности в нарушение их законных обязанностей, или же использование ими своего влияния на иностранное правительство или на его органы для оказания воздействия или влияния на какое-либо действие или решение такого правительства или его органов с тем, чтобы оказать содействие компании в целях завязывания или сохранения деловых отношений или же для предоставления возможностей для совершения выгодных деловых операций.
Ответственность, таким образом, наступает не только за свершившийся акт передачи взятки, но и за предложение или обещание взятки в пользу должностного лица или третьего лица, на которое оно укажет. Наказуемыми являются только выплаты, направленные на то, чтобы должностное лицо совершило незаконные действия или бездеятельность. Исключений в связи с незначительной стоимостью обещанных или предоставленных ценностей, а также ввиду «обычной деловой практики» государства не предусматривается, но оплата ускорения производства законных действий, так называемая «стимулирующая оплата» (facilitating payments) преступлением не считается. «Стимулирующая оплата» предназначена для того, чтобы побудить официальное должностное лицо совершить действие, которое при прочих равных обстоятельствах оно обязано совершить (например, выдать лицензию), в отличие от действий, совершаемых им по своему усмотрению (например, определить победителя в тендере). FCPA предусматривает также два дополнительных оправдания, используя которые, человек, обвиняемый в нарушении закона, может избежать ответственности. Во-первых, можно апеллировать к тому, что платеж является законным в соответствии с письменными законами или нормативно-правовыми актами соответствующего государства. Во-вторых, оправданием является также совершение выплат, квалифицируемых как оплата для рекламы, демонстрации или разъяснения продукта или услуг, или оплата в рамках исполнения контракта.
FCPA применяется в случае подкупа иностранного должностного лица, иностранной политической партии, партийного чиновника, кандидата на политическую должность за рубежом. Иностранным должностным лицом, в свою очередь, является какой-либо сотрудник или служащий как иностранного правительства или какого-либо его министерства, ведомства или органа (включая государственные компании и компании, контролируемые государством), так и общественной международной организации, или же какое-либо лицо, работающее в официальном качестве на какое-либо такое правительство, министерство, ведомство или орган, или от их имени, или же на какую-либо такую общественную международную организацию или от ее имени. Данное определение толкуется достаточно широко и включает физических лиц, которые не всегда считаются государственными должностными лицами в соответствии с соответствующим национальным законодательством.
За подкуп иностранных должностных лиц FCPA предусматривает наложение на компанию штрафа до 2 млн дол. США. Физические лица, непосредственно осуществлявшие подкуп, наказываются штрафом до 100 тыс. дол. США или лишением свободы на срок до пяти лет. Штраф может быть и больше. Если взятка имеет крупные размеры, то, в соответствии с Актом о выборе штрафа (Alternative Fines Act), суд может назначить штраф в сумме, вдвое превышающей выгоду, которую обвиняемый надеялся получить посредством дачи взятки. Штраф, налагаемый на физическое лицо, не может быть уплачен фирмой.
Отметим, что, зачастую, крупные транснациональные корпорации, уличенные в коррупционных действиях, предпочитают заключить сделки с правосудием и «замять» скандал, что, впрочем, не освобождает такие компании от уплаты крупных штрафов. Да и сам факт проведения расследования достаточно негативно отображается на репутации компании.
В первые 30 лет действия FCPA к ответственности привлекались, в основном, американские корпорации, но в последнее время самые громкие дела касаются обвинений неамериканских компаний, которые подпадают под действие FCPA, если они осуществляют деятельность на территории США, их акции котируются на американских биржах или они действуют от имени американской компании. Daimler и Siemens (Германия), Statoil (Норвегия) и Vetco Gray (Великобритания) — лишь несколько примеров неамериканских компаний, привлеченных к ответственности на основании FCPA за взятки, выплаченные неамериканским должностным лицам за пределами США. Первой российской компанией, «столкнувшейся» с FCPA, стала «Мерседес-Бенц РУС», выплатившая в прошлом году свыше 27 млн дол. США штрафа по обвинениям в даче взяток российским должностным лицам и их родственникам — в большинстве случаев через подставные компании, зарегистрированные в США, и на открытые в США банковские счета или через эти счета. Среди российских ведомств в деле фигурируют ФСО, МВД, Минобороны, правительство Москвы, администрация Нового Уренгоя и Уфы, а также несколько предприятий.
