Принятые парламентом 12 мая с.г. изменения в законодательство о совместной деятельности (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совместной деятельности» от 12 мая 2011 года) ввели новые условия ведения совместной деятельности по договору, стороной которого является государственное предприятие, учреждение, организация, а также хозяйственное общество, в уставном фонде которых доля государства превышает 50 % (предприятия, контролируемые государством, или предприятия государственного сектора экономики).
Привлечение инвестиций к поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе стратегического значения, традиционно происходит с применением договора о совместной деятельности при участии предприятий государственного сектора экономики. Поэтому новые требования законодательства, безусловно, распространяются на совместную деятельность в сфере недропользования, где применение такого договора и до этого времени было обременено многими рисками, в том числе, связанными с непризнанием государственными органами прав общей собственности инвестора на добытые полезные ископаемые.
Анализ указанных изменений показал, что новый Закон не только не исключил указанных рисков, но и создал целый ряд новых ограничений для инвестирования на условиях совместной деятельности с предприятиями государственного сектора экономики. Так, государственные предприятия и компании, контролируемые государством, фактически были лишены возможности привлекать инвесторов и заключать с ними договоры о совместной деятельности, поскольку Законом полностью были запрещены любые имущественные взносы в совместную деятельность государственных юридических лиц, не подлежащих приватизации, а также предусмотрены такие формы государственного вмешательства в совместную деятельность, как типовая форма договора, аукционный порядок выбора инвестора, желающего стать участником совместной деятельности и т.д.
Однако, видимо, законодатель, испугавшись своих нововведений, поспешил исправить ситуацию, приняв уже 8 июля 2011 года новый Закон об очередных изменениях, направленных на устранение (исключение) отдельных ограничений, недавно вступивших в силу согласно Закону от 12 мая 2011 года. Так, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления совместной деятельности» от 8 июля 2011 года были исключены требования относительно типовой формы договора и аукционного порядка привлечения инвестора.
Кроме того, согласно последним изменениям, государственным предприятиям, не подлежащим приватизации, теперь уже запрещено вносить в качестве вклада в совместную деятельность не любые имущественные взносы, а только то имущество, которое входит в состав их основных фондов, то есть имущество, относящееся к основным средствам и стоимость которого превышает 2500 грн.
Пока трудно сказать, насколько данное послабление улучшит возможности государственных предприятий по применению договора о совместной деятельности в целях привлечения инвесторов. Однако то, что это дополнительное ограничение будет в определенной мере препятствовать улучшению инвестиционного климата в такой капиталоемкой сфере, как недропользование, предвидеть несложно.
Законом № 847-XIV от 7 июля 1999 года был утвержден Перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, который, в частности, включает НАК «Нафтогаз Украины» и ГПП «Чорноморнафтогаз». Следовательно, возможность заключения договоров о совместной деятельности с такими предприятиями Законом существенно осложнена, поскольку они лишены права вносить любые необходимые для целей совместной деятельности имущественные взносы в совместную деятельность, а только те, которые не относятся к основным фондам.
Оба закона (от 12 мая и от 8 июля с.г.) также существенно усилили государственный контроль за договорами о совместной деятельности с участием предприятий государственного сектора экономики и увеличили влияние правительства на регулирование отношений совместной деятельности. Так, ими предусмотрено, что Кабинет Министров Украины определяет порядок заключения договоров о совместной деятельности с участием предприятий государственного сектора экономики.
Это означает, что в данном случае самостоятельность участников и свобода договора будут ограничены установленной процедурой, которую они обязаны соблюдать при заключении договора. То есть они не могут самостоятельно выбирать наиболее приемлемый для каждой конкретной ситуации вариант поведения.
В дополнение к вышеупомянутым ограничениям сохранены полномочия министерств и ведомств, а также Фонда госимущества по согласованию договоров о совместной деятельности с участием государственных предприятий, находящихся в сфере их управления, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля государства превышает 50 %.
Кроме того, установлена необходимость проведения независимой оценки стоимости имущества, вносимого в совместную деятельность при участии предприятий государственного сектора экономики. Также установлены требования к размеру доли предприятия государственного сектора экономики в договоре о совместной деятельности, которая всегда должна быть не менее 50 %. Таким образом, независимо от размера вложений инвестора, размер его доли в совместной деятельности по договору не может превышать 50 %.
Безусловно, вышеупомянутые законодательные изменения приведут к усложнению перспектив развития совместной деятельности с участием предприятий государственного сектора экономики и применения ими договоров о совместной инвестиционной деятельности, создадут неблагоприятные и неравные условия для участия инвесторов негосударственного сектора экономики в совместной деятельности.
Одновременно с этим Верховный Совет Украины своим Законом от 17 июля внес важные и ожидаемые инвесторами изменения в Закон Украины «О соглашениях о распределении продукции», которые восстановили в составе этого Закона гарантии государства относительно неприменения дальнейших изменений в законодательстве, чем существенно улучшили инвестиционную привлекательность деятельности в сфере недропользования на условиях соглашений о распределении продукции.
ЛУКАНИНА Тамара — партнер ЮФ «Астерс», г. Киев
Виталий РАДЧЕНКО,
старший юрист CMS Cameron McKenna
Ранее принятие Закона № 3322-VI от 12 мая 2011 года поставило под сомнение возможность реализации проектов совместной деятельности (СД) с государственными предприятиями и компаниями, особенно в нефтегазовой отрасли.
Теперь же, согласно Закону № 3686-VI от 8 июля 2011 года, снятие введенного запрета на передачу госпредприятиями, которые входят в список объектов, не подлежащих приватизации, своего имущества в качестве вклада в СД, несомненно, расширит возможность их участия в совместных с инвесторами проектах. Принятые изменения вновь позволят им вносить в СД денежные средства или любое другое дозволенное имущество, не относящееся к основным фондам. По формально-юридическим признакам данное ограничение не должно распространяться на дочерние компании НАК «Нафтогаз Украины», поскольку последние не попали в вышеупомянутый список и не подпадают под определение «государственного предприятия» по Хозяйственному кодексу Украины.
Кроме того, отныне подконтрольные государству компании должны будут иметь как минимум 50 % совместного имущества в СД. В связи с этим, во избежание каких-либо споров касательно толкования положений договоров о СД, необходимо четко разграничивать понятия и размеры вкладов, долей в совместном имуществе и прибыли участников СД.
Ярослава ОНИКА,
адвокат, партнер ЮФ «Кибенко, Оника и Партнеры»
Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции» предусмотрено, что одна сторона (государство Украина) поручает другой стороне (инвестору) на определенный срок проведение поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на установленном участке. Инвестор же обязуется выполнить порученные работы за свой счет с последующей компенсацией расходов и получением вознаграждения в виде части добытой продукции.
Согласно статье 20 Закона, продукция до распределения в пункте измерения является собственностью государства, но после такого
распределения часть продукции (компенсационная и доходная продукция) переходит в собственность инвестора. Отсюда схема взаимодействия инвесторов и государства: первые предоставляют денежные средства, труд и знания в сфере разработки недр;
государство же предоставляет сами недра, упрощает разрешительные процедуры, а также компенсирует инвестору вложенные средства с учетом прибыли. Поэтому проблема возможного оттока инвесторов из нашей страны несколько преувеличена.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…