В конце июня Харьковское отделение Ассоциации юристов Украины (АЮУ) представило на обозрение общественности некий стратегический документ, который в будущем позволит не только улучшить качество юридических услуг, а и стать минимальным уровнем сервиса, предоставляемого юридическими компаниями и частнопрактикующими юристами. «Стандарты юридического обслуживания клиентов» (Стандарты) подготовлены инициативной группой во главе с партнером юридической фирмы Arbitis Максимом Селивановым. И именно у него редакция газеты «Юридическая практика» решила поинтересоваться о необходимости разработки и дискуссионных моментах документа-эталона юридического рынка.
— Максим Владимирович, чем обусловлена необходимость разработки и принятия Стандартов юридического обслуживания клиентов? Неужели поводом для этого стал низкий уровень сервиса предоставления услуг в юридических компаниях и частнопрактикующих юристов?
— Юридический бизнес всегда связан с обслуживанием, коммуникацией с Клиентом. Клиент может не понять и соответственно оценить суть юридического решения или качество представления интересов в суде. Но Клиент всегда поймет и оценит то, как с ним общаются, Клиент оценит возможность связаться с юристом по своим вопросам, для Клиента важно вначале сотрудничества понимать размер гонорара юриста и размер других затрат на ведение его дела и другие «мелочи» в общении. Но именно эти «мелочи», то, что фактически может оценить Клиент, формирует его представление о юристах и юридических услугах. Поведение одного юриста закладывает отношение Клиента к другим участникам юридического рынка в целом.
У каждого юриста есть свой стандарт обслуживания Клиентов. Оценить, низкий этот стандарт или высокий, было невозможно — не с чем было соотносить, отсутствовал эталон, с которым можно сравнивать. Стандарты призваны упорядочить, формализовать коммуникацию юриста и Клиента, я бы сказал — установить минимальный уровень сервиса, который должен предоставить юрист, и на который может рассчитывать Клиент. Это стало одной из причин разработки Стандартов — установить для рынка некий уровень сервиса, ниже которого уважающая себя юридическая фирма или юрист услуги не предоставит.
Вторая причина создания Стандартов — показать необходимый уровень сервиса для начинающих юристов и новых юридических компаний. Новые лица, выходя на рынок, должны знать правила рынка и предоставлять сервис не ниже стандарта.
— Какие основные проблемные моменты возникают во время обсуждения документа? Находите ли компромисс?
— Юристы всегда находят компромисс. Тем более в условиях формирования рынка. А самым «проблемным» оказался вопрос о постоянном нахождении юриста на связи, особенно посредством мобильного телефона.
Сегодня юрист редко сидит в офисе — особенно если брать международные проекты. То, насколько легко можно дозвониться юристу, является очень важным показателем. Например, управляющий партнер юридической фирмы «Кибенко, Оника и Партнеры» Елена Кибенко считает, что если дозвониться юристу проблемно (например, юрист не берет трубку на выходные или после 6 вечера), с ним сотрудничать нельзя.
С другой стороны, постоянно находиться на связи и отвечать на каждый звонок мобильного — это и постоянные отвлечения, и рассредоточенность, которые могут привести к ошибкам в работе. Как итог был достигнут компромисс: юрист должен обеспечить клиенту ощущение твоей доступности и предсказуемости при коммуникациях. Каким образом это достигается, решает каждый юрист самостоятельно.
— Сколько юрфирм/частнопрактикующих юристов выразили желание присоединиться к документу?
— Документ разрабатывается под эгидой АЮУ, в частности, Харьковского отделения, поэтому точных данных по АЮУ у меня нет. Из моих знакомых юристов более 100 человек поддержали Стандарты и готовы к ним официально присоединиться. Тем более, что каждый юрист, занимающийся бизнесом, де-факто придерживается стандартов в повседневной профессиональной деятельности.
— Стандарты будут использоваться только членами АЮУ, или любой желающий сможет присоединиться к документу?
— Как я уже ранее говорил, Стандарты разработаны для рынка в целом. Они являются неким уровнем сервиса, отражают ожидания Клиента и побуждают юриста действовать в соответствии с этими ожиданиями.
— Чтобы юридический рынок почувствовал улучшение качества предоставления юридических услуг клиентам, как вы думаете, какое количество субъектов должно присоединиться к документу?
— Лично я думаю, что рынок уже почувствовал улучшение сервиса. Если юристы — люди, как всем известно, творческие — заговорили о стандартах качества, то это само по себе говорит об улучшениях на этом рынке. Наличие стандартов позволяет информировать Клиентов об уровне сервиса и соответствовать ожиданиям Клиента.
— Согласно Стандартам, в случае отказа от предоставления услуг «желательно порекомендовать юриста, который сможет их предоставить». По вашему мнению, не возникнет ли здесь злоупотреблений, ведь, например, правила адвокатской этики не позволяют адвокату рекламировать свои услуги клиенту ни лично, ни через посредников?
— Стандарты не позволяют юристу бросить Клиента наедине с его проблемой. Ответственный юрист не возьмется за работу, в которой некомпетентен. В юридической фирме Arbitis есть три практики: практика интеллектуальной собственности, практика коммерческого права и практика по разрешению споров. Мы не возьмемся за налоговое консультирование или уголовное дело. Но если к нам пришел Клиент с такими проблемами, значит, он надеется на нашу помощь, и мы не можем его оставить. Мы честно говорим Клиенту — мы в этом не специалисты, из числа известных нам специалистов можем порекомендовать того или другого. Здесь нет злоупотребления или рекламы.
— Клиент должен быть проинформирован буквально о каждом шаге юриста. Не будет ли это занимать много времени? Должен ли клиент оплачивать время, потраченное на составление отчетов и постоянное информирование его о ходе работы над проектом?
— Информирование Клиента необходимо. Информирование дисциплинирует юриста и показывает его заботу о Клиенте. Я думаю, что после осмотра врача вам бы хотелось получить информацию о состоянии своего здоровья. Или в случае, если врач после сдачи анализов что-то выявит, вы, скорее всего, тоже захотите об этом узнать. Много ли это занимает времени? Должен ли оплачивать? Не знаю, много или мало, знаю, что если это важно для Клиента, то он хочет об этом знать, и он оплатит время, потраченное на то, что для него важно.
— За невыполнение обязательств будет наступать какая-либо ответственность? Например, санкции со стороны АЮУ?
— Ответственность, безусловно, будет, и санкции будут наложены, но не АЮУ, а Клиентом. Выбирая внешнего консультанта, Клиент будет искать лучший сервис. И в этом ему помогут Стандарты. Выбор станет санкцией для нерадивого юриста.
— Как продвигается работа? Когда вы планируете презентовать доработанный документ? Принять его?
— Я думаю, черту мы сможем подвести только после того, как выскажется большинство членов отделения (по спорным вопросам). Сейчас Стандарты направлены на обсуждение в другие отделения АЮУ, после обсуждений они будут утверждены на уровне АЮУ. По моему мнению, это произойдет в конце сентября — начале октября с.г.
(Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…