Государственное вНЕДРение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (713) » Государственное вНЕДРение

Государственное вНЕДРение

Принятые парламентом 12 мая с.г. изменения в законодательство о совместной деятельности (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совместной деятельности» от 12 мая 2011 года) ввели новые условия ведения совместной деятельности по договору, стороной которого является государственное предприятие, учреждение, организация, а также хозяйственное общество, в уставном фонде которых доля государства превышает 50 % (предприятия, контролируемые государством, или предприятия государственного сектора экономики).

Привлечение инвестиций к поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе стратегического значения, традиционно происходит с применением договора о совместной деятельности при участии предприятий государственного сектора экономики. Поэтому новые требования законодательства, безусловно, распространяются на совместную деятельность в сфере недропользования, где применение такого договора и до этого времени было обременено многими рисками, в том числе, связанными с непризнанием государственными органами прав общей собственности инвестора на добытые полезные ископаемые.

Сила госконтроля

Анализ указанных изменений показал, что новый Закон не только не исключил указанных рисков, но и создал целый ряд новых ограничений для инвестирования на условиях совместной деятельности с предприятиями государственного сектора экономики. Так, государственные предприятия и компании, контролируемые государством, фактически были лишены возможности привлекать инвесторов и заключать с ними договоры о совместной деятельности, поскольку Законом полностью были запрещены любые имущественные взносы в совместную деятельность государственных юридических лиц, не подлежащих приватизации, а также преду­смотрены такие формы государственного вмешательства в совместную деятельность, как типовая форма договора, аукционный порядок выбора инвестора, желающего стать участником совместной деятельности и т.д.

Однако, видимо, законодатель, испугавшись своих нововведений, поспешил исправить ситуацию, приняв уже 8 июля 2011 года новый Закон об очередных изменениях, направленных на устранение (исключение) отдельных ограничений, недавно вступивших в силу согласно Закону от 12 мая 2011 года. Так, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления совместной деятельности» от 8 июля 2011 года были исключены требования относительно типовой формы договора и аукционного порядка привлечения инвестора.

Кроме того, согласно последним изменениям, государственным предприятиям, не подлежащим приватизации, теперь уже запрещено вносить в качестве вклада в совместную деятельность не любые имущественные взносы, а только то имущество, которое входит в состав их основных фондов, то есть имущество, относящееся к основным средствам и стоимость которого превышает 2500 грн.

Пока трудно сказать, насколько данное послабление улучшит возможности государственных предприятий по применению договора о совместной деятельности в целях привлечения инвесторов. Однако то, что это дополнительное ограничение будет в определенной мере препятствовать улучшению инвестиционного климата в такой капиталоемкой сфере, как недропользование, предвидеть несложно.

Законом № 847-XIV от 7 июля 1999 года был утвержден Перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, который, в частности, включает НАК «Нафтогаз Украины» и ГПП «Чорноморнафтогаз». Следовательно, возможность заключения договоров о совместной деятельности с такими предприятиями Законом существенно осложнена, поскольку они лишены права вносить любые необходимые для целей совместной деятельности имущественные взносы в совместную деятельность, а только те, которые не относятся к основным фондам.

Оба закона (от 12 мая и от 8 июля с.г.) также существенно усилили государственный контроль за договорами о совместной деятельности с участием предприятий государственного сектора экономики и увеличили влияние правительства на регулирование отношений совместной деятельности. Так, ими предусмотрено, что Кабинет Министров Украины определяет порядок заключения договоров о совместной деятельности с участием предприятий государственного сектора экономики.

Это означает, что в данном случае самостоятельность участников и свобода договора будут ограничены установленной процедурой, которую они обязаны соблюдать при заключении договора. То есть они не могут самостоятельно выбирать наиболее приемлемый для каждой конкретной ситуации вариант поведения.

«Доля» инвестора предопределена

В дополнение к вышеупомянутым ограничениям сохранены полномочия министерств и ведомств, а также Фонда госимущества по согласованию договоров о совместной деятельности с участием государственных предприятий, находящихся в сфере их управления, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля государства превышает 50 %.

Кроме того, установлена необходимость проведения независимой оценки стоимости имущества, вносимого в совместную деятельность при участии предприятий государственного сектора экономики. Также установлены требования к размеру доли предприятия государственного сектора экономики в договоре о совместной деятельности, которая всегда должна быть не менее 50 %. Таким образом, независимо от размера вложений инвестора, размер его доли в совместной деятельности по договору не может превышать 50 %.

Безусловно, вышеупомянутые законодательные изменения приведут к усложнению перспектив развития совместной деятельности с участием предприятий государственного сектора экономики и применения ими договоров о совместной инвестиционной деятельности, создадут неблагоприятные и неравные условия для участия инвесторов негосударственного сектора экономики в совместной деятельности.

Одновременно с этим Верховный Совет Украины своим Законом от 17 июля внес важные и ожидаемые инвесторами изменения в Закон Украины «О соглашениях о распределении продукции», которые восстановили в составе этого Закона гарантии государства относительно неприменения дальнейших изменений в законодательстве, чем существенно улучшили инвестиционную привлекательность деятельности в сфере недропользования на условиях соглашений о распределении продукции.