Компания Siemens является рекордсменом по сумме наложенных санкций — почти 2 млрд дол. США. Разместив в 2001 году акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, Siemens автоматически подпала под действие FCPA. В 2006 году SEC обвинила Siemens в подкупе чиновников с целью получения контрактов на поставку медицинского оборудования для Китая и Индонезии, телекоммуникационного оборудования для армий Венгрии и Норвегии, контракта на строительство ядерной электростанции в Сербии и еще в ряде преступлений. С 1999 по 2006 годы через специально созданные фонды сотрудники Siemens раздали около 1,3 млрд евро иностранным чиновникам, от которых зависело принятие решений по контрактам. Чаще всего сумма взяток составляла от 5% до 10% стоимости контрактов, но в отдельных случаях доходила до 30%.
Одним из самых известных примеров компромиссного урегулирования коррупционного скандала является история, связанная с деятельностью немецкого концерна Daimler. Руководство концерна в начале 2010 года призналось в даче взяток государственным чиновникам в 22 странах. Министерство юстиции США предъявило Daimler обвинение в даче взяток на общую сумму 56 млн дол. для получения крупных государственных заказов. По условиям мирового соглашения, заключенного Daimler и правительством США, немецкий автоконцерн заплатил штраф в размере 185 млн дол. В противном случае автоконцерну, кроме штрафа, грозило изъятие незаконно полученной прибыли, отзыв лицензий, запрет участвовать в американских госзакупках и, возможно, введение внешнего мониторинга чистоплотности сделок.
Последним известным фактом проведения расследования на основании FCPA является запрос SEC, полученный американской компанией Deere & Со (производит сельскохозяйственную, строительную и лесозаготовительную технику и коммерческую технику по уходу за парками и газонами под брендом John Deere), по подозрению в даче взяток чиновникам в России и некоторых других соседних странах. Расследование пока что носит непубличный характер, и факт направления запроса о предоставлении информации не означает, что SEC установила, что компания нарушила закон. Отметим, что недавно SEC проводила аналогичные проверки против ряда компаний. В результате были заключены соглашения, в рамках которых Johnson & Johnson, IBM и Tyson Foods обязались совершить миллионные выплаты в пользу SEC и других правительственных органов, однако не стали ни признавать, ни отрицать свою вину в нарушении FCPA. Проверка компании Hewlett-Packard, которую SEC также подозревает во взяточничестве, пока не завершена.
Комиссия по ценным бумагам и биржам, являющаяся одним из субъектов, уполномоченных проводить расследования на основании FCPA, не так давно разработала правила предоставления информации о нарушениях законодательства о ценных бумагах, в том числе и о коррупционной практике фирмы ее сотрудниками. В соответствии с законом Додда — Франка, информаторы, сообщившие о нарушениях, могут получить от SEC вознаграждение в размере от 10% до 30% штрафа, наложенного на компанию. При этом предусмотрен ряд ограничений: сведения следует предоставить добровольно, до поступления запросов от SEC работодателю или лицу, сообщившему о взятке; предоставленная информация должна быть первичной, не из общедоступных источников; информатором не может быть сотрудник, который по роду занятий должен предотвращать коррупцию внутри компании, или же действия которого спровоцировали дачу взятки.
Гонорар будет выплачен, только если размер штрафа превысит 1 млн дол. США и лишь после его зачисления в казну. Анонимное обращение возможно, но личность информатора должен удостоверить американский адвокат, причем имя человека все равно должно быть раскрыто для получения гонорара.
Так что тенденция широкого применения FCPA, показавшего высокую эффективность в трансграничной борьбе с коррупцией, будет только усиливаться. Не менее важно и его «профилактическое» значение — чтобы избежать ответственности за поведение своих сотрудников или партнеров, компании вынуждены были ввести у себя системы внутреннего контроля за служащими, чтобы они не допускали коррупционной практики, а также тщательно проверять квалификацию и репутацию своих партнеров за рубежом, брать с них обязательство не осуществлять коррупционных актов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…