ЛУКАНИНА Тамара — партнер ЮФ «Астерс», г. Киев


Комментарии

Между вкладом, долей и прибылью

Виталий РАДЧЕНКО,
старший юрист CMS Cameron McKenna

Ранее принятие Закона № 3322-VI от 12 мая 2011 года поставило под сомнение возможность реализации проектов совместной деятельности (СД) с государственными предприятиями и компаниями, особенно в нефтегазовой отрасли.

Теперь же, согласно Закону № 3686-VI от 8 июля 2011 года, снятие введенного запрета на передачу госпредприятиями, которые входят в список объектов, не подлежащих приватизации, своего имущества в качестве вклада в СД, несомненно, расширит возможность их участия в совместных с инвесторами проектах. Принятые изменения вновь позволят им вносить в СД денежные средства или любое другое дозволенное имущество, не относящееся к основным фондам. По формально-юридическим признакам данное ограничение не должно распространяться на дочерние компании НАК «Нафтогаз Украины», поскольку последние не попали в вышеупомянутый список и не подпадают под определение «государственного предприятия» по Хозяйственному кодексу Украины.

Кроме того, отныне подконтрольные государству компании должны будут иметь как минимум 50 % совместного имущества в СД. В связи с этим, во избежание каких-либо споров касательно толкования положений договоров о СД, необходимо четко разграничивать понятия и размеры вкладов, долей в совместном имуществе и прибыли участников СД.

Слухи об оттоке инвесторов явно преувеличены

Ярослава ОНИКА,
адвокат, партнер ЮФ «Кибенко, Оника и Партнеры»

Законом Укра­ины «О соглаше­ниях о распределении продукции» предусмотрено, что одна сторона (государство Укра­ина) поручает другой ­стороне (инвестору) на определенный срок проведение поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на установленном участке. Инвестор же обязуется выполнить порученные работы за свой счет с последующей компенсацией расходов и получением вознаграждения в виде части добытой продукции.

Согласно статье 20 Закона, продукция до распределения в пунк­те измерения является собственностью государства, но после такого

распределения часть продукции (компенсационная и доходная продукция) переходит в собственность инвестора. Отсюда схема взаимодействия инвесторов и государства: первые предоставляют денежные средства, труд и знания в сфере разработки недр;

государство же предоставляет сами недра, упрощает разрешительные процедуры, а также компенсирует инвестору вложенные средства с учетом прибыли. Поэтому проблема возможного оттока инвесторов из нашей страны несколько преувеличена.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Аннулирование регистрации плательщика НДС

Акцент

Никому не НДСно

Государство и юристы

Нерабочее время

Земля только для своих

Государство и юристы

Новости законотворчества

Пеню за неуплату ЖКУ предлагают отменить

Госфининспекция хочет получить полный доступ к ЕГР

О производстве по делам об ограничении реализации права на мирные собрания

Деловая практика

Реформирование на «авось»

Документы и аналитика

Новым доходам — новые налоги

Общежития: правда где-то рядом

КСУ дал бродягам путевку на волю

Зарубежная практика

Безграничная ответственность

Книжная полка

Расследование преступлений

Назначение

Частная практика

В. Сердюк избран председателем Рабочей группы по вопросамреформирования уголовно-процессуального законодательства

Неделя права

Новости из-за рубежа

Акционеры Motorola оспаривают сделку по продаже компании

Тысячи владельцев iPhone судятся с Apple

Неделя права

Минюст определился с юрсоветниками

Концентрация в оффшоре

Один от восьми

Неделя права

Новости из-за рубежа

Юрист требует 77 млн дол. за увольнение из юрфирмы

Неделя права

«Выбили» справедливость

Новости из зала суда

Судебная практика

Юристы «Доминиона» защитили права бухгалтера в суде

АК «Правочин» представила интересы мясопереработчика в налоговом споре

Знак для товаров и услуг «Без ГМО» зарегистрирован правомерно

Новости юридических фирм

Частная практика

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с приобретением «Укррос» компанией Kernel

CMS Cameron McKenna консультирует ЕБРР в связи с займом на 26 млн евро для ЛьвовАвтодора

Завершена реструктуризация группы «Донецксталь» при полной юридической поддержке DLA Piper

Отрасли практики

Кредит для резидента

Государственное вНЕДРение

Структурируй и властвуй

Достучаться до верхов

Формула исполнения

Рабочий график

Кто не успел, тот опоздал

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Реконструированное имущество

Неправомерные действия ВККС

Рассрочка исполнения решения

Самое важное

У КГГА возникла обязанность

Судебная практика

Судебные решения

О порядке определения цены в договоре о взаимосоединении телекоммуникационных сетей

Судебная практика

Ставка на опережение

«К россиянам претензий нет»

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах переоформления телефона

Судебная практика

Не все позволено «Монарху»

Тема номера

Опасность «серого провайдерства»

Подземные связи

Частная практика

Консультант из сети

Эталонные правила

Юридический форум

Контроль на линии

Інші новини

PRAVO.UA